МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 26» г.Воркуты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫРЕБЕНКА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ(4 - 5 ЛЕТ)
Т.П. Зобнина
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад № 26» г. Воркуты
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Агрессия в детском возрасте
В детском возрасте демонстрации негативных эмоций выражаются через агрессивное поведение, агрессивные действия. Эмоции гнева, злости, неудовлетворенность вызывают аффективные проявления, агрессивные реакции ребенка по отношению к взрослым, сверстниками, предметам. Агрессия в детском возрасте естественна, она может являться реакцией ребенка на ситуацию, выступать как защитное поведение, средство привлечения внимания взрослого, сверстников, а также компенсацией тревожности, неуверенного поведения, страхов.
В дошкольном возрасте агрессивные действия ребенка могут рассматриваться как специфическая форма построения взаимоотношений с другими людьми (сверстниками). Цели агрессивных проявлений ребенка могут определяться рядом мотивов, в частности (Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р., 2002):
• «привлечения внимания»;
• «самоутверждения»;
• «нанесения вреда другому, как самоцель»;
• «достижения желаемого, какой-либо конкретной цели».
|
И. А. Фурмановым описаны личностные особенности детей с разными формами агрессии:
Типы детей, формы проявления агрессии | Личностные особенности детей |
1.Дети, склонные к проявлению физической агрессии | Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях. |
2.Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии | Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения. |
3.Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии | Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций. |
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается физическая агрессия, как в косвенной, так и в прямой формах.
Об агрессивности нельзя судить по ее внешним проявлениям. Надо выявить мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо для своевременной диагностики и для разработки коррекционных программ. Очевидно каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют:
|
· Желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
· Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое достоинство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса»);
· Стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
· Стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);
· Стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
В большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторый из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия этих детей проявляется:
1. в высокой частоте действий — в течении часа можно наблюдать не менее четырех актов причинения вреда, в то время как у других детей отмечается не более одного;
|
2. в преобладании физического насилия;
3. в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль и страдание.
Эти признаки дают возможность говорить о повышенной агрессивности.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — выработка у него способности управлять чувствами, то есть произвольности. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в этом возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.
Таким образом, коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической активности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.