«Птичка - невеличка» Л.Тимощук
[ш]
Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком. | (упр. «Трубочка») |
Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес. | (упр. «Лопаточка») |
Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее. | (упр. «Чашечка») |
Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие. | (упр. «Трубочка») |
В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло. | (упр. «Дятел») |
Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным. |
Кто поможет воробью (Т.В. Рожкова)
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка».
- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.
|
«Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота»,
Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.
Насекомые
“Храбрый комар“ для пассивной артикуляционной гимнастики
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. | “Хоботок“. |
А потом он весело улыбался себе. | Губы фиксируются двумя пальцами. |
И всем насекомым, которые жили рядом с ним. | Губы фиксируются четырьмя пальцами. |
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. | Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами. |
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот. | Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами. |
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя. | “Веселая змейка“ |
А комар в ответ помахал своим чистым хоботком. | Язык выпячивается вперед. |
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки. |
|
“Загадочная бабочка“
к начальному комплексу артикуляционной гимнастики
при стертой форме дизартрии