1.Речь - это высшая психическая функция или элементарная Ответ: Элементарная. Высшая
2. Какие из следующих высших психических функций локальные?
Ответ: Память. Речь. Внимание. Гнозис. Праксис. Мышление
3. Что такое устная - письменная, внутренняя - внешняя речь? Экспрессивная - импрессивная
речь?
Монологическая - диалогическая речь? Ответ: Виды речи. Функции речи
4.. Что такое коммуникативная, номинативная, накопительная, контролирующая,
регулирующая речь?
Ответы: Виды речи. Функции речи.
5. Собственное устное высказывание - какой вид речи?
Ответы: Импрессивная речь. Экспрессивная речь
6. Собственное письменное высказывание - какой вид речи?
Ответы; Экспрессивная речь. Импрессивная речь.
7. Понимание речи, чтение - какой вид речи?
Ответы: Экспрессивная речь Импрессивная речь.
8. К какому уровню мозга относятся фонема, слово, морфема, предложение?
Ответ: Символическому (языковому). Гностико-праксическому
9. К какому уровню мозга относятся акустический образ звука речи и его артикуляционная поза?
Ответ: Символическому (языковому.).Гностико-праксическому.
10. К какому уровню мозга относятся буква (графема)? Ответ: Символическому (языковому). |
Гностико-праксическому.Символическому (языковому)
11. Какой отросток у нервной клетки один? Ответ: Аксон. Дендрит.
12. Каких отростков у нервной клетки много?
Ответ: Аксонов. Дендритов.
13. Что такое синапс?.
Ответ: Врожденная нервная структура Результат созревание нервных клеток
14. Сколько существует блоков мозга (по А.Р. Лурия)?
Ответ: Два. Пять. Три.
15. Какой блок мозга носит название накопительного?
Ответ: Задний. Энергетический. Передний.
16. Сколько видов полей коры мозга выделено в неврологии и нейропсихологии?
|
Ответ: Два. Три. Один.
17. В каком виде полей коры локализованы гнозис и праксис?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.
18. В каком виде полей коры локализована способность к использованию средств языка?
Ответ: Первичных. Вторичных.
19. В каком виде полей коры локализована буква как средство смыслового письма?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.
20. Какие поля коры мозга наиболее высокие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные
21. Какие поля коры мозга наиболее низкие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные
22. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются физический слух и физическое
зрение?
Ответ: Вторичных. Первичных, Третичных.
23. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются символическая деятельность?
Ответ: Вторичных. Первичных Третичных.
24. У какого биовида, обитающего на земле, наиболее выражена функциональная
асимметрия полушарий мозга?
Ответ: у животных. У человека.
25. Какое из полушарий мозга является доминантным?
Ответ: Левое. Правое.
26. Какое из полушарий мозга является субдоминантным?
Ответ: Левое. Правое.
27. Какой тип локализации речевой и других высших психических функций?
Ответ: Динамическая локализация. Центры.
28. В рамках какого вида артикуляционного праксиса осуществляется произнесение
отдельного звука речи?
Ответ: Афферентного. Эфферентного.
29. В рамках какого вид артикуляционного праксиса осуществляется
произнесение серии звуков речи?
Ответ: Афферентного. Эфферентного._
30. Какова Локализация неречевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария
|
31. Какова локализация речевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария
32. В какой области мозга локализован предметный зрительный гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной __
33. В какой области мозга локализованы цветовой и пальцевый гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной
34. В какой области мозга локализован пальцевой праксис?
Височной, теменной, лобной, затылочной, темнено - затылочной.
35_В какой области мозга локализован динамическийпраксис? Ответ:
Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной
36. Что является единицей фонологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение
37. Что является единицей лексического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение
38. Что является единицей морфологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение
39. Что является единицей синтаксического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение
40. Какая речь является более развернутой по структуре?
Ответ:Устная Письменная Теменно-затылочной
41. Какая речь является более свернутой по структуре?
Ответ: Диалогическая. Монологическая.
42. Какая речь является более произвольной по способу реализации? Ответ Ситуативная. Неситуативная
43. Какая речь является симультанной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя
44. Какая речь является дискретной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя.
45.Что изучает психолингвистика?
Ответ: Мозговые механизмы речевой функции. закономерности перевода внутренней речи во внешнюю. Лингвистические особенности нарушений речи.
|
46. Каким термином обозначается развитие отдельного человека?
Ответ: Речевой онтогенез. Речевой антропогенез
47. К каким особенностям мозговой организации высших психических функций относятся
различия в коэффициенте межполушарной асимметрии мозга?
Ответ: Общечеловеским (универсальным). Индивидуальным
48. О чем свидетельствует коэффициент межполушарной асимметрии мозга, меньшими по
величине, чем нормативный?
Ответ: о гипоактивности правого полушария, гиперактивности правого полушария
49. Обязательны ли "ненормативной функциональной полушарной асимметрии левшество
или амбидекстрия в виде доминирования правой руки или двурукости?
Ответ: Да. Нет_
50. Какова этиология нарушений речи органического генеза у детей? (Отметить нужное)
Ответ: Внутриутробная и родовая травма
Черепно-мозговая травма
Ослабленное здоровье
Нейроинфекция
Неблагоприятная социальная среда
51. Какова этиология нарушений речи органического генеза взрослых? (Отметить нужное)
Ответ:
Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье
Инсульт
Нейроинфекция
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
52. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у детей?
Ответ:
Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье
Инсульт
Нейроинфекция
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
53. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у взрослых?
Ответ: Черепно-мозговая травма
Ослабленное здоровье
Инсульт
Нейроинфекция
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
54. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как задержка
речевого развития (ЗРР) и общее недоразвитие речи (ОНР)?
Ответ:
Клиническую
Педагогическую Психологическую
55. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как алалия и
афазия?
Ответ:
Клиническую
Педагогическую Психологическую
56. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие в речи ребенка замен
одного звука речи на другой?
Ответ: Фонематической или Фонетической
57. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие искажений в произношении
звука речи? Ответ: Фонематической
Фонетической
58. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу замен?
Ответ:
Сформирован
Несформирован
59. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу искажений?
Ответ:
Сформирован
Несформирован
60. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологическогокосноязычия к дислалии по
типу искажений в произношении звуков речи?
Ответ:
Об отставании в формировании фонематической
О продвижении в формировании фонематического слуха
О первичной неполноценности органов артикуляции
61. При какой алалии преобладающим является отсутствие собственной устной речи?
Ответ:
Сенсорной. Моторной
62. При какой алалии преобладающим являются трудности понимания речи?
Ответ: Сенсорной. Моторной
63. Каково состояние внутренней речи при аталии?
Ответ:
Сохранна
Нарушена
64. Каким поражением мозга обусловлена афазия?
Ответ:
Диффузным Локальным.
65. Какие факторы можно отнести к числу этиологических при афазии?
Ответ:
Черепно-мозговая травма
Сотрясение мозга
Менингит
Энцефалит
Инсульт
67. Какой фактор можно отнести к числу патогенетических при афазии?
Ответ: Несформированность речевой функции
Специфическое расстройство в виде потери представлений законах и правилах языка
Общее нарушение интеллектуально-мнестических процессов
68. К каким классификациям афазий относятся моторная и сенсорная афазия?
Ответ:
Нейролингвистической
Классической неврологической Нейропсихологической
69. При каких формах афазии первично страдает экспрессивная речь?
Ответ:
Моторной
Динамической
Сенсорной
Акустико-мнестической
Семантической
70. При каких формах афазии первично страдает импрессивная речь?
Ответ:
Моторной
Динамической
Сенсорной
Акустико-мнестической
Семантической
71. При какой форме афазии имеется импрессивный аграмматизм (трудности понимания
логико-грамматических конструкций)?
Ответ:
Моторной
Динамической
Сенсорной
Акустико-мнестической Семантической
72. Какова степень близости следующих неречевых функций к речевой? (Расположите их в
соответствующем порядке - по убывающей).
Ответ:
3 Предметный зрительный гнозис
6 Речевой слуховой гнозис
1 Пальцевый праксис
2 Динамический праксис
5 Оральный праксис
4 Симультанный зрительный гнозис
73. При какой форме афазии первичным дефектом является речевая слуховая
агнозия (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия)?
Ответ:
Моторной Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
74. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным дефектом является артикуляционная апраксия?
Ответ:
Моторной
Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
75. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации АР. Лурия) первичный
дефект представлен импрессивным аграммагнзмом. т.е. непониманием логико-грамматических
конструкций речи?
Ответ:
Моторной
Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
76. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.р.лурия) первичным
дефектом является нарушение слухо-речевой памяти
Ответ:
Моторной
Сенсорной,
Динамической,
Семантической,.
Акустико-мнестической
77. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным
дефектом является снижение речевой инициативы?
Ответ:
Моторной
Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
78. Для какой формы афазии характерно отчуждение смысла слова?
Ответ:
Моторной
Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
79. Для какой формы афазии характерен аграмматизм типа телеграфного стиля?
Ответ: Моторной
Сенсорной Динамической
Семантической Акустико- мнестической
80. Для какой формы афазии характерно сужение объема слухоречевой памяти и слабость
слухоречевых следов?
Ответ: Моторной
Сенсорной
Динамической
Семантической
Акустико-мнестической
81. К какой классификации относятся фонологическая, лексическая, морфологическая и
синтаксическая афазия?
Ответ:
Нейролингвистической
Классической неврологической Нейропсихологической
82. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации)
первичным дефектом является нарушение выбора слов?
Ответ:
Фонологической Морфологической Лексической
Синтаксической
83. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является потеря представлений о системе фонематических противопоставлений?
Ответ:
Фонологической
Морфологической
Лексической
Синтаксической
84. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение построения предложения? Ответ:
Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической
85. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение способности к словообразованию и словоизменению?
Ответ: Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической
86. Какая область мозга специализирована в отношении слуховой модальности?
Ответ: Лобная
Височная
Теменная Затылочная
87. Какая область мозга специализирована в отношении зрительной модальности? Ответ: Лобная Височная Теменная Затылочная
88. Какая область мозга специализирована в отношении тактильной модальности?
Ответ:
Лобная
Височная
Теменная
Затылочная
89. Какая область мозга специализирована в отношении двигательной
модальности?
Ответ:
Лобная
Височная
Теменная
Затылочная
90. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в височной доле мозга?
Ответ:
Моторной
Динамической
Сенсорной
Семантической
91. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в лобной
(премоторной) доле мозга?
Ответ:
Моторной афферентной
Динамической
Моторной эфферентной
Сенсорной
Акустико-мнестической
Семантической
92. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в теменной (постцентральной)
доле мозга?
Ответ:
Моторной афферентной
Динамической
Моторной эфферентной Сенсорной
Акустико-мнестической Семантической
93. При какой форме афазии первично нарушена повторная речь?
Ответ:
Моторной афферентной
Проводниковой, динамической, моторной, сенсорной, акустико-мнестической, семантической.
100. Для какого контингента более актуально коррекционное обучение?
Ответ:
Для взрослых
Для детей
101. Для какого контингента более актуально восстановительное обучение?
Ответ:
Для взрослых
Для детей
102. У кого речевые автоматизмы играют значительную компенсаторную роль?
Ответ: у детей
у взрослых больных
104. При каком расстройстве речи наиболее актуальны прямые методы логопедической работы?
Ответ:
При алалии
ПриЗРР
При дислексии, дизграфии афазии
105. При каких расстройствах речи наиболее актуальны обходные методы (замещающие и
перестроечные)?
Ответ:
При алалии
При зрр
При дислексии, дисграфии
При афазии
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО АЛАЛИИ
1. Определение понятия АЛАЛИЯ. История изучения проблемы.
2. Клинические, психологические, лингвистические и психолингвистические направления в изучении алалии. Сравнительный анализ алалии и афазии в детском возрасте.
3. Психолингвистическая классификация алалии.
4. Этиология и патогенетические механизмы моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) алалии.
5. Моторная (экспрессивная) алалия. Определение понятия. Кинестетическая и кинетическая апраксия. Нарушение формирования процессов речевого программирования и грамматического структурирования.
6. Сенсорная (импрессивная) алалия. Характеристика нарушения. Современные представления о патогенетических механизмах речевого расстройства.
7. Методика логопедической работы при алалии.
8. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей.
9. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.
10.Формирование речи с учетом современных представлений о процессах восприятия и порождения речевого высказывания. Отработка семантического уровня речи, далее - языкового и затем - произношения.
11.Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.
12.Взаимодействие специалистов с родителями и воспитателями.
13. Реализация междисциплинарного комплексного и системного подхода к развитию речи детей с алалией.
14. Нарушение неречевых функций у детей с алалией: зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственного гнозиса и праксиса, кинестетического и кинетического праксиса, внимания, памяти, мышления, поведения.