Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).
Встретились слонёнок, лягушонок и бегемотик и начали вместе играть на полянке. Потом к ним приползла змейка. Друзья сначала испугались и спрятались, но потом поняли, что змейка хочет с ними поиграть, и приняли её в свою компанию. Они стали качаться по очереди на качелях. Сначала слоник, потом лягушка, потом, бегемотик и змейка. Вдруг слоник посмотрел на часы и понял, что пора идти обедать. Он позвал друзей печь блины. Сначала замесили тесто, потом пекли блины на сковородке. Потом слоник угощал всех вкусным мороженым. А чтобы не заболело горлышко, слоник предложил попить горячий чай из чашечек. Наевшись, друзья пошли кататься на лошадках.
Мебель
Язычок делает ремонт.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)
|
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение "Маляр".)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)
После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)
Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение "Забор".)
А. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика. - Москва, 2006
Транспорт
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
Светофор» (Сделать рупор, продержать под счет до 3, на счет4 – закрыть рот) 5 раз.
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
|
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.
Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
Как Язычок катался на велосипеде (Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести:«З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).
Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.
|
Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).
Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5раз).
Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).
На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (ш ироко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести:«Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.
Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5раз).
Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).
Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.
Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!
Профессии
«Язычок – музыкант»
Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.
1. Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
2. Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыть рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.
3. Язычок бренчит на балалаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.
4. Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5—6 раз).
Вспомни, на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок? А на каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?
Весна
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Как Язычок гулял в лесу (Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).
Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», - быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу
Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).
На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.
Скоро тучи закрыли солнышко, и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.
Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
Комнатные растения
«Цветок» Л.Тимощук
[ц]
Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой. | (упр. «Иголочка») |
Через несколько дней на стебельке появился бутон. | (упр. «Трубочка») |
Бутон становился все больше и стал раскрываться. | (плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами) |
И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок. Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята. | (упр. «Сердитая кошечка») |
Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!» | (вдох носом, выдох ртом) |
«Язычок убирает свой домик»
Домик Язычка — это наш рот, там всегда «влажно» и приходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.
1. Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5—6 раз).
2. Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему
кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из
стороны в сторону (5—10 раз).
3. Язычок моет стены. Стены-щеки в домике нашего. Язычка странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок
аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и
наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
4. Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5—6 раз).
Язычок плотник. На потолке-нёбе есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы, это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.
6. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние
и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
7. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем
под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.
Космос
Планета (Н.А. Лукина)
- Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автоматизация звуков).