Стратегические направления преобразований базиса корпоративной культуры обычно представляют с помощью так называемого треугольника Джойнера (рис. 11.9). Рассмотрим последовательно эти направления.
Одержимость качеством. Предприятие и все его сотрудники должны быть не просто увлечены, они должны быть одержимы качеством. Качество — первый по важности определяющий параметр нового базиса корпоративной культуры, вектор его преобразований.
Сотрудники должны очень четко представлять критерии качества, понимая, что качество — это нужды, требования, желания (в том числе скрытые) потребителя. Для этого необходимо перенести фокус внимания на потребителя, понимая, что потребителем в широком смысле (в смысле принципов TQM) являются все заинтересованные стороны (общество, владельцы, сам персонал, гость), хотя первичен, безусловно, гость. Развитие представлений о качестве приводит к распространению понятия «качество» на гостиничное предприятие как объект интересов различных заинтересованных сторон, формирующих собственные оценки его качеству. Выше мы рассмотрели этот вопрос достаточно подробно, сопоставляя функции качества заинтересованных сторон.
Качество динамично, это постоянный процесс улучшений. Всеобщее качество — это стиль компании и основа ее корпоративной культуры. Все это и составляет верхний угол треугольника Джойнера — главное направление преобразований компаний.
Командный подход. Его краткая суть заключается в следующем:
• ставь общую для коллектива задачу;
• разделяй на подзадачи, доступные подготовке персонала, доверяй полномочия;
• обучай и помогай предотвратить ошибки;
|
• объединяй людей так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели — высшему качеству; все как одна семья, одна команда, хотя функции и конкретные задачи у всех разные: выигрывают все;
• сотрудничество вместо внутренней конкуренции. Это — левый угол треугольника Б. Джойнера.
Научный подход к управлению качеством. Смысл научного подхода — в применении научных знаний для непрерывного улучшения качества, снижения издержек, повышения производительности труда. Предмет и содержание научного подхода:
• всепроникающий факторный анализ формирования качества в самом широком его понятии;
• выявление и отработка методов управляющего воздействия на качество в целях обеспечения его стабильного роста.
Особенности управления качеством гостиничного обслуживания были рассмотрены выше. Их суть вытекает из принципиальных различий между товаром и обслуживанием как продуктом товарного производства. Наличие этих особенностей существенно смещает акценты в использовании методов анализа и оценки в сфере услуг по сравнению со сферой материального производства.
В менеджменте качества в сфере материального производства ведущее место занимают статистические методы, хотя весь арсенал используемых методов существенно шире. Эти же методы применимы и в менеджменте качества сферы услуг. Но из-за принципиальных различий со сферой материального производства на первое место выходят методы системного анализа и экспертных оценок. Они позволяют осуществить корректное использование типологий элементов обслуживания, структурировать функции качества заинтересованных сторон, количественно оценить качество обслуживания гостей, качество иных аспектов жизнедеятельности гостиничного предприятия, интересующих различные заинтересованные стороны.
|
Таким образом, для гостиничных услуг особенно актуальными являются методы:
• системного анализа;
• структурирования функции качества;
• группового интервью;
• исследования с помощью вопросников;
• анализа и оценки способности продукции удерживать рынок;
• творческого мышления (мозговой штурм) и др.
Очень важны инструменты разработки стратегии бизнеса — методы оценки привлекательности продукции, рыночной позиции предприятия, факторов развития предприятия и т. п.
Все три стратегических направления — одержимость качеством, работа командами, научный подход — должны применяться комплексно, совместно обеспечивая достижение единой цели, указанной внутри треугольника Джойнера — уменьшения вариаций, т.е. отклонений от оптимальных значений параметров процессов обслуживания и иных, обеспечивающих жизнедеятельность гостиничного предприятия, а также используемых материалов, комплектующих, продуктов, полуфабрикатов — всего, что прямо или косвенно связано с предоставляемым обслуживанием.