Описание коррекционно — развивающей программы




 

Результаты психодиагностического обследования.

У данного ребенка средней группы в процессе психолого-педагогического обследования, наблюдения за ребенком, опроса педагогов и родителей отмечены: агрессивное поведение, вспыльчивость, обидчивость, эгоцентричность, высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки. В связи с чем появилась необходимость разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы и профилактики возникновения поведенческих нарушений.

 

Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что работу необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- Знакомство с миром эмоций и чувств;

- Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

- Обучение приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (способность переносить фрустрацию; снятие чрезмерной эмоциональной напряженности, не находящей выхода);

- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (умение находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций);

- Формирование таких качеств, как сочувствие, сопереживание, эмпатия, доверие к людям (усвоение моральных норм и правил)

- Социальное окружение (большую роль играют: детский коллектив и различные семейные факторы).

 

Коррекционная работа ведётся поэтапно:

1 этап – диагностический;

Цель: выявить признаки агрессивного поведения у воспитанника.

1.Восьмицветовой тест Люшера

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности, её актуального состояния.

2. Тест «Страхи в домиках» (модификация Панфиловой)

Цель: выявить наличие страхов у детей.

3. Тест тревожности Р.Теммпл, В.Амен, М.Дорки

Цель: выявить уровень тревожности у детей.

4. Методика «Кактус» (Панфилова)

Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность и т.п.

 

Для родителей:

1. Анкета «Признаки агрессивности» М. Алворд, П. Бейкер

Цель: выявить уровень агрессивности ребенка.

Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А.Романова

Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников.

Для педагогов:

1.Анкета «Признаки агрессивности» М. Алворд, П. Бейкер

Цель: выявить уровень агрессивности ребенка

2.Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А.Романова

Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников.

 

2 этап – установочный;

Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их ребёнком; установление с ним контакта.

Методы: беседа с родителями; общение с ребёнком до проведения психокоррекционной работы.

3 этап – коррекционно-развивающий;

Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.

Методы: беседа; игровая терапия; арттерапия; методы психогимнастики; релаксация; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие).

4 этап – оценочный;

Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольника.

Данная программа создана на основе программы эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» авторы: Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова.

В этой связи выделяются следующая цель и задачи настоящей коррекционно-развивающей программы.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, преодоление агрессивного поведения.

Задачи:

1. Познакомить ребенка с миром эмоций и чувств;

2. Обучение ребёнка распознанию и принятию своих эмоций;

3.Обучение ребёнка демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств;

4.Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

5. Обучение приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, умению владеть собой в различных ситуациях;

6. Воспитывать чувство эмпатии, способность к сопереживанию;

7.Обучение эффективным способам общения.

8. Повышение психолого –педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы ребенка среднего дошкольного возраста и способам эффективного общения.

 

Программа представляет собой цикл систематизированных занятий, имеющий логически продуманное начало и заверше­ние. Первые четыре занятия программы через знакомство с чело­вечками-чувствами вводят детей в мир эмоций. На пятом за­нятии с помощью игрового сюжета в фокусе детского внимания оказываются их собственные эмоции. Одновременно, опять же благодаря специально созданному для этой цели игровому кон­тексту, дети переживают факт, что обнаружение у себя таких эмоций, как злость, страх может быть безопасным. Тем самым подготавливается почва для формирования начальных умений по принятию детьми своих чувств. Этому отводится шестое за­нятие. С седьмого по восемнадцатое занятие более углубленно изучаются эмоции: радость, злость, страх, грусть. Одновременно создаются предпосылки для саморегуляции эмоциональных состояний. Девятнадцатое и двадцатое занятия посвящаются нравственным чувствам: стыд и гор­дость, формирование которых в среднем дошкольном возрасте идет особенно интенсивно.

Программа предполагает занятия педагога-психолога один раз в неделю и использование воспитателями некоторых игр, упражнений и игрового контекста. Продолжительность каждо­го занятия 15 — 20 минут. Одновременно психолог проводит консультативную работу с родителями.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, завершающей.

Цель вводной части — вызвать чувство доверия, безопасно­сти, снизить психоэмоциональное напряжение. Во вводной части занятия используются упражнения-приветствия, игры-разминки, психогимнастика. Основная часть занятия включает как традиционные игры и упражнения, так и модифицированные.

В основной части используются:

• игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мими­ки, позы, пантомимики;

• игры и упражнения на ориентировку в рисуночных и схема­тических изображениях эмоций;

• упражнения на выявление отношения ребёнка к разным эмоциям;

• игры и задания, направленные на развитие произвольности;

• коммуникативные игры;

• игры на разрядку отрицательных эмоций;

• ролевые игры, ролевые действия;

• направленное рисование, лепка;

• упражнения на установление связи между событием и эмо­цией (учитывая,что опыт ребёнка средней группы мал и вспоми­нать события к определенной эмоции он будет однотипные, для обогащения опыта ребёнка разнообразные события предла­гаются ведущим);

• упражнения на установление связи между восприятием сен­сорной информации и сопровождающими ее эмоциями. Ис­пользуется прикосновение к различным материалам, различ­ная по характеру музыка, звуки природы.

Итоговая часть занятия направлена на снижение мышечно­го напряжения. Для этого ис­пользуются упражнения и игры на напряжение и расслабление, релаксационные упражнения, ритуал прощания с человечками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: