К способам трафаретной печати относятся вырезной трафарет и шелкография.




ЭСТАМП

 

В отличие от многих других видов искусства, эстамп достаточно молодое явление. Он возник на рубеже XIV – XV веков. Несмотря на то, что возникновение гравюры произошло значительно раньше, в Китае, она так и не вышла за его пределы.

Главным толчком в возникновении и развитии эстампа было изобретение печатного станка в Германии в 1444 году.

После возникновения печати, появилась необходимость иллюстрирования печатной продукции. Для этой цели была выбрана гравюра. И уже во второй половине XV века появляются книги с иллюстрациями. Именно графика давала человеку наглядные представления о мире вплоть до середины XIX века – возникновении фотомеханики.

В различные периоды наиболее активно развивается та или иная техника эстампа.

Например, в XV веке существуют только две техники эстампа: резец и обрезная ксилография.

В XVI веке рождается техника офорта и кьяроскуро.

XVIII век был наиболее богатым на появление новых техник. Родились такие техники как: меццо-тинто, акватинта, пунктир, лавис, карандашная мера.

Если говорить о технологиях, то существуют четыре разных способа переноса изображения, принципиально различающиеся между собой. Каждый из этих способов имеет несколько вариаций гравировки.

Первый способ – это трафарет. На место будущего изображения накладывается плоский защитный экран, в котором прорезаны различные формы, через которые и наносится краска на основу.

К способам трафаретной печати относятся вырезной трафарет и шелкография.

Вырезной трафарет характеризуется большим количеством перемычек, предохраняющих трафарет от того, чтобы он не развалился на куски.

 

Рис. 1. Вырезной трафарет

Шелкография – более распространенный вид трафарета. Его особенность заключается в том, что основа трафарета в шелкографии – это мелкая, обычно шелковая сетка, которая частично заклеивается специальным составом и оставляет свободным лишь рисунок. Далее сетка накладывается на бумагу, заливается краской, которая протекает через ячейки и рисунок готов.

 

Рис. 2. Шелкография

Второй вид эстампа – высокая печать. Она заключается в том, что поверхность печатной формы гравируют. Краска, нанесенная на печатную форму, не попадает в канавки гравировки и остается на поверхности. К печатной форме прижимается бумага и получается цельное изображение, испещренное белыми линиями.

К высокой печати относятся:

  • Гравюра на гипсе. Ее преимущество заключается в том, что гипс мягкий материал и хорошо подходит для гравировки. Гипсовая гравюра часто выглядит грубовато, но это лучший вариант для первоначального знакомства с эстампом.

 

Рис. 3. Гравюра на гипсе

  • Ксилография – гравюра на дереве. К ней относятся:
    • Продольная (обрезная) гравюра. Каждая линия с двух сторон вырезается ножом, а середина вынимается специальным резцом. Основа под гравюру – деревянная доска, что усложняет процесс вырезания, так как она неоднородна и выступы поперек волокон часто деформируются в процессе изготовления печатной формы. Для этого типа гравировки характерна некая жесткость и скованность линий. Но своя особенная фактура деревянной доски, из которой изготовляется форма, позволяет создать совершенно неповторимый эффект.

 

Рис. 4. Ханс Бургкмайер. Атака из засады. Ок. 1512 г.

  • Торцовая гравюра. Больше всего для гравюрной формы подходит дерево самшит. Несмотря на то, что его трудно достать, именно оно самое плотное и лучше всего держит полировку. Гравирование производится стальными резцами разных размеров и профилей. Такие резцы называются штихели. Так же как в гипсовой и обрезной гравюрах, штрихи делаются в тех местах, которые не должны быть пропечатаны. Штихель легко режет во всех направлениях, что позволяет художнику создать разнообразные штрихи, передающие тон, форму и т. д. Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами.

 

Рис. 5. Вильям Аллен Роджерс. Зазывая покупателей

  • Линогравюра. Этот вид гравировки получил свое название из-за необычного материала для изготовления гравюрной формы, а именно – линолеума. Такая гравюра немного рыхлая и грубоватая, но она более монументальна, чем другие виды гравировки. Кроме того, она позволяет делать гравюры большого размера.

Рис. 6. Ю.Тышкевич. Весна. 1970.

  • Цинкография. Также является разновидностью эстампа. Эта техника заключается в том, что на лист цинка наносится рисунок специальным кислоупорным раствором, а промежутки между линиями заливаются кислотой, образовывая канавки. Такая печать отличается от офорта только своим способом.

 

Рис. 7. А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал

  • Гравюра на картоне. Отличительная особенность этого вида эстампа заключается в том, что благодаря малому перепаду толщины, пропечатывается вся поверхность картона – в том числе и углубления. Рельеф в гравюре создается иглой; макетным ножом; с помощью подкладывания или наклеивания сверху кусочков картона; с помощью клея, песка или рельефной пасты; путем наклеивания ткани.

 

Рис. 8. Сергей Дудко. Тянь-Шань, Памир 2000г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: