Третья техника переноса изображения – это глубокая печать.




К глубокой печати относят: офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру.

  • Офорт, как уже было сказано выше, похож на цинкографию. Металлическая пластина, выбранная для гравюрной формы, тщательно полируется, покрывается кислоупорным грунтом, на котором процарапывается рисунок. Потом эту пластину опускают в азртную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности.

 

Рис. 9. Варлен Пен. Абхазские горы. 1967г.

  • Резцовая гравюра. Ровная металлическая пластина тщательно шлифуется. Затем на нее наносят контур изображения. Для штрихов и линий применяют штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносятся иглами. Металлические заусеницы - барбы, которые остаются по краям, аккуратно срезаются шабером. Изображение заполняют густой краской. С помощью специального кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для изображения характерны строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий.

 

Рис. 10. А.Дюрер. Адам и Ева. 1504.

  • Меццо-тинто или черная манера. В отличие от прочих техник работы на металлической пластине, при использовании техники меццо-тинто, пластина не шлифуется, а наоборот. Художник работает по тщательно зазерненной пластине, которая дает глубокий черный фон. Места, которые должны дать светлый или серый фон наоборот выглаживаются. Процесс подготовки пластины для техники меццо-тинто является, наверное, самым трудоемким среди всех техник. Лучше всего для пластины подходит медь – она достаточно мягкая, но не хрупкая. Позволяет рельефу выдерживать значительные нагрузки, не деформируясь при этом.

 

Рис. 11. А.Мильдеберг. Портрет писателя П.Руммо. 1955.

  • Пунктир. Это разновидность офорта. Выполняется ударами молоточком по пунсонам – острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются темные участки, при слабом – светлые. Изображения, выполненные в пунктирной технике, отличаются эффектной легкостью и воздушностью изображения.

 

Рис. 12. Дж. Уокер. Портрет великого князя Павла Петровича. 1791г.

  • Сухая игла. Есть мнение, что данная техника появилась одновременно с резцовой манерой, когда самые тонкие линии проводились не резцом, а иглой. При этом высокие зазубренные наросты обычно сшлифовывались. Особенность глубокой печати в том, что идеально белый фон получается при идеально отшлифованной поверхности. Любая царапина, оставленная даже тонкой шкуркой, при печати дает фон. Царапать пластину можно любыми острыми предметами: ножом, любыми видами игл или другими острыми предметами. Это и называется сухой иглой. Линия в сухой игре расплывчатая, как в технике акварели по-мокрому.

Рис. 13. А. Ф. Кютт. Чудское озеро.

 

  • Акватинта. Название эта техника получила за сходство оттиска с акварелью. Перед травлением на пластину наносится специальная кисло упорная смола. Затем пластина опускается в кислоту. Для получения большего количества фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводят число травлений до более чем 20 этапов. Протравленные углубления заполняются офортной краской и с помощью станка выполняется оттиск на бумагу.

Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

 

Рис. 14. Ко Ж. Жазе с оригинала К. Верне. Охотничья травля. 1827.

  • Резерваж. В этой технике рисунок наносится пером или кистью на непосредственно саму поверхность доски специальными чернилами. Сначала готовится специальная смесь гуммиарабика с сахаром или обычной туши с сахаром. Этой смесью рисуют по обезжиренной поверхности металла. Затем покрывают твердым лаком и опускают в воду. Под воздействием воды рисунок разбухает и его аккуратно смывают. Обнажившийся металл можно травить. Получившаяся гравюра похожа на рисунок пером или кистью.

 

Рис. 15. А. Зуев. Жигули. Молодецкий курган

  • Лавис. Суть этой техники заключается в том, что гуммиарабика или гуашь смешивается с кислотой и этой смесью рисуют непосредственно на металле. Оттиск напоминает рисунок кистью.

 

Рис. 16. Ж. Б. Лепренс. Слух.

  • Мягкий лак. Техника мягкого лака создаёт эффект рисунка мягким материалом (карандаш, сангина и т.д.). Сначала заранее подготовленная пластина грунтуется мягким лаком, затем сверху накладывается лист бумаги, желательно не слишком толстый. На бумаге делается рисунок карандашами различной мягкости. После того, как рисунок был нанесен, лист бумаги отрывается от пластины вместе с грунтом. Металл протравливается и воспроизводит карандашный рисунок, ранее сделанный на бумаге.

Рис. 17. Э. Вийральт. Девочка-берберка с верблюдом. 1940.

  • Карандашная манера. Этот вид эстампа был создан для воспроизведения изображений и не получил особого распространения. Техника имитирует рисунок карандашом, углем, пастелью, сангиной. Является смешанной техникой – наполовину офортной, наполовину резцовой.

Рис. 18. Воспитание Амура. По рисунку Франсуа Буше (1703-1770). 1760-е.

И, наконец, четвертый вид эстампа – плоская печать или литография. Главное преимущество этой техники заключается в том, что она не требует от художника специальных гравировальных навыков. Принцип этой техники основан на химической неоднородности печатающей поверхности и особом свойстве литографской краски прилипать только к сухой поверхности.

На отшлифованную, но слегка зазерненную до шероховатости поверхность известняка наносится рисунок специальным литографским карандашом или тушью. Затем поверхность камня протравливается кислотным составом. Протравленные участки смываются водой, но отталкивают краску, а там, где был нанесен жировой рисунок, вода скатывается, а краска, наоборот, прилипает. Далее к камню особым прессом прижимается бумага и изображение готово. Важно помнить, что бумага должна быть достаточно плотной.

 

Рис. 19. А. Зуев. Лунный свет, студеный берег. 2010

Каждый отпечатанный оттиск является оригиналом, но следует помнить, что с увеличением тиражирования, уменьшается качество изображения. Это происходит из-за естественного износа гравюрной формы. Таким образом, первые изображения всегда получаются самыми лучшими.

 

____________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: