Результаты психодиагностического обследования.
У данного ребенка средней группы в процессе психолого-педагогического обследования, наблюдения за ребенком, опроса педагогов и родителей отмечены: агрессивное поведение, вспыльчивость, обидчивость, эгоцентричность, высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки. В связи с чем появилась необходимость разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы и профилактики возникновения поведенческих нарушений.
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что работу необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- Знакомство с миром эмоций и чувств;
- Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (способность переносить фрустрацию; снятие чрезмерной эмоциональной напряженности, не находящей выхода);
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (умение находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций);
- Формирование таких качеств, как сочувствие, сопереживание, эмпатия, доверие к людям (усвоение моральных норм и правил)
- Социальное окружение (большую роль играют: детский коллектив и различные семейные факторы).
Коррекционная работа ведётся поэтапно:
1 этап – диагностический;
Цель: выявить признаки агрессивного поведения у воспитанника.
1.Восьмицветовой тест Люшера
Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности, её актуального состояния.
2. Тест «Страхи в домиках» (модификация Панфиловой)
Цель: выявить наличие страхов у детей.
3. Тест тревожности Р.Теммпл, В.Амен, М.Дорки
Цель: выявить уровень тревожности у детей.
4. Методика «Кактус» (Панфилова)
Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность и т.п.
Для родителей:
1. Анкета «Признаки агрессивности» М. Алворд, П. Бейкер
Цель: выявить уровень агрессивности ребенка.
Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А.Романова
Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников.
Для педагогов:
1.Анкета «Признаки агрессивности» М. Алворд, П. Бейкер
Цель: выявить уровень агрессивности ребенка
2.Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А.Романова
Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников.
2 этап – установочный;
Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их ребёнком; установление с ним контакта.
Методы: беседа с родителями; общение с ребёнком до проведения психокоррекционной работы.
3 этап – коррекционно-развивающий;
Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Методы: беседа; игровая терапия; арттерапия; методы психогимнастики; релаксация; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие).
4 этап – оценочный;
Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Данная программа создана на основе программы эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» авторы: Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова.
В этой связи выделяются следующая цель и задачи настоящей коррекционно-развивающей программы.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, преодоление агрессивного поведения.
Задачи:
1. Познакомить ребенка с миром эмоций и чувств;
2. Обучение ребёнка распознанию и принятию своих эмоций;
3.Обучение ребёнка демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств;
4.Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
5. Обучение приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, умению владеть собой в различных ситуациях;
6. Воспитывать чувство эмпатии, способность к сопереживанию;
7.Обучение эффективным способам общения.
8. Повышение психолого –педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы ребенка среднего дошкольного возраста и способам эффективного общения.
Программа представляет собой цикл систематизированных занятий, имеющий логически продуманное начало и завершение. Первые четыре занятия программы через знакомство с человечками-чувствами вводят детей в мир эмоций. На пятом занятии с помощью игрового сюжета в фокусе детского внимания оказываются их собственные эмоции. Одновременно, опять же благодаря специально созданному для этой цели игровому контексту, дети переживают факт, что обнаружение у себя таких эмоций, как злость, страх может быть безопасным. Тем самым подготавливается почва для формирования начальных умений по принятию детьми своих чувств. Этому отводится шестое занятие. С седьмого по восемнадцатое занятие более углубленно изучаются эмоции: радость, злость, страх, грусть. Одновременно создаются предпосылки для саморегуляции эмоциональных состояний. Девятнадцатое и двадцатое занятия посвящаются нравственным чувствам: стыд и гордость, формирование которых в среднем дошкольном возрасте идет особенно интенсивно.
Программа предполагает занятия педагога-психолога один раз в неделю и использование воспитателями некоторых игр, упражнений и игрового контекста. Продолжительность каждого занятия 15 — 20 минут. Одновременно психолог проводит консультативную работу с родителями.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, завершающей.
Цель вводной части — вызвать чувство доверия, безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение. Во вводной части занятия используются упражнения-приветствия, игры-разминки, психогимнастика. Основная часть занятия включает как традиционные игры и упражнения, так и модифицированные.
В основной части используются:
• игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики;
• игры и упражнения на ориентировку в рисуночных и схематических изображениях эмоций;
• упражнения на выявление отношения ребёнка к разным эмоциям;
• игры и задания, направленные на развитие произвольности;
• коммуникативные игры;
• игры на разрядку отрицательных эмоций;
• ролевые игры, ролевые действия;
• направленное рисование, лепка;
• упражнения на установление связи между событием и эмоцией (учитывая,что опыт ребёнка средней группы мал и вспоминать события к определенной эмоции он будет однотипные, для обогащения опыта ребёнка разнообразные события предлагаются ведущим);
• упражнения на установление связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими ее эмоциями. Используется прикосновение к различным материалам, различная по характеру музыка, звуки природы.
Итоговая часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения. Для этого используются упражнения и игры на напряжение и расслабление, релаксационные упражнения, ритуал прощания с человечками.