Демонстрационные методические материалы:
ü изображения детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть);
ü изображения человечков-эмоций (радость, злость, страх, грусть);
ü конверт с пиктограммами (радость, злость, грусть, страх);
ü изображение солнца;
ü маленькое и большое изображение беличьего дупла.
Раздаточные материалы по числу детей и для ведущего:
ü комплекты карточек с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть);
ü комплект бейджиков;
ü подносы;
ü гуашь и кисти;
ü бумага для рисования;
ü пластилин.
Игрушки: желуди, шишки, гриб, белочка, дикобраз, котенок, резиновый мяч, обруч, коробка с поролоновыми мячами, колокольчик, музыкальный инструмент.
Магнитофон и аудиозаписи — «Радость» из подборки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Мебель: детские стулья, детский стол, большое зеркало и зеркала на каждого ребенка.
Сенсорные материалы — кусочек пушистого меха, перышко, липы от одежды, ковер, покрывало, чудесный мешочек, магнитная доска, на каждого ребенка: шарф, концы которого связаны узлом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ и тема занятия | Цель | Структура занятия | Материалы | Совместная работа с педагогами | Примечание |
№ 1 Вводное занятие Первое знаком ство | Расширение опыта ребенка в понимании и выражении эмоций | Вволная часть занятия 1. Ритуал приветствия (ладонями) 2. Игра-разминка «Спор» (К. Фопель). Основная часть занятия 1. Беседа 2. Упражнение «Загадки» 3. Игра «Море волнуется» 4. Упражнение «Мои ощущения»-прикосновение Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Кулачки». 2. Ритуал прощания. | Магнитофон, карандаши, ножницы, пластилин, настольная игра, музыкальный инструмент, кусочек пушистого меха, обруч на ковре, колокольчик, резиновый мяч, на магнитной доске – изображения детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть); на подносе комплект карточек с изображением человечков-эмоций | 1.Упражнение «Зеркало» Цель: знакомство с базовыми эмоциями; 2.П/игра «Весёлый мяч» Цель: учить детей изображать эмоциональные состоянеия с помощью выразительных средств (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет) | |
№ 2 Прятки-загадки | Углубление представлений ребенка о понимании и выражении эмо ций | Вволная часть занятия 1. Ритуал приветствия. Ведущий здоровается ногой. 2.Игра-разминка «Шуточный бой» Основная часть занятия I. Беседа (по алгоритму этапа повто- рения в структуре коррекционно-развиваюшего сказкотерапевтического занятия, предложенному Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). 2.Упражнение «Загадки» 3.Упражнение «Росток колоска» 4.Игра «Море волнуется» 5.Игра «Узнай» 6.Упражнение «Мои ощущения» Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Кулачки» 2. Ритуал прощания | Чудесный мешочек с карточками человечков-эмоций; пёрышко, липы от одежды, поролоновый мяч, обруч на ковре, колокольчик, резиновый мяч, на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; изображения детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть); шарфы | 1.Упражнение «Загадки» Цель: углубление представлений детей о понимании эмоций. 2.Игра «Море волнуется» Цель: учить детей изображать эмоциональныесостоянеия с помощью выразительных средств | |
№ 3 Живут на свете человечки | Обогащение опыта ребенка в распознавании эмоциональных состояний | Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (плечом) 2.Упражнение-разминка «Веселые мячики» Основная часть занятия 1.Упражнение «Ловец» 2.Беседа 3.Упражнение «Мой человечек» 4.Игра «Узнай и погдадь» 5.Упражнение «Загадки» 6.Упражнение «Волшебные мелодии» Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Загораем». 2.Ритуал рощания | Поролоновые мячи в коробке; конверт с пиктограммами (радость, злость, страх, грусть); детские стулья по числу детей, расставлены полукругом обруч на ковре, колокольчик; поролоновый мяч; на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть), магнитофон, музыкальная аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. зинкевич-Евстигнеевой | 1.Игра-имитация «Мы обезьянки» Цель: учить детей изображать разные эмоциональные сстояния (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет стр. 47) 2.Упражнение «Чудесный мешочек» Цель: обогащение опыта детей в распознавании эмоциональных состояний | |
№ 4 Хозяин своих чувств» | Формирование начальных умений по принятию ребенком своих чувств, расширение эмоционального опыта | Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (лбом) 2.Упражнение-разминка «Ух ты» Основная часть занятия 1.Игра «Море волнуется» 2.Упражнение «Маленький зайчишка» 3.Беседа 4.Игра «Хозяин своих чувств» (модификация игры О. В. Хухлаевой «хозяин своих чувств»). 5. Упражнение «Я чувствую» — слушаем звуки природы Завершаюшая часть занятия 1.Релаксационное упражнение «Загораем» Упражнение «Пчелка улетай» 2.Ритуал прощания. | Обруч на ковре; поролоновые мячи в коробке; мешочек с бейджиками с изображением человечков-эмоций;; колокольчик; магнитофон. Аудиозапись «Шум моря»; поролоновый мяч, резиновый мяч; бумажная косточка для собаки | 1.Игра «Хозяин своих чувств» Цель: формирование начальных умений по принятию детьми своих чувств, расширение эмоционального опыта (модификация игры О. В. Хухлаевой «хозяин своих чувств»). 2.Упражнение «Прогоним пчелу» (из цикла упражнений «На берегу моря» (из приложения к журналу «Управление ДОУ»)). | |
№ 5 Хозяин своей Радости | Расширение опыта ребенка в установлении связи между событиями и эмоцией. | Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (локтем) 2.Упражнение «Мой человечек» 3. Упражнение-разминка«Кривлялки» Основная часть занятия 1.Беседа 2.Упражнение «Фотография» 3.Упражнение «Угадай» 4. Игра «В гостях у Радости» 5. Рисование красками. Завершаюшая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «На берегу моря», 2. Упражнение «Пчелка улетай» 3.Ритуал прощания. | Пиктограмма радости, изображение солнца на стене; большое зеркало; детский стол; большой стол; обруч на ковре; поролоновый мяч, резиновый мяч, гриб, белка; на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); краска. Кисти, бумага для рисования; магнитофон, музыкальная аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. зинкевич-Евстигнеевой | 1.Рассматривание альбома «Наши настроения» Цель: расширение опыта детей в установлении связи между событиями и эмоцией. 2.Этюд «Первый снег» Цель: Расширение опыта детей в установлении связи между событиями и эмоцией. | |
№ 6 Хозяин своей Злости | Расширение опыта ребенка по отрегулированию отрицательных эмоций | Вволная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (мизинцем) 3.Упражнение-разминка «Ножки танцуют» Основная часть занятия 1. Беседа 2.Упражнение «Собери» 3.Упражнение «Угадай» 4.Игра «В гостях у Злости». Завершаюшая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Морской песок в ладошках» и «Солнышко и тучка» 2. Ритуал прощания | Игрушечный дикобраз, покрывало, пиктограмма злости, изображение солнца на стене, большое зеркало, детские стулья по числу детей, детский стол, большой стол; обруч на ковре, поролоновый мяч, резиновый мяч, гриб, на магнитной доске изображения человечков-эмоций (Радость, злость, страх, грусть), пиктограмма радости; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); магнитофон, «Шум моря» | 1.Этюд «Король Боровик» Цель: закрепить знание об эмоции «злость»(И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет) 2.Упражнение «Похлопаем и потопаем» «Кулачок» Цель: обучение детей способам выражения гнева. 3.Упражнение «Разыгрывание ситуаций» Цель: Расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций. (Клюева, Касаткина «Учим детей общению» стр.141) | |
№ 7 Хозяи своего Страха | Расширение опыта ребенка по отрегулированию отрицательных эмоций | Вволная часть занятия 4.1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (носом) 1.Упражнение-разминка «Музыкальные ладошки» Основная часть занятия 1. Беседа 2.Упражнение «Собери пазлы» 3.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «В гостях у Страха» 5.Упражнение «Прощай страх» Завершающая часть занятия 1. Релаксация «Солнышко и тучка» 3. Упражнение «Пчелка улетай» 2. Ритуал прощания | Пиктограмма страха; веревки, пластилин, клеёнки; изображение беличьего дупла; сундучок, жёлуди, шишки; котёнок под грибом; изображение солнца; большое зеркало, детские стулья по числу детей, детский стол, большой стол; обруч на ковре, поролоновый мяч, резиновый мяч; на магнитной доске изображения человечков-эмоций (Радость, злость, страх, грусть), пиктограмма радости; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); магнитофон, аудиозаписи «Шум моря» | 1.Игра-упражнение «Ласковый мелок» Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет) 2.Этюд «Ночные звуки» Цель: Расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций, способствовать повышению устойчивости к страхам. 3.Упражнение «Рисую страх» Цель: Расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций | |
№ 8 Хозяин своей Грусти | Формирование начальных умений по принятию ребенком своих чувств, расширение эмоционального опыта детей в понимании и выражении эмоций. | Вволная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (щекой). 3. Упражнение-разминка «Музыкальные дорожки, где шагают ножки» Основная часть занятия 1.Беседа 2.Упражнение «Фотография» 3.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «В гостях у Грусти» Завершающая часть занятия 1. Релаксация Упражнение «Морские черепахи» «Звездное небо» 2. Ритуал прощания | Обруч на ковре, магнитофон, аудиозаписи, на магнитной доске человечки-чувства: Радость, Злость, Страх, Грусть; пиктограмма грусти, игрушка гриб, игрушечный котёнок; мяч; на подносе набор бейджиков с изображением человечков-эмоций. | 1.Игра «Море волнуется» Цель: учить детей изображать эмоциональныесостоянеия с помощью выразительных средств 2.Этюд «Остров плакс» Цель: расширение эмоционального опыта детей в понимании и выражении эмоций. | |
№ 9 Хозяин Стыда и Гордости | Расширение опыта ребенка по отрегулированию отрицательных эмоций. | Вводная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (коленом) 3.Упражнение-разминка «Нехочухи» Основная часть занятия 1.Беседа 3.Упражнение «Фотография» 5.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «Сказка мудрого Филина «О Стыде и Гордости» Завершающая часть занятия 1.Релаксация «Звездное царство» 2.Ритуал прощания | Обруч на ковре, на магнитной доске пиктограммы стыда и гордости; аудиозапись ритмичной музыки; гриб, игрушечный котёнок; мяч; на подносе набор пиктограмм: Радость, Злость, Страх, Грусть | 1.Этюд «Ваське стыдно» Цель: расширение эмоционального опыта детей в понимании и выражении эмоций. 2.Упражнение «Звездное небо» Цель обучение детей приемам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения (М. А. Зайцевой). | |
№ 10 Итоговое занятие | Рефлексия, подведение итогов | Вводная часть занятия 1.Ритуал приветствия (по желанию) 2.Упражнение-разминка «Мы ходим в гости по утрам» Основная часть занятия 1.Игра «Зоопарк» 2.Игра «Театр загадок» 3. Игра «Море волнуется» 4. Игра «Сказка на песке» Завершающая часть занятия 1.Релаксационное упражнение «Волшебный лес» 2.Ритуал прощания | Обруч на ковре, картинки зверей в определенном эмоциональном состоянии; аудиозапись ритмичной музыки, звуки леса; мяч; набор пиктограмм | 1.Игра «Угадай настроения и покажи» Цель: закрепление знаний о мире эмоций; 2.Релаксационное упражнение «Пение сказочных птиц» Цель: обучение детей приемам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Зоопарк настроений: Развивающая игра для детей от 5 лет и старше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Киров: ОАО «Радуга», 2002.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.
4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001.
5. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. № 2. 1998.
6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Череповца, 1995.
7. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
8. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. М., 2000.
9. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. Изд. 3. М.: Пед. изд-во России, 2000.
10. Пойми меня: Развивающая игра для детей от 5 лет и старше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Киров: ОАО «Радуга», 2002.
11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования // Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1986.
12. Ребята с нашего двора. Развивающая игра для детей от 5 лет и старше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Киров: ОАО «Радуга», 2002.
13. Савина Е„ Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. № 4. 1996. С. 11 — 14.
14. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.
№ 1. 2002. С. 17-25.
15. Тренинг по сказкотерапии: Сборник программ по сказко-
терапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000. 254 с.
16. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения // Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4 т. Т. 1. М.: Генезис, 2000.
17. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 224 с., илл. (Серия «Как стать психологом»).
18. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. М.: Феникс. 2005.