Глава 3. Иезуитские редукции.




Рассматривая феномен создания Обществом Иисуса редукций, невозможно не брать во внимание обстановку в Европе на рубеже XVI-XVII вв., в том числе уже упомянутое начало процесса Реформации.

Страны Европы устремились в Новый Свет, в том числе на территорию Латинской Америки, в поисках и ресурсов, необходимых для развивающейся экономики, прежде всего – золота, спрос на которое значительно вырос. Испания была одним из самых активных и первых участников этого процесса в регионе. Испания была первым и самым активным участником данного процесса.

Кроме того, значительную роль в конкисте играли эндогенные факторы: последствия затяжной реконкисты отразились на социальном климате в стране. Сформировался многочисленный класс военных и безземельных идальго, привыкших жить за счёт военной добычи и грабежей, и, чтобы избежать волнений внутри страны, им нужно было обозначить новую завоевательную цель. Интерес к новым землям подогревали в том числе и популярные легенды о мифическом Эльдорадо и Пайтити.

Важно отметить, что падение авторитета папства, заметное в странах Западной Европы, к Испании не относилось. римские папы и испанские монархи были тесно связаны вплоть до воцарения Бурбонов в XVIII в., а само государство было одним из лидеров Контрреформации. Таким образом, в деятельности Испании в Южной Америке тесно переплелись «компенсация» римско-католической церкви и финансовые, политические амбиции Испании.

В новых местах завоеватели надеялись получить обширные владения со множеством крепостных. Несмотря на существующую систему, фактически ликвидировавшую личную зависимость, существовали дополнительные способы обращения человека в рабство: так, испанские поселенцы могли сделать это, обвинив индейца в подготовке вооруженного восстания[21].

Среди иезуитов, однако, находились и те, кто не боялся в открытую выступить против политики закабаления индейцев, что нередко приводило к тому, что таких «неугодных» иезуитов отправляли к дикарям в джунгли или саванны, куда их и призывали в зависимости от собственных интересов местные губернаторы, особенно когда методы покорения силой не срабатывали. Так было в Чили, на северо-западе современной Аргентины, в Чако, Парагвае, в бассейне Амазонки и Ориноко, на границе с непокоренной Патагонией к югу от Буэнос-Айреса. Там уже иезуиты, в силу особых условий своей деятельности, часто сами могли ставить властям условия, чем неоднократно и пользовались.

Практика основания иезуитами редукций – крупных индейских поселений, изолированных от другого, неиндейского населения, началась в XVII в.: 29 декабря 1609 г. была основана первая иезуитская миссия среди гуарани, – миссия Сан Игнасио Гуазу в районе реки Параны, а в июле 1610 г. – миссии Лорето и Сан Игнасио Мини в регионе Гуайры.

Иезуиты шли уверенно вплоть до региона Чако в северо-западном Парагвае: там их встретили гуайкуру. Прозвище этому народу дали сами гуарани. Гуайкуру означает «варвар», «дикарь», что уже подразумевает под собой их обычаи и нравы. Они с трудом объединялись в миссии из-за их образа жизни и сложившихся традиций, – они так же были кочевниками, однако, в отличие от гуарани, считали сельское хозяйство недостойным видом деятельности, предпочитая охоту, рыбалку и собирательство.

Исходя из этого, ядро для объединения в миссии для гуайкуру отсутствовало, и иезуиты сосредоточились на более восприимчивых регионах Гуайры и Параны. Наконец, благодаря трудам Торреса, в октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссий в Парагвае, а обращённые ими в христианство индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне[22], что в то время было беспрецедентно.

Племена гуарани оказывали решительное сопротивление попыткам иезуитов подчинить их своему контролю. Против иезуитов боролись индейские вожди-касики Аригуахе, Пита, Гуира-Вера, Чим-бой и др. Некоторые, как тот же Аригуахе, со временем меняли своё мнение и уходили под иезуитский протекторат.

Установление новых верований и характерных для него постулатов могло сократить влияние касиков и в целом шаманства, чего оно не желало допускать. Касикам и простым гуарани был непонятен смысл целибата – в их обществе мужчину, имеющего какую-либо власть и престиж, очень часто окружало множество женщин. Возможно, именно поэтому индейцы называли монахов abaré, т.е. «другие». Недовольство вызывали и попытки установить моногамные отношения между мужчиной и женщиной. Перед крещением иезуиты настаивали на том, чтобы индеец женился.

Языческие традиции продолжали жизнь, – многие гуарани строили святилища вдали от поселений, в недоступных иезуитам местах и погребали там своих шаманов. Позже, в таких святилищах проводились службы. Скрывая такие места, индейцы одновременно избегали прямых столкновений с католическими священниками и не теряли самоидентификацию. Католическое духовенство отразилось и на ведении шаманских служб: многие шаманы, подражая иезуитам, строили деревянные алтари в лесах, носили чёрные одежды. Они пили canguí, кукурузное пиво, вместо вина, изображая движения католических священников, и поднимали священную чашу к небу, т.е. гуарани не только воспринимали европейскую культуру, но и активно адаптировали и перестраивали под неё собственную.

Существовали также психологические и внешние причины, подталкивавшие индейцев к сближению и объединению в рамках создаваемых иезуитами редукций. Соседняя с Испанией Португалия активно колонизировала Бразилию, где рабство стало основой ведения хозяйства, поэтому возник спрос на постоянный и устойчивый поток рабов: невольников использовали на рудниках, плантациях и в личных целях. Рабовладельческие рынки существовали на территориях сегодняшнего бразильского штата Сан-Паулу, граничащего с редукциями, и паулисты (работорговцы), нередко совершали набеги на кочевников-гуарани.

Кроме паулистов, в лежащих по берегам Параны областях постоянной была опасность набегов индейцев из других провинций. В 1585 г. на территории провинции Чако[23] (современная Аргентина) были основаны белые поселения Консепсьон дель Бермехо. В 1608 г. было основано поселение Эстеко. В обоих поселениях жителями были испанцы, прибывшие из Мадрида и Талавера. Итогом попытки европейцев подчинить местное население стал мятеж чако и в 1631 г. местное население ушло из поселений Консепсьон и Матара.

Стало очевидное, что подобное может произойти и с другими колониальными образованиями, а чако, вытесненные из зон своего обитания, могут нападать на поселения других племён.

Существование этих угроз помогло иезуитам объединить местное население в редукции под предлогом их защиты от закабаления. Помимо этого, присоединяясь к редукции, индеец гарантированно получал какую-либо часть произведенных внутри поселения товаров. В некотором смысле это делало жизнь гуарани стабильнее. Горные реки Парана и Уругвай, расположенные по соседству Анды стали естественными рубежами, позволившими сохранить численность гуарани, перемещая их в более труднодоступные регионы и защитить их от набегов чако и паулистов.

По внешнему виду все иезуитские редукции, «пуэблосы», были похожи друг на друга, а также и на другие миссионерские города Латинской Америки. Типичная планировка отражала не только европейский взгляд на внешний вид цивилизованного города, но и помогала увеличивать миссионерское влияние и контроль за индейцами.

В первых инструкциях, составленных для миссионеров Диего де Торресом Бойо, подчёркивалась необходимость сходства парагвайских миссий с перуанскими. Это означало, что у каждого взрослого мужчины, имеющего семью, должен быть свой дом. Четыре таких дома формировали квартал, а кварталы разделяли улицы, часто благоустроенные.

Церковь, кельи и кладбище должны прилегать друг к другу и формировать центральную площадь. Как верно отметил аргентинский исследователь искусства редукций Божидар Дарко Сустерсич, у индейцев гуарани отсутствовало деление пространства на сакральное и профанное, по этой же причине культовые места индейцев всегда открытые. Кладбище окружалось стеной, а на нём должна быть часовня. Понимая, что такую инфраструктуру быстро не создать, Торрес призвал конструировать здания постепенно, обращая внимание на мнение и реакцию гуарани.

Так же, в поселениях существовал пруд, использовавшийся для хранения воды и хозяйственных нужд, загон для скота и сельскохозяйственные угодья.

В течение всего существования редукций, развивались и эволюционировали сами условия проживания в них гуарани. На смену постройкам из облепленного глиной тростника в середине XVII в. пришёл необожжённый кирпич, а тростниковой осталась только крыша. К началу XVIII в. необожжённый кирпич заменили строительным камнем, а для крыши использовалась черепица, пол же облицовывали керамикой. Во второй половине XVIII в., на закате деятельности ордена иезуитов, дома начали разрушаться и беднеть, поскольку никакого ухода или наблюдения за их состоянием не было.

Согласно записям миссионеров, каждая нуклеарная семья проживала в своём доме. Единственным исключением из этого правила был случай, когда новоиспечённая жена не знала, как справляться с появившимися обязанностями; в таких ситуациях новобрачные гостили у семьи мужа до тех пор, пока жена не приобретёт необходимые навыки. В дальнейшем иезуиты содействовали отделению малой семьи от большой, что заняло по крайней мере один век.

Существовали и другие случаи, при которых гуарани не проживали в отдельных жилищах и малых семьях. Так, например, иезуиты не позволяли женщинам жить без покровительства отцов или мужей, что «распущенным» в католическом смысле гуарани было несвойственно, так как традиционно практиковалась полигамия. Соответственно, миссионеры создавали отдельные, особенные общежития, так называемые cotiguazú («большой дом»), которые служившие для защиты женской чести и невинности. В них могли находиться вдовы, сироты, женщины, мужья которых покинули поселение на какое-либо время. Женщины, проживающие в таких домах, не могли уходить и приходить тогда, когда они пожелают. Cotiguazú имели лишь один вход, а их жильцам позволялось покидать место пребывания лишь во время религиозных празднований. «Большие дома» зачастую находились слева от кладбища.

Редукции отличались большой численностью населения: в начале XVIII в. в каждой проживало в среднем проживало около 4,700 индейцев. Первое место по обитателям занимала редукция Сан Николас (6,986 человек), а самой малонаселенной была миссия Санта Роса (1,780 человек). Чтобы эффективно руководить такой массой людей, иезуиты создали развитую систему управления.

Внутри редукций монахи приспособили католицизм к индейским языческим верованиям, подкупали вождей-касиков (в целях избежать народного негодования и восстания), которые получали долю от эксплуатации соплеменников. В дальнейшем стали развиваться новые формы управления: по испанскому образцу был создан городской совет (cabildo), выполнявший посреднические функции между аборигенами и членами ордена.

Также существовала должность алькальда (аналог современной должности мэра), контролирующего почти всю жизнь миссии, и стать которым мог как знатный человек, так и рядовой гуарани. С появлением иезуитов социальная дифференциация гуранского общества росла и укреплялась, служащие, например, могли носить одежду из шерсти, хлопка, вельвета или даже шёлка, а многие надевали особенную униформу, обувь и даже носки в дни празднований.

По описанию Святловского В. В. в своём труде «Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII столетиях», каждой редукцией управляли члены ордена, «отцы», в помощь которым избирались лучшие туземцы, которых называли «коррехидоры», действовавшие по указаниям патеров. В каждой редукции были два главных патера – руководитель-администратор и духовник-исповедник. С населением иезуиты контактировали преимущественно через коррехидора. Главой всей сети редукций являлся Кордовский провинциал и четыре его советника. Численность самих членов Общества Иисуса Святловский оценивает в количестве «не более ста-ста двадцати на все тридцать колоний или округа»[24].

В редукциях выращивали традиционные для индейцев культуры: кукурузу, бобовые, табак, сахарный тростник, хлопок, злаки (пшеницу и рис), но особенное место занимал индейский чай, матэ. Миссионеры, никогда до этого не пробовавшие этот напиток, стали активно продавать его в страны Европы как «эликсир иезуитов»; не удивительно, что спрос был большим, ведь напитку приписывали необычайные свойства. Вырученные средства шли на строительство зданий в миссии и для обогащения самого ордена. В 1645 г. орден получил от испанского короля право на торговлю листьями матэ и в вскоре иезуитское государство стало производить его больше, чем весь Парагвай вместе взятый. Положительно сказывалось и удачное местоположение редукций, — они находились по соседству с важными центрами торговли, такими как Буэнос-Айрес и Санта-Фе, где были склады, на которых хранился чай.

Создав опорные пункты в провинциальных центрах, иезуитам удалось в сравнительно короткие сроки подчинить своему контролю обширные территории на периферии испанских владений в Америке.

Таким образом, столкновение двух цивилизаций на примере индейцев-гуарани и ордена иезуитов, привело к значительным изменениям в быте и повседневной жизни, нравам коренного населения. Но при этом, населявших редуации гуарани можно охарактеризовать как смесь крепостных и рабов: у них не было частной собственности, как у последних, и они должны сами производить средства для своего пропитания, как первые. В индейцах, при всём вкладе ордена в их жизнь, видели тех, кто способен только на физический труд. Возможно, по этой причине, к концу XVIII в., после изгнания ордена из этого региона, уровень жизни в поселениях резко упал: индейцы не могли организовать жизнь без помощи своих «наставников». В доколониальный период всеми процессами внутри большой семьи руководил вождь-касик, он же распределял продукты питания среди индейцев. По сути, с приходом иезуитов они же и заняли его нишу в укладе жизни гуарани, с той лишь разницей, что иезуитский вариант быль более усложнён с целью организации эффективного управления.

В период своего расцвета всё иезуитское управление базировалось в городе Кордоба, что находится в современной Аргентине. В 1573 г., когда город только начинал строиться, им дали лишь один из семидесяти кварталов, как и другим религиозным орденам. в 2000 г., иезуитский квартал был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и приносит немалый доход современным государствам в регионе за счёт туризма.

Пожалуй, именно архитектура наиболее полно характеризует сплетение культур в редукциях. В них сочетались иезуитские церкви в стиле барокко и местные техники, материалы и орнаменты. Из метрополии иезуиты привозили различную литературу по архитектуре, изобразительному искусству в поселения, а также множество гравюр известных авторов того времени. И как уже было сказано ранее, важной отличительной чертой деятельности ордена иезуитов было то, что не только могли изъясняться на языках индейцев, но и не препятствовали слиянию местной культуры с европейской.

Редукции развивались пока процветало Общество Иисуса. Запретив его и изгнав из региона, испанские Бурбоны положили конец редукциям, в которых прежде трансформировалась, но смогла сохранить свои основные черты культура коренных народов.


 

Заключение.

В подконтрольных Испании колониях на территории Латинской Америки в XVII-XVIII вв. за господство соперничали две главные движущие силы: колониальные светские власти и церковь в лице католических монашеских орденов, одним из которых было Общество Иисуса (орден иезуитов). Римско-католической церкви в этот период было как никогда важно укрепить свои позиции, ослабленные после Реформации и религиозных войн в Европе.

Создание миссий религиозными орденами не только способствовало проведению более эффективной евангелизации и христианизации коренного населения, но и служило ещё одним средством пополнения казны как колониальных властей, так и церковных – ведь часть произведённого в них увозилось на продажу.

Монахи (не только иезуиты) пытались построить в колониях «справедливый христианский мир» без рабства и поэтому старались минимально воздействовать на местное население физически, что разительно отличалось от политики энкомендерос. Но де-факто случае силового воздействия на индейцев встречались и среди церковников, и не всегда процесс слияния двух культур происходил мирно.

И всё же воздействие миссионеров на культуру индейцев было крайне многоплановым. Помимо очевидной цели – евангелизации и инкультурации, деятельность иезуитов в Испанской Америке привнесла в жизнь коренных народов оседлость, образование, новые сельскохозяйственные культуры, сопровождалась появлением новых традиций, новых ответвлений в искусстве, музыке и архитектуре, наиболее полно отразившей слияние двух культур (автохтонной и европейской), положив начало развитию собственной латиноамериканской культуры.

Расовая же дискриминация индейцев, которую богословы в начальный период колонизации оправдывали, ссылаясь на Библию, была обоснована экономически и даже иезуиты, при всём их вкладе в жизнь населения на подконтрольных территориях, видели индейцев способными лишь к физическому труду. Индейцы находили способы использовать миссионеров, чтобы пережить важные экономические и политические изменения, в редукциях они могли продолжать оставаться собой, они смогли адаптировать свою культуру к новым для себя условиям, сохранив основные её аспекты.

Не только иезуиты объединяли индейцев в редукции, но организованные именно Обществом Иисуса поселения, принципы их существования можно считать уникальным. В иезуитских редукциях не было практики применения силы по отношению к аборигенам и фактического рабства, энкомьенды. В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не препятствовали слиянию европейской и автохтонной культур, монахи ордена могли изъясняться на языке индейцев и изучали его, что дало толчок к развитию лингвистики в целом. Само искусство, возникавшее в этих поселениях, было уникальным «синтезом» двух культур, нашедшим своё отражение в городских постройках (открытый дворик при церкви в редукции), так и в традициях (из католических и автохтонных традиций возник День Мёртвых, и по сей день отмечающийся в Мексике и других странах Центральной Америки). Однако после изгнания иезуитов из Латинской Америки многие из основанных ими поселений пришли в запустение.

Проводимая иезуитами и другими католическими орденами христианизация коренного населения в Испанской Америке с учётом региональных особенностей в XVII-XVIII вв. в результате стала одним из факторов появления латиноамериканской идентичности, которая продолжит формироваться на протяжении следующего XIX в. в ходе национально-освободительных войн и появлению в регионе новых независимых государств.


 

Список использованных источников и литературы:

 

I. Источники.

1. Кодекс Мендоса / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. – К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. – 308 с. URL: https://kuprienko.info/codice-mendoza/ (дата обращения: 01.12.2019)

2. Устав ордена иезуитов.

3. Capitulaciones de Santa Fe (17 de abril de 1492). // Ministerio de Educación, Cultura y Deporte. Archivo General de Indias. URL: https://www.culturaydeporte.gob.es/dam/jcr:a77c4c94-be69-4bfb-8d5a-b5f69558ff39/transcripcion.pdf (дата обращения: 30.11.2019)

4. Casal Juan Manuel, Whigham Thomas L. Paraguay: Investigaciones de historia social y política.: Actas de las III Jornadas Internacionales de Historia del Paraguay en la Universidad de Montevideo. Tiempo de Historia, 2014, 406 p.

5. Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. // Real Academia Española. URL: https://www.rae.es/sites/default/files/Aparato_de_variantes_Historia_verdadera_de_la_conquista_de_la_Nueva_Espana.pdf (дата обращения: 30.11.2019)

6. El tratado hispanoportugues de limites 1750 у sus sonsecuencias. Estudio sobre la abolitión de la Compañia de Jesús, p. 251-253

7. Sahagún B. Historia general de las cosas de la Nueva España. // Internet Archive. URL: https://archive.org/details/historiagenerald03saha/page/n6 (дата обращения: 01.12.2019)

8. The Madrid Codex: new approaches to understanding an ancient Maya manuscript / edited by Gabrielle Vail and Anthony Aveni. – Boulder, Colorado: The University Press of Colorado, 2004. – 426 p. URL: https://www.famsi.org/mayawriting/codices/pdf/madrid_rosny_bb.pdf (дата обращения: 01.12.2019)

II. Литература.

1. Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. История Латинской Америки: С древнейших времен до начала XX в.: [Учеб. для вузов по спец. «История»]. – М.: Высш.шк, 1981. – 2-е изд., перераб. и доп. – 1991. – 286 с.

2. Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. Новая история стран Латинской Америки: [Учеб. пособие для ист. специальностей ун-тов и пед. ин-тов]. – М.: Высш. школа, 1970. – 384 с.

3. Андронова В. П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. – М.: Наука, 1972. – 119 с.

4. Бунин А.В. Всеобщая история архитектуры: Западная Европа и Латинская Америка XVII - первая половина XIX вв. В 12 т. – М., 1969. Т. 7. – 620 с.

5. Бунин П. Иезуиты. – М: Дело, 1990. – 89 c.

6. Галибина-Лебедева Е.С. Орден иезуитов в Латинской Америке XVII–XIX веков: на примере Эквадора / Е.С. Галибина-Лебедева. – М.: Наука, 2014. – 335 с.

7. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII ст. М., 1977. – 296 с.

8. Католическая энциклопедия. Том 2. Буквы И–Л. – М.: издательство Францисканцев, 2005 – 964 с.

9. Кофман А. Ф. «Теория и законы конкисты: первые шаги» // Латинская Америка 2004 №6

10. Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции (иезуиты). – М.: 1953. – 312 с.

11. Пичугин П. А. Музыкальная культура андских народов. – М., 1979. – 87 с.

12. Ракуц Н. В. Иезуиты в бассейне Амазонки // Латинская Америка. 2012. №3. С. 62-76.

13. Ракуц Н.В. Иезуитские миссии (редукции) испанской Южной Америки в контексте проблемы симбиоза культур // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 102-116.

14. Святловский В. В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII столетиях. – Петроград: Пути к знанию, 1924. – 53 с.

15. Слёзкин Л.Ю. Земля Святого Креста: открытие и завоевание Бразилии. – М.: Наука, 1970. – 158 с.

16. Слёзкин Л.Ю. Новая история стран Латинской Америки. – М.: Высшая школа, 1970. – 384 с. + 4 л. карт.

17. Aguilar R. A. La Masoneria y La Inquisicion en América: México y Perú. // ISUU. URL: https://issuu.com/eede/docs/aguilar_____la_masoneria_y_la_inqui (дата обращения: 10.01.2020)

18. Alarcón Gutiérrez D. Diagnóstico del estado de conservación de materiales bibliográficos de la biblioteca Franciscana del convento de San Gabriel en Cholula. // Bibliotécas UDLAB. URL: https://catarina.udlap.mx/u_dl_a/tales/documentos/lhu/alarcon_g_d/ (дата обращения: 10.01.2020)

19. Cobo В. Historia del Nuevo Mundo. // Internet Archive. URL: https://archive.org/details/historiadelnuev00andagoog/page/n7 (дата обращения: 20.04.2020)

20. Ganson B. A. The Guarani under Spanish Rule in the Río de la Plata Region. Stanford University Press, 2005, 290 p.

21. Gutièrrez Escudero A. América: Descubrimiento de un mundo nuevo. Madrid, 1990. 358 p.

22. Historia de la Evangelización en América Latina // Portal Misionero. URL: https://www.portalmisionero.com/evamer.htm (дата обращения: 03.02.2020)

23. John A. Crow. The Epic of Latin America, 4th ed. – Berkeley: University of California Press, 1992.

24. Moran Beltrán L.E. Visión del indio en la obra de Juan Ginés de Sepúlveda. // Revista de Filosofía. 2002. №42. P. 127-142.

25. Murúa M. Historia general del Peru. // Internet Archive. URL: https://archive.org/details/historiagenerald00mura (дата обращения: 22.02.2020)

26. Reeve M. E. Regional Interaction in the Western Amazon: The Early Colonial Encounter and the Jesuit Years: 1538-1767. // Ethnohistory. 1993. vol. 41. №1. P. 106-138.

27. Stubbs J. H., Makas E. G. Architectural Conservation in Europe and the Americas. Hoboken (NJ), 2011. 512 p.

28. Thornberry P. Indigenous peoples and human rights. Manchester, 2002. 484 p.

29. Virgin of Guadalupe // Encyclopedia of the Unusual and Unexplained. URL: https://www.unexplainedstuff.com/Religious-Phenomena/Virgin-of-Guadalupe.html (дата обращения: 14.04.2020)

 


[1] Gutièrrez Escudero A. América: Descubrimiento de un mundo nuevo. Madrid, 1990. P. 24

[2] Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. // Real Academia Española. URL:https://www.rae.es/sites/default/files/Aparato_de_variantes_Historia_verdadera_de_la_conquista_de_la_Nueva_Espana.pdf (дата обращения: 20.02.2020)

[3] Ракуц Н. В. Иезуиты в бассейне Амазонки // Латинская Америка. 2012. №3. С. 62-76.

[4] Ракуц Н.В. Иезуитские миссии (редукции) испанской Южной Америки в контексте проблемы симбиоза культур // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 102-116.

[5] Григулевич И. Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII ст. C. 45.

[6] Устав ордена иезуитов.

[7] Ракуц Н. В. Иезуиты в бассейне Амазонки. С. 63.

[8] Casal Juan Manuel, Whigham Thomas L. Paraguay: Investigaciones de historia social y política.: Actas de las III Jornadas Internacionales de Historia del Paraguay en la Universidad de Montevideo, P. 38

[9] Бунин П. Иезуиты. М.: Дело. С. 26.

[10] Murúa M. Historia general del Peru. // Internet Archive. URL: https://archive.org/details/historiagenerald00mura (дата обращения: 22.02.2020)

[11] Moran Beltrán L.E. Visión del indio en la obra de Juan Ginés de Sepúlveda. // Revista de Filosofía. 2002. №42. P. 133.

[12] Stubbs J. H., Makas E. G. Architectural Conservation in Europe and the Americas. Hoboken (NJ), 2011. P. 355.

[13] Virgin of Guadalupe // Encyclopedia of the Unusual and Unexplained. URL: https://www.unexplainedstuff.com/Religious-Phenomena/Virgin-of-Guadalupe.html (дата обращения: 14.04.2020)

[14] Бунин А.В. Всеобщая история архитектуры: Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. С. 509.

[15] Thornberry P. Indigenous peoples and human rights. Manchester, 2002. P. 17.

[16] Moran Beltrán L.E. Visión del indio en la obra de Juan Ginés de Sepúlveda. // Revista de Filosofía. 2002. №42. P. 135.

[17] Thornberry P. Indigenous peoples and human rights. Manchester, 2002. P. 50.

[18] Григулевич И. Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII ст., С. 40.

[19] Андронова В. П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. М.: Наука, 1972. С. 60.

[20] Там же, С. 66.

[21] Sarreal J. The Guaraní and Their Missions: A Socioeconomic History. Stanford University Press, 2014, p. 22.

[22] Sarreal J. The Guaraní and Their Missions: A Socioeconomic History. Stanford University Press, 2014, p. 28.

[23] Casal Juan Manuel, Whigham Thomas L. Paraguay: Investigaciones de historia social y política.: Actas de las III Jornadas Internacionales de Historia del Paraguay en la Universidad de Montevideo, p. 40.

[24] Святославский В. В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII столетиях. Петроград: Пути к знанию, 1924. С. 29.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: