Глава 1. Иезуитские миссии в Латинской Америке. Формирование латиноамериканской культуры.




Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

 

Уральский гуманитарный институт

Факультет международных отношений

Кафедра зарубежного регионоведения

 

 

Деятельность ордена иезуитов на территории Латинской Америки в период XVII-XVIII вв. и его влияние на культуру региона.

 

 

Курсовая работа

Студента 3 курса

Цыхместер Артёма Викторовича

 

Научный руководитель

ассистент

Корушнова Н. И.

 


 

Оглавление

 

Введение.....................................................................................................  
Глава 1. Иезуитские миссии в Латинской Америке. Формирование латиноамериканской культуры …………………………………………  
Глава 2. Дискриминация автохтонного населения на подконтрольных иезуитам территориях ……….….……….….……….  
Глава 3. Иезуитские редукции …………………………………………  
Заключение ………………………………………………………………  
Список использованных источников и литературы …………………..  

 


 

Введение

 

Процесс испанского проникновения на территорию современной Латинской Америки ведёт начало в XV в., вскоре после экспедиций Христофора Колумба. Ускорившиеся темпы развития европейского общества, рост объёмов торговли, развитие промышленности, а также потребность в больших запасах золота диктовал испанцам, португальцам, французам, голландцам поиск новых путей в Индию. Покинув юг Испании, Колумб рассчитывал достичь острова Чипанго (современная Япония), но из-за неточности своих расчётов он достиг островов Карибского моря, первые из которых получили названия «San Salvador» и «Concepción»[1].

Первыми испанскими силами в этом регионе стали конкистадоры, по своей сути – обедневшие испанские рыцари (кабальеро и идальго), но уже вскоре после первых экспедиций Колумба на эти территории различные монашеские ордена – иезуиты, францисканцы, доминиканцы, августинцы и другие немногочисленные католические конгрегации. Выпущенная 4 мая 1493 г. булла папы римского Александра IV Inter caetera не только давала монархам Кастилии и Арагона право на управление открытыми землями и торговые преференции, но и обязывала отправлять туда миссии с целью обращения в католическую веру местного населения.

Стоит отметить, что состав подобных миссий был разным, в них входили не только иезуиты – в числе миссионеров были францисканцы, доминиканцы, августинцы и другие немногочисленные католические конгрегации. Выполняя единую функцию, методы, однако, у них были разными, что, как следствие, приводило к разным результатам их деятельности.

Важным отличием в деятельности иезуитов (и католических миссий в целом) от конкистадоров была выбранная ими идеология: миссионеры придерживались концепции «conquista espiritual» (т.е. «духовного завоевания»). Не всегда этот процесс происходил гладко и в истории духовного завоевания записано немало имен проповедников, погибших от рук туземцев, к которым они шли без оружия, только с крестом и Библией.

Можно говорить о том, что Новый Свет в видении религиозных орденов представал как «потерянный рай», в котором возможно построить идеальное христианское общество. Но даже при наличии концепции «духовного завоевания» деятельность иезуитских миссионеров не всегда носила сугубо мирный характер и коренное население на территориях, на которых действовали иезуиты, часто подвергались дискриминации, которую в можно толковать как расизм, но, как правило, оправдывалось папскими буллами и королевскими законами.

Данная тема актуальна и по сей день, поскольку и в современном мире встречаются проблемы интеграции различных этнических и конфессиональных групп, разных народов в «цивилизованное» общество, проблемы сосуществования человеческих общностей на одном географическом пространстве.

Тема данной работы также привлекает внимание к особенностям колонизации Латинской Америки и оставленным ей наследию. Население этого региона представляет собой новые национальности, смешанные в различных пропорциях с испанцами, которые постепенно менялись в результате кровосмешений, активной пропаганды религии, интеракцией с обычаями и культурой Европы. Менее чем за два столетия после испанской конкисты (завоевания) всё коренное население от Нью-Мексико до Гватемалы стало полностью цивилизованным. Силами монашеских орденов и светских священников, многие из которых отдали за это свои жизни, они приняли новую веру (католическую) – за столь короткий (как для исторического процесса), что подчёркивает усердный труд миссионеров.

В лучшую сторону по сравнению с тем, что оставили после себя конкистадоры, отличается и вклад иезуитов по сохранению сведений о культуре коренных народов: сюда можно отнести изучение индейских языков, написании книг на этих языках, что позволяло реформировать автохтонные обычаи.

«Духовное завоевание» дало толчок процессам аккультурации и европеизации аборигенов, развитию синкретических явлений в различных аспектах жизни. Но это было не единственным последствием: присутствие ордена иезуитов и религиозная экспансия в целом оправдывали закабаление и эксплуатацию коренных народов, что, как было сказано выше, находило оправдание в издаваемых папами буллах и королевских законах.

Выбор хронологических рамок работы обусловлен тем, что именно в период XVII-XVIII вв. ощущаются результаты всего проделанного в предыдущем столетии и меняется взгляд на сами методы колонизации. Истребление коренных народов, в том числе и конкистадорами, привело к тому, что население колонизируемых территорий стало сокращаться и, как следствие, империя теряла рабочую силу и своё могущество. Становится очевидно, что силовые методы встраивания индейцев в колониальную структуру испанской империи, основанные лишь на применении оружия, не дадут желаемых результатов, и идею конкисты начинает заменять идея «conquista espiritual» – мирная евангелизация индейцев, их обращение в католическую веру силами в том числе ордена иезуитов. Однако в целях более полного раскрытия темы работы были изучены документы и события, относящиеся в XVI веку.

Предметом исследования является развитие и особенности деятельности ордена иезуитов на территории испаноговорящей Америки в период XVII-XVIII вв.

Объектом исследования выбран орден Римско-католической церкви Общество Иисуса (орден иезуитов), наряду с другими религиозными орденами проводивший евангелизацию и инкультурацию местных жителей.

Задачи исследования:

· проанализировать деятельность ордена иезуитов в данный период;

· проанализировать результаты проводимой орденом христианизации местного населения;

· обозначить положение коренных народов региона в изучаемый период;

· выяснить степень дискриминации коренного населения Латинской Америки в изучаемый период;

· сделать выводы о результатах деятельности иезуитов в Латинской Америке.

Исходя из тематики работы, использовалась как отечественная, так и зарубежная литература (на испанском языке). В качестве источников преимущественно используются труды монахов религиозных орденов, а также непосредственно устав ордена иезуитов и сохранившиеся до наших дней индейские кодексы – кодекс Мендоса и Мадридский кодекс (The Madrid Codex). Достаточно полную картину процесса конкисты, не лишённую, однако, искажений, можно проследить в хронике Historia verdadera de la conquista de la Nueva España[2] за авторством Диас дель Кастильо Б., в которой одной из главных целей конкистадоров выделяется именно распространение христианской веры.

Тема деятельности Общества Иисуса на территории современной Боливии комплексно рассмотрена в статье Ракуца Н. В. «Иезуиты в бассейне Амазонки»[3]. В статье анализируются результаты деятельности ордена иезуитов в XVII-XVIII вв., что соответствует хронологическим рамкам работы. В статье «Иезуитские миссии (редукции) испанской Южной Америки в контексте проблемы симбиоза культур»[4] Ракуц Н. В. более подробно рассмотрел проблему межкультурного взаимодействия индейцев и европейцев.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена деятельности ордена иезуитов, функционирования на территории Испанской Америки и итогам его деятельности. Вторая глава содержит анализ положения аборигенов относительно католической церкви и сведения о случаях притеснения индейцев со стороны колониальных властей и церковников. Третья глава содержит анализ истории и функционирования иезуитских редукций.


 

Глава 1. Иезуитские миссии в Латинской Америке. Формирование латиноамериканской культуры.

На территории испанских колоний в Америке иезуиты стали осуществлять свою деятельность значительно позже других монашеских орденов, во второй половине XVI в.: в 1566 г. первые иезуиты появились во Флориде, в 1568 г. – в Перу, в 1572 г. – на территории Новой Испании[5]. К тому времени конкиста уже завершилась и сформировалась колониальная структура управления территориями, согласно которой индейцев поручали помещику (энкомендеру).

Сам орден иезуитов возник раньше, в первой половине XVI в., когда в Европе с прежде единой католической церковью начался процесс Реформации. Созданный Игнатием Лойлой и утверждённый папой Павлом III, он был призван вывести Римско-католическую церковь из кризиса религиозной системы, приостановить процесс её распада и укрепить её позиции и влияние. Как и многие другие монашеские ордена, Общество Иисуса создавалось как военизированная структура, а каждый из его членов был монахом и воином одновременно. В числе главных принципов организации ордена были жёсткая дисциплина и беспрекословное повиновение младших по положению старшим, нашедшее выражение в формуле, записанной в уставе ордена[6] – Erit sicut cadāver. Разработанную орденом система морали самими иезуиты называли «accomodativa» (т.е. «приспособительной»), поскольку она давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования.

Предшественники церковников, конкистадоры, зачастую проводили насильственную политику установления в колониях христианских и европейских порядков, образа жизни и ценностей среди автохтонного, что, разумеется, вызывало недовольство и приводило к многочисленным жертвам с обеих сторон.

В этой связи следует отметить, что монахов из ордена иезуитов посылали в те места, где предпринятые до них попытки насаждения новых порядков потерпели неудачу – например, территории современных Чили, провинций Коррьентес и Чако в Аргентине, Мисьонеса в Парагвае[7]. При этом важно отметить, что северо-восток Аргентины и Мисьонес в колониальный период воспринимались как единая территориальная общность[8].

До прибытия в Новый Свет иезуитов, христианизацию индейцев пытались осуществить другие ордена – прежде всего францисканцы и доминиканцы, пытавшиеся убедить аборигенов отступить от политеизма и идолопоклонничества путём проповедей. Иезуиты выбрали иной подход в деле христианизации населения: члены ордена подкупали местную элиту, а также использовали для достижения своих целей человеческие слабости, т.е. действовали более хитро и прозорливо, чем их предшественники. Видевшие успехи Общества Иисуса, значительно преуспевшего в христианизации индейцев по сравнению с другими орденами, люди и поддержка понтифика[9] заметно увеличили численность иезуитов в регионе.

Однако при всех успехах ордена, не всегда процесс слияния двух культур происходил мирно. Несмотря на их внешне благие намерения в Новом Свете, монахи – даже францисканцы доминиканцы – применяли физическую силу по отношению к местному населению, если встречали сопротивление, например, в 1616 г. при подавлении восстания индейцев-тепехуанов и в 1695 г., когда восстали индейцев-пима.

С первого контакта европейцев с этническими множествами новых земель, «дикость и варварство» вновь открытых народов стали противопоставляются западным идеала. На практике оказывалось, что система ценностных координат христианства и видение мира универсальны не в полной мере. Из-за этого аспекта местные народы были обращены в рабство и в первые десятилетия колонизации индейцы считались объектом, бездушным предметом, что можно подтвердить словами члена ордена мерседариев Мартина де Муруа в его труде «Всеобщая история Перу»[10]: там он называет их ленивыми, глупыми и суеверными. Хуан Хинэс де Сепульведа, испанский гуманист, описывает индейцев как «существ, лишь едва напоминающих человека»[11].

Так как все местные верования так или иначе были связаны с культом земли, радикальной ошибкой духовенства в Испанской Америке было ведение проповедей по европейскому типу, в котором не подчёркивалась связь человека и природы, что было так важно для индейцев. Зачастую духовенство не уделяло должного вниманию мировоззренческой системе индейских племён. Существовало множество миссионеров, описывающих автохтонные культуры, но такие труды не были угодны испанской короне. В силу исторических особенностей, среди которых отдельное место занимает контакт с маврами-мусульманами, Испания в тот период была страной католического фундаментализма, поэтому «синтез» индейского и христианского был невозможен.

Из-за невежества и быстроты, с которой конкистадоры разрушали доиспанские цивилизации, не происходило медленное и безболезненное отторжение языческих догм, ровно как и последовательной и мирной евангелизации. Восстания индейцев, их неповиновение колонистам стало неотъемлемой чертой всего колониального периода. Христианству было чрезвычайно трудно установить диалог, поскольку христианская вера слишком разнилась по своему мировоззрению с местными верованиями, где человека окружали духи, а каждое действие или событие в жизни имело сакральный смысл. Поэтому возникновение каких-либо «индейских апологетов» в подобных условиях было невозможно. Язычество же оставалось на своих позициях, – свидетельством этому является то, что языческие практики продолжались или даже увеличивали количество своих сторонников.

Но если рассматривать и другие аспекты деятельности иезуитов в колониях, можно отметить и их немалую прогрессивность в области культурной интеграции. Отличительной особенностью поведения иезуитов в миссиях было то, что они не препятствовали слиянию местной культуры с европейской, в отличие от тех же францисканцев. Кроме того, иезуиты, в отличие от испанских завоевателей и представителей других католических орденов, могли изъясняться на языках индейцев. Изучение иезуитами языка коренного населения способствовало развитию лингвистики в целом. Стараниями монахов ордена были составлены первые словари с индейских на европейские языки, переведены на местные языки катехизис и церковная служба.

Намного более толерантным было отношение иезуитов ко многим местным обычаям, например, сохранение и популяризация визитов к соседям, в которые отправлялись целыми деревнями, издавна были у гуарани формой поддержания межгрупповых отношений. Они сопровождались ритуальными плачами при встрече, затем организовывалось всеобщее угощение традиционным напитком матэ, который именно иезуиты внедрили в культуру.

Усилиями иезуитов религия, пришедшая «извне», не ликвидировала прежние традиции полностью, а «уживалась» с ними и преобразовывала. Многие обычаи сохранялись: например, иезуиты приветствовали старинную традицию рассказывать свои сны, при всём скептическом отношении иезуитов к флагелляции, они не противились этой традиции – индейцы же верили, что вместе с кровью, человека покидает зло.

Воздействие миссионеров на культуру индейцев было крайне многоплановым. Помимо очевидной цели – евангелизации и инкультурации, деятельность иезуитов в Испанской Америке сопровождалась появлением новых ответвлений в искусстве, архитектуре, музыке (преимущественно церковной). Произошёл переход местного населения на осёдлость, изменивший саму систему расселения, внедрение регулярного земледелия, распространения новых сельскохозяйственных культур и скотоводства, ремесленных производств.

Местные жители без проблем воспринимали музыку, импортированную из Европы и легко обучались игре на неведомых им ранее инструментах. Так как в прошлом народы, с которыми работали миссионеры, не придерживались каких-либо монотеистических верований, в их культах большое внимание уделялось танцам и музыке, в последующем ставшими очень важным аспектом взаимодействия двух культур. Через такие средства было легче доносить до индейцев христианские идеи и ценности, в чём активно помогали миссионеры, имеющие музыкальные навыки и таланты. В музыке также стал проявляться синкретизм: так как музыка использовалась как средство пропаганды христианства, в религиозные песнопения стали добавлять фрагменты из местных языков кечуа, аймара, а в музыку – характерные для индейской музыки пентатонные звукоряды.

Католические ордены способствовали развитию образования на континенте. Разумеется, оно было религиозным, но это не отменяет того факта, что школы способствовали повышению уровня грамотности среди индейского населения и креолов, что было необходимо для формирования человека и включения его в общественную жизнь. Церковное образование детей способствовало прививанию им христианского мировоззрения. Доступ для девочек в большинство таких учреждений, однако, был запрещён. На протяжении XVII в. иезуиты основали ряд университетов, которые после изгнания ордена с континента превратились в одни из ведущих университетов Латинской Америки[12]: основали Национальный Университет Кордовы (Аргентина, Universidad Nacional de Córdoba) и Папский Университет в Боготе (Pontificia Universidad Javeriana).

Индейцы, смогли постепенно адаптироваться к изменениям, которых они, по ряду причин, зачастую сами и желали, что способствовало формированию собственной латиноамериканской культуры, сочетавшей характерные черты культур как колонизаторов, так и колонизируемых. одним из самых ярких таких проявлений можно считать легенду о Деве Марии Гваделупской[13], – образе Богородицы с индейскими чертами лица, который, по легенде, явился крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцин и приобрёл затем большую популярность. Другим примером можно считать сохранение многих праздников, таких как День Мёртвых, который праздновали ацтеки и который по сей день сохраняет своё значение для стран Центральной Америки.

Религиозные ордена, вместе со своей деятельностью, принесли в Новый Свет ведущие тенденции своего времени, то есть элементы как готики, так и эпохи Возрождения, включая доминирующий в XVII-XVIII в. стиль барокко – и в живописи, и в архитектуре.

В основанных иезуитами (как и другими монашескими орденами) поселениях, редукциях, сочетались иезуитские церкви в стиле барокко и местные техники, материалы и орнаменты. Например, на одной из таких церквей были изображены люди индейского происхождения со свойственными им длинными волосами, высокими лбами и другими особенностями, но в европейской традиции, – окруженные ангелами, держащими маракасы. В ряде случаев храм проектировался таким образом, так, чтобы паства могла молиться на свежем воздухе, в так называемом «атрио» – это было продиктовано как жарким климатом, так и индейской идолопоклоннической традицией[14].

Развитие школ, где отбирали талантливых детей для церковных хоров и обучения ремеслу вызвали, в свою очередь, появление латиноамериканских живописцев и скульпторов в XVII-XVIII вв.: боливийского художника Мельчора Перес де Ольгина, колумбийского живописца Грегорио Васкес де Арсе-и-Себальоса, эквадорского скульптора индейского происхождения Мануэля Чили Каспикара.

Школы также были колыбелью формирования музыкальных талантов новой культуры – создавались даже специальные музыкальные школы, в которых обучали игре на инструментах.

Индейская традиционная культура в редукциях подверглась сильной трансформации, но многие её главные черты сохранились. Индейцы видели в редукциях то пространство, где они могли продолжать быть индейцами, самими собой. Там происходил естественный в тех условиях процесс переоценки и переосмысления традиций, принятие всего нового, что им не противоречило.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: