Происхождение государства.




Декларация независимости (отказывается от доктрины божественного права королей и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью)).

Характеристика государства (определение государства).

В основе Декларации независимости права человека (краеугольный камень — идеи свободы и равенства; к неотчуждаемым правам относились свобода мысли и право предавать гласности свои мысли, а также свобода совести).

Неотъемлемая часть свободы мысли — свобода слова и печати (свобода мысли могла быть реализована только образованными людьми — просвещение; создал первую в колониях кафедру права и первый университет; разработал систему народного образования (от всеобщего начального до высшего)).

Противник тирании (религиозную ее форму полагал более отвратительной, чем политическая; в Виргинии добился закона об отделении церкви от государства).

Концепция государства (строилась на фундаменте естественных прав человека; государство — продукт общественного договора, создается людьми для максимально полной реализации своих прав; учредив государство народ остается единственным носителем суверенитета; из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти).

Пересмотрел взгляды (его симпатии склонились к регулярным и глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев) (ни одно поколение не должно связывать потомков своими законами и учреждениями).

Форма правления (только республиканская).

Форма государственного устройства (конфедерация, в которой широкие права штатов поглощали полномочия центра) (идея Конституции США 1787, по которой страна стала федеративным государством, воспринята им критически).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона — в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности.

Принцип разделения властей (видел в нем общий принцип, а не инструмент для достижения подлинного народовластия; признал распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особые функции судебной власти вызывали его протест).

Особенности теории.

Сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право (его идеи взяты из Декларации независимости и других документов; основывался на наследии античной и европейской мысли, а также на историческом опыте североамериканских колоний, их демократических традициях).

Внес значительный вклад в теорию и практику демократии в США (вся власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей; только народ может быть гарантом свободы, его права необходимо расширять).

Признавал за народом естественное право совершать ошибки (здравый смысл людей в состоянии исправить их и извлечь из них урок на будущее).

Юридическое закрепление демократических прав и свобод (не вошли в Конституцию США 1878; выступил инициатором включения Билля о правах в текст Конституции (первые 10 поправок)).

Принцип мирного решения международных проблем (активной и самостоятельной внешней политике предпочитал игру на противоречиях между европейскими государствами).

 

ОТВЕТ 23

Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу).

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 — 1825) (аристократ; участвовал в составе французских войск в борьбе североамериканских колоний за независимость; в первые годы революции выступал с пропагандой принципов свободы и политического равноправия граждан, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворянства и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула; испытал разочарование, так как революция не разрешила основных противоречий общественного строя и не облегчила положение народа).

«Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Особенности теории.

Придерживался идеалистических концепций французских просветителей о причинах развития общества (взгляды людей, просвещение, наука и мораль — решающие факторы изменений в экономическом и политическом строе).

Каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества — следствие переворота в философских воззрениях.

Три фазы истории (теологическая (период господства религии, охватывающей рабовладельческое и феодальное общество); метафизическая (период крушения феодальной и теологической систем); позитивная (будущий общественный строй, основанный на науке)).

Общество будущего (промышленное общество; основано на научно и планово организованной крупной промышленности; только промышленная система в состоянии найти применение человеческим талантам и наукам).

Ассоциация (объединение промышленности, достигаемое путем максимальной централизации производства; в новом обществе все должно быть подчинено интересам промышленности и научному прогрессу; политика должна превратиться в науку о производстве (науку, ставящую цель установления порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства)).

Политика превращается в науку об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством, в науку о планировании (понятие плана — одно из наиболее важных социологических открытий).

Деление общества на классы (3 класса (ученых; собственников (за исключением лиц, входящих в первый класс); неимущих); в более поздний период 2 класса (паразитов; промышленников); паразиты (дворяне, военные, рантье, государственные чиновники и юристы), им противостоит класс промышленников (трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры)).

Проект справедливого общественного устройства (всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества; сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическими процессами; цель новой организации — улучшение участи самого многочисленного класса общества).

Свобода (имеет смысл, когда несет людям постоянный рост производства полезных вещей; основа свободы — промышленность; рост могущества промышленности — полное осуществление свободы).

Всеми своими достижениями человечество обязано промышленности (делает неверный вывод, что прогресс промышленности равен социальному и нравственному прогрессу, а свобода промышленности равносильна социальной свободе).

Проблема управляющих и управляемых должна исчезнуть в обществе, где властвуют не субъективные мнения и симпатии людей, а научные принципы (основной принцип нового административного управления — руководствоваться интересами целого, что обеспечивает процветание общества и поддержку большинства граждан).

В новом обществе не будет управления людьми (задачи руководства обществом сведутся к управлению вещами; в отношениях между людьми исчезнут господство и подчинение; судьба людей не будет зависеть от произвола и каприза стоящих над ними руководителей).

Сформулировал идею планомерного научного руководства экономикой, превращения государства в форму организации производства (не смог доказать, что новая централизованная промышленная система не таит опасностей для личных свобод).

Право людей на управление (определяется превосходством положительных способностей; люди равны в том смысле, что каждый может стать управляющим, но фактически неравны, ибо лишь некоторые обладают талантом к управлению, а у большинства его нет) (абсолютизация принципа превосходства — антидемократизм учения).

Не учел, что рост могущества человека над силами природы содержит опасность роста могущества индустриальной системы над человеком.

Планы общественного переустройства целиком исходят из идеи мирного разрешения всех социальных проблем (решительно отвергает путь революционного насилия, путь классовой борьбы; главное средство преобразования — проповедь новой морали).

В проектах политической организации будущего промышленного строя сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатный парламент (между королем и палатами создаются 2 новые промежуточные инстанции — Совет ученых (разрабатывает планы необходимых социальных преобразований) и Совет промышленников в составе виднейших представителей промышленности, торговли, банковского капитала (рассматривает проекты социальных преобразований, составляет проект бюджета и проверяет его исполнение)).

Переход от феодальной системы к новой промышленной осуществляется актом королевской власти, призывающим к управлению страной просвещенных промышленников и ученых (надежды на осуществление реформы сверху).

 

ОТВЕТ 24

Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева

Эпоха.

Россия второй половины XVIII в.

Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) (сын помещика; окончил Московский университет, петербургский пажеский корпус, Лейпцигский университет (юридический факультет)); после публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» арестован, приговорен к смерти, казнь заменили ссылкой).

«Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к уничтожению крепостничества).

Происхождение государства.

Государство создается для блага граждан и является результатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

Характеристика государства (определение государства).

Исходя из демократической трактовки общественного договора, сделал вывод (самодержавие — наипротивнейшее человеческому естеству состояние; люди не могли предоставить кому-либо над собой неограниченную власть, законы должны устанавливаться и исполняться на пользу народа; если государь нарушает законы и допускает неправосудие, народ не обязан ему повиноваться, должен судить его строже, чем обычного преступника).

Высоко оценивал преобразования Петра I (однако, обратил внимание, что в его царствование народ был подчинен беспредельной самодержавной власти, так как Петр истребил последние признаки свободы).

Полностью отвергает теорию просвещенного абсолютизма и порывает с верой просветителей в великолепие и мудрость монархов (самодержавие возникло в результате узурпации, грубого нарушения общественного договора, что представляет народу право на восстание; зло в самом принципе монархии — попрание элементарных прав человека, торжество произвола и насилия).

Призывает к уничтожению крепостничества (крестьяне лишены земли и права собственности, вынуждены работать на барщине до шести дней в неделю; их истязают, ссылают на каторгу, продают как скот; бесчеловечность помещиков доводит крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов; надежды на нравственное воспитание помещиков бессмысленны; крестьян освободит только гибель угнетателей).

Формы государства (идеальное государство).

Революционно-демократическая трактовка идей естественного права (позволила создать проект народного правления, основой которого признавалась крестьянская община; опирался при этом на факты русской истории (народное правление в Новгороде)).

Народное правление (устанавливается в результате революции; борьба будет тяжелой, долгой, но завершится победой народа).

Народная республика (строй равных людей; объединение самоуправляющихся общин на основе вечевых сходок; высший государственный орган — Собор; народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создает предпосылки для сохранения свободы (близость к учению Руссо о непосредственной демократии).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В формировании общественно-политического идеала обращается к теории естественного права (центральная категория — естественное состояние (жизнь в обществе, так как природа из различия полов основала в человеке склонность к общежитию)).

В естественном состоянии человеку свойственно внутреннее ощущение правового и неправового (люди следуют правилу — не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; до появления собственности в обществе существовало единомыслие; закон ом было побуждение каждого к общественной пользе).

Общество прошло ряд стадий развития (при переходе народов к земледелию появляется государство и положительные законы; основной фактор, образующий государство, — собственность).

Закон — общая воля (в его основе должно лежать естественное право; вывод о естественных неотчуждаемых правах человека (право на собственность, безопасность, вольность, жизнь); в интересах общей пользы могут ограничиваться в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан).

Закон, не основанный на естественном праве, вообще не существует (право как выражение народного суверенитета и естественных законов будет действовать тогда, когда опирается на реальную силу — государство или восстание граждан).

Особенности теории.

Большое влияние на формирование мировоззрения оказали французские просветители (Вольтер, Гельвеций, Руссо, Мабли).

По историко-философским взглядам близок к русским просветителям (занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демагогии просвещенного абсолютизма и скептическому отношению к реформам сверху — вывод о возможности нового крестьянского восстания, которое низвергнет самодержавие и крепостное право; признает закономерность бунта, готов мириться с революционным насилием; демократизм, выразившийся в признании народного суверенитета).

 

ОТВЕТ 25 НЕТ

 

ОТВЕТ 26

Политико-правовые взгляды И. Бентама

Эпоха.

Англия конец XVIII — начало XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 — 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами).

Иеремия Бентам (1748 — 1832) (из семьи адвоката; вундеркинд; окончил Оксфорд; продолжил обучение в одной из лондонских адвокатских корпораций; посвятил себя исследованию проблем жизни общества).

«Фрагмент о правительстве» (развернутая критика взглядов крупнейшего английского юриста Блэкстона, считавшего совершенной систему, сложившуюся после 1688 — размежевание с английским консерватизмом).

«Анархические софизмы» (ополчается на революционную метафизику американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина).

«Введение к принципам нравственности и законодательства» (анализирует механизм человеческого поведения).

«Конституционный кодекс» (основополагающие политические принципы; оценка трех классических форм управления; анализ механизма плохого управления; правила организации и деятельности новых учреждений).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: