Картотека артикуляционных сказок
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений,темпом,нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Рекомендуется выполнять один комплекс артикуляционных упражнений за один подход. Общая продолжительность занятия с детьми 4-5 лет не должна превышать семи минут, с детьми 6-7 лет - десяти минут.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики может включать в себя следующие упражнения:
1. Слоник (вытянуть губы вперёд трубочкой)
2. Лягушка (растянуть губы в улыбке, зубы открыты)
3. Бегемотик (открыть рот широко) Повторить последовательность этих упражнений 3-5 раз, беззвучно произнося У-И-А, а потом наоборот А-И-У
|
4. Змейка (вытянуть длинный кончик вперёд и убрать обратно, рот при этом стараться не закрывать, повторить 5-10 раз)
5. Качели (кончик языка поднимать и опускать вверх-вниз)
6. Часики (кончик языка отклонять влево-вправо)
7. Месим тесто (пожевать язык зубами, произнося та-та-та, а потом похлопать губами – па-па-па)
8. Блинчик (держать широкий язык на нижней губе на счёт до 5-10))
9. Мороженое (ватную палочку положить на верхнюю губу, язычок тянеться за палочкой и старается захватить «мороженое» и унести в рот)
10. Чашечка (поднять края языка вверх и держать на счёт до 5-10)
11. Лошадка (пощёлкать языком, присасывая его к твёрдому нёбу и имитируя цоканье копыт).
Веселая артикуляционная гимнастика (Н.В. Нищева)
Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. | Широко открывать и закрывать рот |
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. | Улыбка |
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. | Хоботок |
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. | Хомячок (надувание щек) |
Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. | Лопата |
Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык. | Котенок лакает молоко |
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Чашечка |
Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | Качели |
У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы. | Иголочка |
Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. | Маятник (Часики) |
Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. | Вкусный мед |
Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Мостик (Киска злится) |
Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок. | Орешки (Футбол) |
Сказка о Веселом Язычке
|
Знакомство
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.
А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.
|
Язычку очень понравилось его новое жилище.
(Т.В. Мецлер)
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!
А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону -
Губы хоботком тяну.
Потянули, перестали,
Потянули, перестали
И нисколько не устали!
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
Осень
Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается.
Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)
Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)
Вот прилетел осенний листок.
Он тоже хочет с вами поиграть.
(Лопаточка»)
Но ветер его поднимает, опускает,
(«Качели»)
качает вправо, влево, кружит.(«Часики»)
А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик.
Он острый. Покажите, какой лучик.
(«Иголочка»)
Но вот закапал дождь.
Он был сначала редким, а затем стал частым.
(«Лошадка»)
Давайте, поймаем капли дождя в ведерки.
(«Чашечка»)
1. Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть
рот, доказать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать.
Раскрывать и закрывать рот.
2. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите
полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько
прожуйте их. Имитировать жевание.
3. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и
лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
4. Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у
хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно.
Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
5. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
6. Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между
густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык,
покусывая его по всей поверхности.
7. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с
силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы
скоблят по спинке языка.
8. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Деревья осенью
У кленового листа части широкие и узкие. Покажи их языком.
(Чередуются упражнения «Лопаточка», «Иголочка»).
Ветер поднял лист вверх и держит его там
(прижать язык к верхним зубам и подержать под счет от 1
до 10).
А сейчас он качает лист то вправо, то влево
(Упражнение «Часики»).
Вот ветер подул сильнее и загнул лист вверх
(Упражнение «Чашечка» выполнять под счет до 10)
Но ветер все не утихает. Он раскачивает лист вверх и вниз
(Упражнение «Качели»)
И вот он выгнул лист как шляпку гриба
(Упражнение «Грибок» выполнять под счет до 10)
Вдруг погода испортилась, и пошел дождь. Он зашлепал по
листу.
(Похлопывать верхней губой по языку и произносить: пя-пя-пя).
К нам на занятие залетел листочек:
«Легкий, воздушный, ветерку послушный»
Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)
Овощи
1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев
огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до
«пяти-шести»).
2. Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы,
тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и
другие — «худышки».
3. Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать,
закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть
рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние
зубы.
6. Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот,
опустить язык за нижние зубы.
7. Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы
в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я
люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из
капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
Фрукты
1. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе
щеки.
2. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то
левую щеку.
3. Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
4. Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
5. Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с
силой протискивается между зубами.
6. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
7. Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и
закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
8. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Ягоды
Я пойду по ягоды в лесок, (Покусывание
язычка)
Подарил мне дедушка туесок, («Чашечка»)
Я найду поляночку в бору, («Лопаточка»)
Земляники – ягоды наберу. («Качели»)
Наберу малины я в лесу («Часики»)
И в подарок дедушке отнесу. («Пирожок»)
Как Язычок работал в саду (Н.В. Рыжова)
Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад. Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цве- точкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести:«С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести:«Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести:«Ж-ж-ж-ж»). Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звуко- подражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).
Грибы
Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой.
«Язычок собирает грибы»
Осенью Язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзину.
1. «Корзина» - рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.
2. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).
4. На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к
нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).
5. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор...». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.
6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
7. «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).
А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?
Одежда, Обувь
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка)
Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в та
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта
Игрушки
Приключения язычка (Е.М. Косинова)
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Лягушка и слоник
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Киска сердится
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула.
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Парус
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Маляр
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.
Гриб
Под березой у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.
Дятел
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Комарик
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Гармошка
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
О. Перова
Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.
Заведи мотор
По шоссе машина мчит.
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор.
Ну, давай поможем зайке:
Заведем скорей мотор.
И до солнечной лужайки
Довезет его шофер.
По ухабам серый зайка –
«Дын-дын-дын» - летит вперед,
И успеет на лужайке
Прополоть он огород.
Посуда
Как Язычок пил чай с друзьями (Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.
Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).
Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести:«С-с-с-с») и поставил на огонь.Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши:«Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести:«Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести:«Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).
Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
Зима
Как Язычок лепил снеговика (Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить:«Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Домашние животные
Наши домашние животные
Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
1. Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
2. Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
3. Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).
- Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?
Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки
Лошадка катает детей
Цокаем копытами (кончиком языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево - вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).
Новый друг язычка
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки поглаживание.
5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
6. «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
7. Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, облизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.
- Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
Ленивый котенок
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д -д-д-д!).
Дикие животные
“Невоспитанный мышонок“
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил “доброе утро“ и “спокойной ночи“. Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: “Как мне помириться со всеми зверями в лесу?" Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки, | “Почистим зубки“ |
причесался, | “Расческа“ |
Видит, зайчик на качелях качается. | “Качели“ |
Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!" Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Образовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтобы сильным был. | “Язык-силач“ |
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. | “Бублик“ |
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!" Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал “доброе утро“ и так устал, что споткнулся и покатился с горки. | “Горка“ |
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили. | “Заборчик“ |
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. “Доброе утро!" – кричит ей мышонок. “Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!" И мышонок засвистел весело, как паровозик. | “Паровозик свистит“ |
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет. |
“Заяц-огородник“
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались.голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. | “Лопатка“ |
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то: - Эй, заяц, ты чего тут делаешь? - Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц. Змея сначала удивилась, а потом голову подняла, осмотрела все и похвалила зайца. | “Веселая змейка“ |
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла. | “Грибок“ |
“Вот молодец“, - удивилась белка и тут же дала совет: - Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет. | “Вкусное варенье“ |
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет: - Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть очень устал. | Исполняются песенки: “а“, “о“, “у“, “и“, “ы“, “э“. |
А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет. - Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. | “Чашечка“ |
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать. | “Ковшик“ |
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. | “Горка“ |
Пришлось лошадку пригласить, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. | “Лошадка“ |
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. | Исполняется песенка “ш“ |
Волк и три поросенка
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч»?«Фокус» - щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Новый год
Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действи