ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ




 

Демонстрационные методические материалы:

ü изображе­ния детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть);

ü изображения человечков-эмоций (радость, злость, страх, грусть);

ü конверт с пиктограммами (радость, злость, грусть, страх);

ü изображение солнца;

ü маленькое и большое изоб­ражение беличьего дупла.

Раздаточные материалы по числу детей и для ведущего:

ü комплекты карточек с изображением человечков-эмоций (Ра­дость, Злость, Страх, Грусть);

ü комплект бейджиков;

ü подносы;

ü гу­ашь и кисти;

ü бумага для рисования;

ü пластилин.

Игрушки: желуди, шишки, гриб, белочка, дикобраз, коте­нок, резиновый мяч, обруч, коробка с поролоновыми мячами, ко­локольчик, музыкальный инструмент.

Магнитофон и аудиозаписи — «Радость» из подборки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Мебель: детские стулья, детский стол, большое зеркало и зеркала на каждого ребенка.

Сенсорные материалы — кусочек пушистого меха, перышко, липы от одежды, ковер, покрывало, чудесный мешочек, магнитная доска, на каждого ребенка: шарф, концы которого связаны узлом.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ и тема занятия Цель Структура занятия Материалы Совместная работа с педагогами Примечание
№ 1 Вводное занятие Первое знаком ство     Расширение опыта ребенка в понимании и выражении эмоций Вволная часть занятия 1. Ритуал приветствия (ладонями) 2. Игра-разминка «Спор» (К. Фопель). Основная часть занятия 1. Беседа 2. Упражнение «Загадки» 3. Игра «Море волнуется» 4. Упражнение «Мои ощущения»-прикосновение Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Кулачки». 2. Ритуал прощания.   Магнитофон, карандаши, ножницы, пластилин, настольная игра, музыкальный инструмент, кусочек пушистого меха, обруч на ковре, колокольчик, резиновый мяч, на магнитной доске – изображения детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть); на подносе комплект карточек с изображением человечков-эмоций   1.Упражнение «Зеркало» Цель: знакомство с базовыми эмоциями;   2.П/игра «Весёлый мяч» Цель: учить детей изображать эмоциональные состоянеия с помощью выразительных средств (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет)  
№ 2 Прятки-за­гадки     Углубле­ние пред­ставлений ребенка о понимании и выраже­нии эмо­ ций   Вволная часть занятия 1. Ритуал приветствия. Ведущий здоровается ногой. 2.Игра-разминка «Шуточный бой» Основная часть занятия I. Беседа (по алгоритму этапа повто- рения в структуре коррекционно-развиваюшего сказкотерапевтического занятия, предложенному Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). 2.Упражнение «Загадки» 3.Упражнение «Росток колоска» 4.Игра «Море волнуется» 5.Игра «Узнай» 6.Упражнение «Мои ощущения» Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Кулачки» 2. Ритуал прощания   Чудесный мешочек с карточками человечков-эмоций; пёрышко, липы от одежды, поролоновый мяч, обруч на ковре, колокольчик, резиновый мяч, на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; изображения детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть); шарфы   1.Упражнение «Загадки» Цель: углубле­ние пред­ставлений детей о понимании эмо­ций.   2.Игра «Море волнуется» Цель: учить детей изображать эмоциональныесостоянеия с помощью выразительных средств  
№ 3 Живут на свете человечки     Обогащение опыта ребенка в распознавании эмоциональных состояний   Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (пле­чом) 2.Упражнение-разминка «Веселые мячики» Основная часть занятия 1.Упражнение «Ловец» 2.Беседа 3.Упражнение «Мой человечек» 4.Игра «Узнай и погдадь» 5.Упражнение «Загадки» 6.Упражнение «Волшебные мелодии» Завершающая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Загораем». 2.Ритуал рощания     Поролоновые мячи в коробке; конверт с пиктограммами (радость, злость, страх, грусть); детские стулья по числу детей, расставлены полукругом обруч на ковре, колокольчик; поролоновый мяч; на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть), магнитофон, музыкальная аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. зинкевич-Евстигнеевой   1.Игра-имитация «Мы обезьянки» Цель: учить детей изображать разные эмоциональные сстояния (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет стр. 47)   2.Упражнение «Чудесный мешочек» Цель: обогащение опыта детей в распознавании эмоциональных состояний    
№ 4 Хозяин своих чувств»     Формирование начальных умений по принятию ребенком своих чувств, расширение эмоционального опыта   Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (лбом) 2.Упражнение-разминка «Ух ты» Основная часть занятия 1.Игра «Море волнуется» 2.Упражнение «Маленький зайчишка» 3.Беседа 4.Игра «Хозяин своих чувств» (модификация игры О. В. Хухлаевой «хозяин своих чувств»). 5. Упражнение «Я чувствую» — слушаем зву­ки природы Завершаюшая часть занятия 1.Релаксационное упражнение «Загораем» Упражнение «Пчелка улетай» 2.Ритуал прощания.     Обруч на ковре; поролоновые мячи в коробке; мешочек с бейджиками с изображением человечков-эмоций;; колокольчик; магнитофон. Аудиозапись «Шум моря»; поролоновый мяч, резиновый мяч; бумажная косточка для собаки 1.Игра «Хозяин своих чувств» Цель: формирование начальных умений по принятию детьми своих чувств, расширение эмоционального опыта (модификация игры О. В. Хухлаевой «хозяин своих чувств»).   2.Упражнение «Прогоним пчелу» (из цикла упражнений «На берегу моря» (из приложения к журналу «Управление ДОУ»)).  
№ 5 Хозяин своей Радости     Рас­ширение опыта ребенка в установле­нии связи между со­бытиями и эмоцией.   Вволная часть занятия 1.Ритуал приветствия (локтем) 2.Упражнение «Мой человечек» 3. Упражнение-разминка«Крив­лялки» Основная часть занятия 1.Беседа 2.Упражнение «Фотография» 3.Упражнение «Угадай» 4. Игра «В гостях у Радости» 5. Рисование красками. Завершаюшая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «На берегу моря», 2. Упражнение «Пчелка улетай» 3.Ритуал прощания.   Пиктограмма радости, изображение солнца на стене; большое зеркало; детский стол; большой стол; обруч на ковре; поролоновый мяч, резиновый мяч, гриб, белка; на магнитной доске – изображения человечков-эмоций; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); краска. Кисти, бумага для рисования; магнитофон, музыкальная аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. зинкевич-Евстигнеевой   1.Рассматривание альбома «Наши настроения» Цель: рас­ширение опыта детей в установле­нии связи между со­бытиями и эмоцией.   2.Этюд «Первый снег» Цель: Рас­ширение опыта детей в установле­нии связи между со­бытиями и эмоцией.      
№ 6 Хозяин своей Злости     Рас­ширение опыта ребенка по отрегулированию отрица­тельных эмоций   Вволная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (мизинцем) 3.Упражнение-разминка «Ножки танцуют» Основная часть занятия 1. Беседа 2.Упражнение «Собери» 3.Упражнение «Угадай» 4.Игра «В гостях у Злости». Завершаюшая часть занятия 1. Релаксационное упражнение «Морской пе­сок в ладошках» и «Солнышко и тучка» 2. Ритуал прощания       Игрушечный дикобраз, покрывало, пиктограмма злости, изображение солнца на стене, большое зеркало, детские стулья по числу детей, детский стол, большой стол; обруч на ковре, поролоновый мяч, резиновый мяч, гриб, на магнитной доске изображения человечков-эмоций (Радость, злость, страх, грусть), пиктограмма радости; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); магнитофон, «Шум моря»   1.Этюд «Король Боровик» Цель: закрепить знание об эмоции «злость»(И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет)   2.Упражнение «Похлопаем и потопаем» «Кулачок» Цель: обучение детей способам выражения гнева.   3.Упражнение «Разыгрывание ситуаций» Цель: Рас­ширение опыта детей по отрегулированию отрица­тельных эмоций. (Клюева, Касаткина «Учим детей общению» стр.141)  
№ 7 Хозяи своего Страха     Рас­ширение опыта ребенка по отрегулированию отрицатель­ных эмоций   Вволная часть занятия 4.1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (но­сом) 1.Упражнение-разминка «Музыкальные ладошки» Основная часть занятия 1. Беседа 2.Упражнение «Собери пазлы» 3.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «В гостях у Страха» 5.Упражнение «Прощай страх» Завершающая часть занятия 1. Релаксация «Солнышко и тучка» 3. Упражнение «Пчелка улетай» 2. Ритуал прощания   Пиктограмма страха; веревки, пластилин, клеёнки; изображение беличьего дупла; сундучок, жёлуди, шишки; котёнок под грибом; изображение солнца; большое зеркало, детские стулья по числу детей, детский стол, большой стол; обруч на ковре, поролоновый мяч, резиновый мяч; на магнитной доске изображения человечков-эмоций (Радость, злость, страх, грусть), пиктограмма радости; поднос с комплектом бейджиков с изображением человечков-эмоций (Радость, Злость, Страх, Грусть); магнитофон, аудиозаписи «Шум моря»   1.Игра-упражнение «Ласковый мелок» Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения (И.А. Пазухина Давай поиграем для 3-4 лет)   2.Этюд «Ночные звуки» Цель: Рас­ширение опыта детей по отрегулированию отрицатель­ных эмоций, способствовать повышению устойчивости к страхам.   3.Упражнение «Рисую страх» Цель: Рас­ширение опыта детей по отрегулированию отрицатель­ных эмоций      
№ 8 Хозяин своей Грусти     Фор­мирование начальных умений по принятию ребенком своих чувств, расшире­ние эмо­циональ­ного опыта детей в понимании и выраже­нии эмо­ций.   Вволная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (ще­кой). 3. Упражнение-разминка «Музыкальные дорожки, где шагают ножки» Основная часть занятия 1.Беседа 2.Упражнение «Фотография» 3.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «В гостях у Грусти» Завершающая часть занятия 1. Релаксация Упражнение «Морские черепахи» «Звездное небо» 2. Ритуал прощания     Обруч на ковре, магнитофон, аудиозаписи, на магнитной доске человечки-чувства: Радость, Злость, Страх, Грусть; пиктограмма грусти, игрушка гриб, игрушечный котёнок; мяч; на подносе набор бейджиков с изображением человечков-эмоций.   1.Игра «Море волнуется» Цель: учить детей изображать эмоциональныесостоянеия с помощью выразительных средств   2.Этюд «Остров плакс» Цель: расшире­ние эмо­циональ­ного опыта детей в понимании и выраже­нии эмо­ций.    
№ 9 Хозяин Стыда и Гордо­сти     Рас­ширение опыта ребенка по отрегулированию отрицатель­ных эмоций.   Вводная часть занятия 1.Упражнение «Мой человечек» 2.Ритуал приветствия (ко­леном) 3.Упражнение-разминка «Нехочухи» Основная часть занятия 1.Беседа 3.Упражнение «Фотография» 5.Упражнение «Загадки-отгадки» 4.Игра «Сказка мудрого Филина «О Стыде и Гордости» Завершающая часть занятия 1.Релаксация «Звездное царство» 2.Ритуал прощания   Обруч на ковре, на магнитной доске пиктограммы стыда и гордости; аудиозапись ритмичной музыки; гриб, игрушечный котёнок; мяч; на подносе набор пиктограмм: Радость, Злость, Страх, Грусть   1.Этюд «Ваське стыдно» Цель: расшире­ние эмо­циональ­ного опыта детей в понимании и выраже­нии эмо­ций.   2.Упражнение «Звездное небо» Цель обучение детей приемам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения (М. А. Зайцевой).    
№ 10 Итоговое занятие     Рефлексия, подведе­ние итогов     Вводная часть занятия 1.Ритуал приветствия (по желанию) 2.Упражнение-разминка «Мы ходим в гости по утрам» Основная часть занятия 1.Игра «Зоопарк» 2.Игра «Театр загадок» 3. Игра «Море волнуется» 4. Игра «Сказка на песке» Завершающая часть занятия 1.Релаксационное упражнение «Волшебный лес» 2.Ритуал прощания   Обруч на ковре, картинки зверей в определенном эмоциональном состоянии; аудиозапись ритмичной музыки, звуки леса; мяч; набор пиктограмм   1.Игра «Угадай настроения и покажи» Цель: закрепление знаний о мире эмоций;   2.Релаксационное упражнение «Пение сказочных птиц» Цель: обучение детей приемам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения  

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Зоопарк настроений: Развивающая игра для детей от 5 лет и старше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Киров: ОАО «Радуга», 2002.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития де­тей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: По­пулярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акаде­мия развития, 1996. 208 с., ил.

4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001.

5. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее сниже­ния у детей, начинающих посещать детский сад // Психологиче­ская наука и образование. № 2. 1998.

6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Психологические основы кор­рекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Череповца, 1995.

7. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Орга­низация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

8. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология раз­вития, детство, отрочество: Учебник для вузов. М., 2000.

9. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: Учебное по­собие для вузов. Изд. 3. М.: Пед. изд-во России, 2000.

10. Пойми меня: Развивающая игра для детей от 5 лет и стар­ше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Киров: ОАО «Радуга», 2002.

11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возрас­та: Психологические исследования // Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1986.

12. Ребята с нашего двора. Развивающая игра для детей от 5 лет и старше / Составители: Мамаева М. Н., Русакова О. В. Ки­ров: ОАО «Радуга», 2002.

13. Савина Е„ Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное вос­питание. № 4. 1996. С. 11 — 14.

14. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенно­сти и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.

№ 1. 2002. С. 17-25.

15. Тренинг по сказкотерапии: Сборник программ по сказко-

терапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000. 254 с.

16. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологиче­ские игры и упражнения // Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4 т. Т. 1. М.: Генезис, 2000.

17. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 224 с., илл. (Серия «Как стать психологом»).

18. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошколь­ного возраста. М.: Феникс. 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: