Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков




Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ. Социальная работа с молодежью осуществляется в системе учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991 -- 1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Эта работа опирается на соответствующее положение, утвержденное 23 октября 2002 г. Минобразованием России [6;118].

В результате осуществления молодежных программ "Экология и молодежь" и "Молодежь России", предполагается снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране. Вслед за этим предполагается повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи.

Значительная роль в реализации этих планов принадлежит социальному педагогу-специалисту по работе с молодежью.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков -- создание благоприятных социально-педагогических условий. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Социальный педагог может провести социологический опрос педагогов, используя специальную анкету.

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психологопедагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.

Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:

1. Профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности.

2. Гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью. Размещено на Allbest.ru

3. Способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей.

4. Умение предупреждать собственные неврозы и устранять социо-психологопедагогическими средствами причины, их вызывающие.

5. Позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми.

6. Учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности.

7. Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Определенные права в отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:

- право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

- право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

- право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;

- право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;

- несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Отдельно также рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [10;18].

Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

· Вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья. Размещено на Allbest.ru

· Обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье.

· Целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении.

· Пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни.

· Информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.

 

 

3. Социально-педагогическая помощь детям, попавшим в экстремальные и кризисные ситуации.

 

Помощь детям в кризисной ситуации

 

Кризис можно определить как:

1. резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние;

2. острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положени.

В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод родителей, психические отклонения, порождающие проблемы в осуществлении жизнедеятельности, насилие в семье.

Каждая из ситуаций требует помощи извне: со стороны учителей, психологов, социальных работников.

Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, особенно нуждаются в своевременной профессиональной помощи.

Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи. Можно говорить лишь об основных принципах работы с детьми, пережившими насилие. Дж. Пирс обобщил эти принципы следующим образом:

1. Вмешательство должно быть всесторонним: социальный педагог и психолог должен быть способен работать с широким спектром проблемного поведения. Более того, при работе с детьми, пережившими насилие, психолог и социальный работник может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя не принимать во внимание социальную ситуацию, в которой в данный момент находится ребенок.

2. Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка.

3. Вмешательство должно быть направлено на последствия, проявляющегося в развитии: жестокое обращение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и затруднить достижение и освоение последующих этапов. Психолог, социальный работник должен уметь оценивать уровень развития ребенка.

4. Вмешательство должно соответствовать этапу развития: во-первых, в зависимости от стадии развития, на которой имело место жестокое обращение, его психологические последствия могут носить разный характер. Во-вторых, известны случаи, когда ребенок, переживший насилие и получивший помощь психолога, испытывал потребность в возобновлении психотерапии в более позднем возрасте.

5. Вмешательство должно учитывать уровень развития: стратегия терапевтического вмешательство должна соответствовать стадии развития ребенка. Например, использование исключительно речевого подхода может быть крайне фрустрирующим для ребенка младшего возраста или ребенка, страдающего задержкой развития. В таком случае игровая терапия может служить хорошим примером похода с учетом развития ребенка. Использование того же метода в работе с подростком может оказаться далеко не столь эффективным[41].

К вышеперечисленным принципам хотелось бы добавить еще один существенный комментарий. Когда в приют или иную социальную службу поступает ребенок, относительно которого известно, что он подвергся насилию, существует большое искушение принять этот опыт за наиболее актуальную проблему, требующую вмешательства, но это не всегда так. Например, для ребенка, поступившего в приют в связи с пережитым насилием, наиболее актуальной может оказаться проблема сепарации (отделения) с семьей, особенно с матерью, или проблема тревоги, вызванной новым окружением. Следовательно, еще одним принципом работы с ребенком, пережившим жестокое обращение, является тщательная оценка его состояния на предмет выявления действительно актуальных проблем, имеющихся у него на данный момент, следование за ребенком, постоянная переоценка его потребностей.

В работе с детьми, пережившими насилие, большую роль играет первая фаза установления доверия, это особенно важно при оказании психологической помощи детям, пережившим сексуальное насилие. Многие дети, поступающие в приюты в связи с пережитым насилием, происходят и так называемых неблагополучных семей, что, возможно, связано с тем, что такие семьи чаще попадают в поле зрения различных правоохранительных и социальных служб, где насилие не является «случайным», единичным эпизодом, но присутствует на протяжении длительного времени как устойчивый тип поведения родителей по отношению к ребенку.

Для других детей непосредственной причиной потери доверия к взрослым может являться отдельный эпизод насилия в семье, так как насилие со стороны близкого человека может подорвать даже сформировавшееся на ранних этапах доверие. Таким образом, фаза установления доверия между клиентом и социальным работником в работе с детьми – жертвами насилия принимает особое значение. Также необходимо помнить, что сложившееся доверие может быть легко нарушено, а значит, от психолога требуется особенная осторожность и постоянное подкрепление установленных отношений.

Распространено мнение, что для того, чтобы быть эффективной, реабилитация, проводимая с детьми, пережившими насилие, должна быть длительной и аналитически ориентированной. Такая форма работы действительно имеет возможность давать наилучшие результаты, но в условиях приюта, школы, больницы проводить такую длительную реабилитацию затруднительно. И, тем не менее, помощь ребенок должен получить. Социальный работник или любой другой специалист, осуществляющий эту помощь, должен сделать все, чтобы обезопасить ребенка, с которым работает. Это относится не только к таким аспектам, как конфиденциальность информации, но и в большой степени к поведению самого социального работника. Это основной принцип. Форма, которую принимает вмешательство, не столь важна. Социальный работник может выбрать ту форму работы, в применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника).

Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. При этом необходимо помнить, что специалист, работающий с ребенком, может испытывать дискомфорт относительно ведения открытого разговора с ребенком о том насилии, которое он пережил, особенно в случае сексуального насилия. Этот дискомфорт может приводить к тому, что социальный работник удерживает работу на поверхностном уровне, избегает затрагивать тему самого насилия, что особенно легко происходит при использовании невербальных и/ или проективных форм работы. В этом случае рано или поздно начнут наблюдаться следующие негативные явления: социальный работник может начать чувствовать. Что работа не двигается и улучшения состояния у ребенка не наступает. В свою очередь, ребенок укрепляется во мнении, что взрослые не хотят знать о том, что с ним произошло, а, следовательно, не способны ему помочь. Не проговоренная, не проработанная тема насилия остается «висеть в воздухе», постепенно разрушая терапевтические отношения между социальным работников и ребенком.

Другой кризисной ситуацией для ребенка является развод. Очень часто дети нуждаются в помощи больше всего. Развод – ситуация, где решения принимаются взрослыми. И детям очень трудно проникнуть в истинные причины развода, они просто не понимают, почему они вдруг должны жить отдельно от мамы или от мамы.

Задача не только других членов семьи, но и социальных работников состоит в том, чтобы облегчить эту ситуацию для всех ее участников.

Ниже приведены некоторые типичные реакции детей на развод.

Дети-дошкольники могут:

- быть грустными;

- бояться чужих;

- не хотеть расставаться с другим родителем;

- иметь проблемы со сном;

- иметь истерики или вспышки гнева;

- иметь проблемы с приучением к горшку;

- винить себя в разводе родителей (наиболее часто это встречается у детей от 3 до 5 лет).

Дети младшего школьного возраста могут:

- быть в дурном настроении;

- злиться;

- казаться рассеянными или замечтавшимися;

- успевать хуже по школьным предметам;

- иметь вспышки раздражения;

- капризничать;

- стать более агрессивными;

- говорить о своей грусти и своем желании, чтобы другой родитель вернулся;

- волноваться, что теперь ему нужно делить себя между родителями.

Подростки могут:

- иметь эмоциональные проблемы;

- выражать злобу;

- стать агрессивными;

- пускаться в рискованное поведение, как, например, сексуальное «экспериментаторство» или употребление наркотиков.

- впасть в депрессию[42].

Но если родителям кажется, что ребенок переживает эту ситуацию слишком трудно и с ним очень сложно общаться, то им лучше обратиться в социальную службу.

Существует ряд советов, которые социальный работник может дать разводящимся родителям. Подробно они изложены в приложении №2.

Не менее важной проблемой, которая порождает кризис, может быть отставание в школе[43]. В этом случае ребенку необходимо оказание помощи со стороны психологов, которые выяснят причину отставания, а также разработают программу реабилитации. Проведя необходимые реабилитационные мероприятия, ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии.

 

4. Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в ходе учебного процесса.

 

Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека [37].

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. А.И.Селецкий и С.А.Тарарухин все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим мероприятиям относятся: политические (направленные на борьбу за власть и влияние на людей) и социально-экономические (направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности). Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формахдевиантного поведения [41, 91].

Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах системности, научности, социальной активности и, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Этиологичность профилактики заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию девиантного поведения.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций [47].

Профилактика девиантных форм поведения должна проводиться дифференцированно в отношении детей, подростков и взрослых, учащихся и родителей, быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и других групп молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении. И наконец, профилактика нарушений поведения должна быть последовательной, поэтапной.

Согласно терминологии Всемирная Организация Здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», то есть подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [12, 7].

В педагогике отмечается, что профилактика девиантного поведения должна строиться прежде всего с учётом психологических особенностей, мотивации интересов подростка [31]. Как правило, в основе девиантного поведения лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения девиантного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения [3].

Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления [45]:

выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;

создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.

Формирование личности школьников, их социальной компетентности, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы ребенок умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами [32, 112-119].

К важнейшим факторам профилактической работы следует также отнести особенности общения специалистов с детьми, родительской позиции и меру их участия в процессе профилактики девиантного поведения.

Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях [3].

Наиболее эффективными формами психологической профилактики являются групповые занятия с подростками и работа с родителями подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; увеличение чувства ответственности за свое поведение; предотвращение девиантного поведения подростков [28].

Согласно С.В.Березину и К.С.Лисецкому, предупреждение отклонений в поведении подростков требует их обучения навыкам социального поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих его факторов, разработка на основе программы по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др. [4].

Формирование социально позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) воспитание [31].

Противоалкогольное, антинаркотическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок, установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные задачи санитарно-гигиенического воспитания: повышение санитарной грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни; искоренение вредных для здоровья привычек [30].

Социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др [32].

Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.

Профилактическая работа социального педагога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

По мнению М.А. Галагузовой социальный педагог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия [45, 215].

Итак, работа социального педагога требует учитывать не только предпосылки девиантного поведения в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в различных педагогических средствах профилактики девиантного поведения подростков.

Эффективность профилактических мероприятий зависит от следующих составляющих [45,58]:

) направленности на ускорение источников дискомфорта в ребенке, социальной и природной и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

) помощь взрослых и специалистов поможет решению еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Исследователями также были определены различные условия эффективной профилактической работы специалистов.

Так, например, указывается, что в ходе профилактики могут быть реализованы следующие подходы [44; 34].

. Информационный подход. Основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, поэтому основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством к выполнению установленных для данной группы социальных норм. Это возможно через СМИ, кино, театр, художественную литературу и др. произведения культуры, через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка.

. Социально-профилактический подход. В качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные явления. Его сущностью является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

3. Медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.

. Социально-педагогический подход. Заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением. Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле.

Этот процесс, включает ряд этапов: 1) раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами; 2) выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению, устранение мифов о волевом облике подростка как человека эксцентричного, не считающегося с чужим мнением, развитого физически и т.д.; 3) планомерное самовоспитание, поиск недостатков характера, путей их исправления, помощь подростку в формировании правильной самооценки; 4) зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самосовершенствовании. Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина.

. Подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство.

По мнению Р.В. Овчаровой работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков будет эффективна, если будет осуществляться на основе следующих принципов [32, 216]:

) успешности учебной деятельности;

) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

) психологической защищенности, что связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей знание учащимися прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов; психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

По мнению Т.А. Шишковец на успешность профилактической работы существенное влияние может оказать реализация следующих направлений работы социального педагога [52, 111]:

перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

воспитание нравственно-правовой убежденности;

формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

способствование заполнению пробелов в знаниях.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована, по мнению И. Н. Закатовой, путем решения следующих профилактических задач [13]:

) создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка;

) формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы;

) вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений;

) воспитание активной личности, привитие ей качеств, гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки;

) укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий;

) формирование основ правовой культуры ребенка;

) формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

В ходе профилактики основными функциями социального педагога являются [32, 213]:

) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком;

) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о формах девиантного поведения, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния в асоциальную деятельность;

) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Среди средств профилактики девиантного поведения можно выделить методы игровой терапии. Роль игры в профилактике девиантного поведения очень велика. Различные психологические школы раскрывают развивающий и коррекционный потенциал игры. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра рассматривается как универсальное средство оптимизации психического развития в любом возрасте, профилактики поведенческих расстройств и агрессивных тенденций, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи [53].

Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения, предоставляет существенные возможности для организации условий личностной и интеллектуальной децентрации подростка. Усвоение и интериоризация открываемых подростком в процессе игровых занятий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности и схем ориентировки в проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.

В качестве основных психологических механизмов воздействия игры можно выделить [16]:

) моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их подростком и ориентировка в этих отношениях;

) изменение позиции подростка в направлении преодоления личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание со<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: