Задачи образовательной деятельности




Пятый год жизни

- Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, добро- желательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям);

- Формирование образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, видения их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимания взаимосвязи и красоты природных явлений;

- Развитие художественного восприятия произведений искусства. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. (У детей формируются зрительная «насмотренность» художественных образов, эмоциональная отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др., с образами других искусств — музыки, устного фольклора, литературы и др. Дети учатся сравнивать, сопоставлять изображенное выражение лица человека, его позу с эмоциональным состоянием, перенося эти знания на изображенный художественный образ природы, живых объектов, предметов; приобретаются навыки активного и последовательного, внимательного рассматривания изображенного образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного.);

- Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (при этом особое внимание уделяется развитию у детей моторного «алфавита» изобразительных действий: техники деятельности, пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка).

 

Содержание образовательной деятельности

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративное искусство. Знание некоторых особенностей декоративно-прикладного искусства — искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду. Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт. Представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, оятская, тверская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы); предметы из резной бересты (короба, шкатулки архангельские, шамоготские); роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово); кружево (вологодское, киришское, вятское); вышивка (владимирский шов и др.); роспись посуды (новгородская, псковская, оятская). Первые представления о декоративно-оформительском искусстве — искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Графика. Особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги. Понимание ценности каждой книги и необходимости бережного отношения к ней. Дети учатся узнавать изображенные образы, видеть их вы- разительность, соотнося с определенным текстом; получают представления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразительность линий, форм, передающих движение, позу образа), изобразительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н.Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др., о назначении иллюстрации и о тех, кто ее создает.

Живопись. Представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи. Отличие живописи от графики. Жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет, разные по композиции: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; разные по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния). Умение эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя; цвет как средство передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому; выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве).

Скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера). Отличие скульптуры от живописи; особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение; значимость самого материала, из которого выполнена скульптура). Виды скульптуры (малая пластика, декоративная), их назначение. Кто создает скульптуру.

 

 

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.

Представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке.

Общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности).

Умение в рисунке, лепке выразительно передать образы объ- ектов окружающего мира (овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек), изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений (например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными — высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большой и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона. У зайчика длинные ушки и короткий хвост).

Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения (например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель). Уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов (например, у бегущих животных — зайчика, белочки, лисички, кошечки и др.— туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных — в виде овала). Использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. Применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый — злой, теплый — холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится — не нравится). Уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально), строить планы (по всему листу, два плана: небо — земля, близко — далеко); выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером. Рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.). В сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную. В декоративном изображении (рисовании, аппликации, лепке) уметь нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, вазу и др.), геометрическую, обозначаемую предметно (например, круг — поднос, квадрат — платочек и др.),— с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора; в лепке — путем налепов и узора стекой. Уметь соотносить элементы узора с природными образами. В аппликации уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном.

Приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Воспитатель побуждает детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными, декоративными и конструктивными навыками и умениями.

 

Технические навыки и умения, отношение

Рисование. Уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. (Например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелом.) Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты). Уметь проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки). Уметь составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего и желтого), разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (например, гуашь и восковые мелки, уголь).

Аппликация. Пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др.), перерезать квадрат по диагонали (крыша, парус и др.), срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша дома и др.), делать косой срез (ель, ракета), вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.). Уметь создавать аппликационный образ путем обрывания (определенной геометрической основы) и составления его из частей с последовательным наклеиванием.

Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др. предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека). Действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным). Освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички), соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу, ручку к чашке и т.д.); украшение с помощью стеки и налепов.

Конструирование из готовых геометрических форм. Уметь создать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора. Уметь анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Уметь выпол- нять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3—4 темы и 5—6 вариантов каждой темы). Варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции. Осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкание пространства.

Конструирование из бумаги. Освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания квадрата — по диагонали и пополам с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр.), приклеиванием к основной форме деталей (колеса к вагончику, трубу к дому и др.).

Конструирование из природного материала. Уметь видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), составлять образ из частей. Использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу. Работать вдвоем, втроем дружно. Испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и др.

Пятый год жизниТеатрализованная деятельность

- Развивать способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей; характеризовать эмоциональное состояние персонажей театрального спектакля;

- Формировать представления детей о театре: о театре как об одном из видов искусства; о театральных профессиях артиста, художника, гримера, режиссера, билетера; об основных видах театра: кукольный, драматический; об основных средствах выразительности образа персонажа: интонация, жест, мимика; об основных правилах поведения в театре; о материалах, из которых изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям; о куклах, участвующих в театрально – игровой деятельности;

- Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально – чувственного опыта, выразительных средств, используемых в спектакле;

- Поддерживать желание участвовать в представлении, выступать перед родителями, воспитателями, детьми, стремится доставить им удовольствие своим выступлением;

- Обогащать словарь, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью (название разнообразных кукол, предметов, декораций и т.д.).

Игры-имитации:

- учить передавать разное эмоциональное состояние персонажей в творческих имитационных играх мимикой, жестами, движениями. (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все радуются.); передавать в жестах и движениях физические особенности персонажей. (Летят большие птицы и маленькие птички, идет по снегу большой медведь и маленькая обезьянка.), жестом показать: маленькая бусинка, сахаринка, куколка — вот такая);

Игры в кукольный театр:

- прививать интерес к кукольному театру, активному участию в спектаклях

- знакомить с театральной ширмой, приемами кукловождения верховых кукол: театра ложек, театра кукол «на потычке», гапитными куклами- петрушками, куклами – Петрушками «Би – ба – бо».

- обучать правилам манипуляции с куклами театра на руке (перчаточного, пальчикового, игрушек – говорушек, игрушек – топотушек), куклами театра с «живой рукой», картинками на фланелеграфе, магнитной доске. (стендовый театр).

Режиссерские игры:

- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы, и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;

- в режиссёрских театрализованных играх разыгрывать придуманные сюжеты с игрушками, говорить разными голосами за разные игрушки

Игры – драматизации:

- продолжать воспитывать интерес к играм – драматизациям;

- совершенствовать способности к импровизации;

- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

- поощрять стремление участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию;

- формировать умения выполняет игровые действия в совместной театрализованной игре; вступать в ролевой диалог по ходу театрализованного действия, словесно обозначает свою роль и роль других детей. Элементарно договариваться о ролях, совместных действиях; доброжелательно общаться с партнерами по театрализованной игре.

- учить самостоятельно создавать среду для театрализованных игр: подбирать декорации, кукол, костюмы, оборудование.

Игры – спектакли:

- учить разыгрывать несложные художественные произведения (знакомые литературные и песенные сюжеты, художественно – речевые диалоги, сценки, маленькие сказки) с помощью воспитателя и самостоятельно;

- учить с помощью воспитателя придумывать новые сюжеты, придумывать движения, диалоги для персонажей;

- формировать умения менять интонацию, мимику, жесты согласно эмоционально – образному содержанию представления - развивать импровизационные способности;

- предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;

Раздел «Мастерим для театра»:

- приобщать к изготовлению кукол для театров:

-настольного (из коробочек, конусов, цилиндров, пластмассовых бутылок и прочих материалов; приклеивание деталей из бумаги, пластилина, ткани, тесьмы, кружева, ниток, поролона, синтепона и других материалов, придавая образам выразительность);

-кукол на палочках для показа над ширмой (игрушки из коробок,

конусов, бутылок и пр.);

- принимать посильное участие в оформлении костюмов и декораций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: