Глава 2. Историко-предметный анализ.




Объектом историко-предметного анализа является картина Э. Р. Эберлинга «Ленин идет в Публичную библиотеку» (1929 г., в данный момент находится в частной коллекции).

Образ в. И. Ленина является, безусловно, одним из ключевых в творчестве художника. Поразив государственную экспертную комиссию своим умением тонко улавливать самые колоритные, характерные черты в облике вождя мирового пролетариата и получив право увековечить его в не совсем художественном, но от этого не менее узнаваемом предмете (червонце), Эберлинг закрепил за собой право на дальнейшее воспроизведение образа В. И. Ленина на множестве картин различной тематики. А. Р. Эберлинг, будучи одним из учеников Репина, перенял его стремления к реалистическому восприятию живописи и, являясь художником, работы которого одобрялась высшими эшелонами советской власти, стоял у истоков соцреализма.

Так, В 1929 году Музей Ленина заказал ему картину с вождем мирового пролетариата. Приступив к исполнению поставленной задачи, художник избрал технику, полюбившуюся ему в тот период своего творчества.

Картина выполнена углем и акварелью по картонной основе, ее формат представляет собой горизонтально вытянутую форму, которая обусловлена особенностями сюжета и композиционного решения полотна. Художник избирает такое расположение для того, чтобы наиболее убедительно передать образ оживленной улицы. При взгляде на картину, мы видим Владимира Ильича, идущего с книгой в руке на фоне Невского проспекта. Как ключевую фигуру для сюжета, Эберлинг изобразил его в центре полотна. Слева он написал еще одного человека – молодого рабочего, удивленно и с восторгом смотрящего на Ленина. Для создания законченного образа Невского проспекта в наиболее оживленный период, мастер размещает силуэты людей, одетых в соответствии с модой показанного временного отрезка, а также с большой долей исторической достоверности прописывает конные экипажи, так называемую «конку», которая пользовалась большой популярностью вплоть до 1907 года, когда стала вытесняться электрическим трамваем. На анализируемой картине мы видим одну из первых пассажирских линий этого транспорта, проходившую от площади Восстания, по Невскому проспекту до стрелки Васильевского острова.

Будучи одним из первых «стрит-фотографов», Эберлинг зачастую совмещал две сферы своей творческой деятельности, например, используя фото городских пейзажей, повествующих о реалиях быта Петербурга на рубеже ХIХ и ХХ веков в качестве эскизов для будущих полотен. Сценки из городской жизни, снятые художником, тонко чувствовавшим композицию, обладавшим удивительным чутьём ситуации, поражали нас не только нетрадиционным для того времени видением, но и подлинным мастерством.[19]

Практически во всех странах в то время фотографы искали себя, подражая изобразительному искусству. Бытовало мнение, что способ создания снимков путём использования фотокамер лишает их права считаться произведением искусства, что лишь вмешательство человека в процесс съёмки способно придать результату художественное звучание. Особенностью эпохи была демонстративно постановочная съёмка надуманных символических композиций, далёких от реальной жизни. Статичность снимков тех лет является своеобразной стилистикой, без которой трудно представить фотографическое изображение конца ХIХ – начала ХХ века. [20].

Главная же особенность первых моментальных снимков Эберлинга – их удивительно точная композиционная выстроенность. Сказывался натренированный глаз художника, привычка организовывать материал на холсте или на листе бумаги. При этом поражает его склонность к живой, неорганизованной, как позднее будут говорить, репортажной манере съёмки. Этим отличаются его снимки от большинства других фотографий, дошедших до нас из той поры.

Светопись являлась для Эберлинга ещё одним способом самовыражения.[20]. Кроме того, часть фотографий мастер использовал как наброски и эскизы будущих картин. Подобный синтез фото и изобразительного искусства, мы можем наблюдать и в анализируемой картине, эскизом для которой послужило фото самого мастера, сделанное в 1899, и демонстрирующее нам образ вождя, запечатленный на одном из оживленнейших мест Петербурга - на Невском проспекте. Историческую достоверность и композиционную целостность добавляет полотну вид на гостиный двор, мастерски пойманный художником в объектив фотокамеры и послуживший отличным ориентиром при работе над задним планом картины. В мельчайших подробностях передан архитектурный облик здания, прилегающая к нему пешеходная зона и часть невского проспекта, с движущимися по нему конными экипажами. Последние использованы художником в качестве элемента, призванного уравновесить композиционный строй изображения, он размещает два внешне схожих экипажа почти на одной горизонтальной линии, но перспектива дает понять, что один из них находится значительно дальше от зрителя, чем другой. Подобное расположение позволяет художнику как бы углубить композицию. Необычным композиционным решением можно считать также размещение на переднем плане справа образа человека в конном экипаже, который предстает перед нами лишь частично, рамки полотна, подобно фотообъективу захватывают небольшой кусок корпуса «конки», с помощью чего создается впечатление живости происходящего, на картине все находится как бы в движении. Динамичная структура композиции поддерживается и с помощью удачно расположенных силуэтов людей на картине. Центральный фигура Ильича обращена к зрителю вполоборота, что создает иллюзию движения. Ленин показан уверенно шагающим по проспекту, его крепкая фигура устремлена вперед, во всем облике чувствуется уверенность. Усиливает эмоциональное впечатление о силе облика вождя фигура юноши, изображенного со смесью удивления и восхищения на лице. Его силуэту также придана динамичная поза.

Полотно изобилует мелкими деталями, использование которых не случайно, каждая из них является исторически достоверным элементом, будь то одежда, хорошо узнаваемые архитектурные детали или части конного экипажа. Ленин предстает перед нами в одной из самых узнаваемых и символичных деталей своего гардероба - кепке, которая с точностью передана художником и соответствует реальным предметам текстильного производства тех лет.

Чтобы заострить внимание зрителя на смысловом центре картины – образе вождя, Эберлинг размещает его фигуру на фоне людей, держащих два массивных зонта, которые в определенном смысле становятся фоном для лица персонажа, так как выполнены в светлых тонах и позволяют сыграть на контрасте разных цветов и текстур. Эберлинг, как знаток светописи, как бы подсвечивает лицо Ильича, что благоприятно сказывается на визуальном восприятии картины, и, вместе с тем, может нести несколько аллегорическую функцию, ведь, согласно тематике картины, Ленин ведет народ к просвещению, а, как известно по его же словам, ученье – ничто иное как свет. Книга, которую герой картины держит в своей руке, также одновременно несет в себе два смысловых аспекта. С одной стороны, это прямое указание на соответствие заданному названию «Ленин идет в Публичную библиотеку», с другой, опять-таки является атрибутом просвещения. Картину отличает особая четкость линий, все силуэты и детали отлично просматриваются во всех своих подробностях, художник мастерски владеет техникой и отдает должно даже самым мелким элементам полотна, тщательно прорабатывая их.

Еще одним эффектом влияющим на восприятие картины является свет. Как уже было упомянуто, Эберлинг по-особому относится к роли света на своих полотнах. В данном случае, яркий, но, в то же время, естественный свет, падающий из левого верхнего угла картины, позволяет не только обозначить объем предметов и силуэтов, с помощью светотени, но и придать особый колорит цветам, которые сами по себе не отличаются насыщенностью. Эберлинг использует сдержанный монохромный колорит, который полностью подчинён рисунку и объему. Ритмически повторяя темные цветовые пятна, контрастирующие с общим светлым фоном картины, мастер добивается ощущения визуальной гармоничности, уравновешенности цветовосприятия. Поставленная перед художником задача была выполнена с блеском. Тяготеющая к идеализации образа вождя, она, тем не менее, кажется весьма достоверной, жизненной, не создает впечатления искусственной постановки.

Картина эта ценна как из-за бесспорного таланта художника, так и в качестве яркого, даже хрестоматийного, образца изображения исторических событий в соответствии с официальными догмами.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью исследования, мною были рассмотрены и изучены множественные историографические источники, специализированная искусствоведческая литература, а также воспоминания и переписки современников А. Р. Эберлинга, позволившие сформировать представление об историческом периоде в целом, особенностях развития изобразительного искусства в указанном временном отрезке.

На основании проанализированных книг и периодических изданий были выявлены причины и предпосылки, оказавшие влияние на развитие личности и творчества художника. Были рассмотрены и озвучены ключевые произведения мастера. Дана их краткая характеристика. На примере одной выбранной работы был произведен историко-предметный анализ, с указанием основных стилистических, композиционных, смысловых аспектов произведения. Проделана работа по поиску и систематизации истории аукционных продаж, с подробным указанием деталей. Таким образом, основные цели и задачи исследования были достигнуты.

На основании изученного, можно придти к выводу, что творческое наследие Альфреда Эберлинга – неординарно в своей многогранности. Его путь в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Его портреты стали ярчайшим отражением времени, силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив характеры многих современников художника, будь то член царской семьи, известная балерина или важный партийный деятель. Его фото послужили наглядными иллюстрациями, без прикрас и излишней искусственности отразившие жизнь и нравы Петербурга на рубеже веков. Благодаря своему особому художественному мастерству, умевшему проникать в самую суть предметов, явлений и характеров людей, Эберлингу удалость снискать славу истинного творца, таланту которого не могут помешать ни жизненные перипетии, ни стремительно меняющиеся нравы и законы окружающей действительности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Личное дело художника живописи Эберлинга Альфреда Рудольфовича. // ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-78. Опись 2. Дело 162.2. Алешина, Л. С. Русское искусство XIX – начала XX века. – М.: Искусство, 1972. – 483 с.3. Гомберг-Вержбицкая, Э. П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. – М: Искусство, 1961. – 207 с.4. Иванов, С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПБ.: НП-Принт, 2007. – 450 с. 5. Кондаков, И. В. Введение в историю Русской культуры. – М.: Аспект пресс, 1997. – 686 с.6. Ласкин, А. А. Гоголь-моголь. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 243 с.7. Матафонов, С. М. Три века русской живописи. – СПБ.: Китеж, 1994. – 723 с. 8. Мочалов, Л. В. Виктор Тетерин. – М.: Художник РСФСР, 1982. – 95 с.9. Репин, И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. – М.: Искусство, 1952. – 408 с.10. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства/Сокольникова, Е. В. – М.: Академия, 2012. – 302 с.11. Стасов, В. В. Избранные сочинения. – М.: Искусство, 1952. – 735 с.12. Стернин, Г. Ю. Очерки русской художественной культуры. – М.: Галарт, 2007. – 382 с. 13. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. – М.: Искусство, 1976. – 222 с.

14. Каталог выставки «Изобразительное искусство Ленинграда». – Л.: Художник РСФСР, 1976. – 326 с.

15. Байгузина, Е. Н. Загадки Эберлинга или балерина М. Т. Семенова в мастерской художника. Журнал «Вестник академии русского балета им. А. Я. Вагановой». №3 (32) 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vaganovaacademy.ru.

16. Загонек, В. В. Альфред Эберлинг – художник и фотограф. Журнал «Научные труды». №22 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ftii.artspb.net.

17. Загонек, В. В. В мастерской Владимира Загонека. Журнал «Вопросы Анненковедения». №92 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artrz.ru.

18. Никитин, В. Альфред Эберлинг – фотограф прекрасных дам и неизвестного Петербурга. Журнал Санкт-Петербургского университета. №4 (3862) 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.spbu.ru.

19. Никитин, В. Альфред Эберлинг. Первый стрит-фотограф Петербурга. Журнал «Foto сфера». №5 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fotosfera.org.

20. Никитин, В. Альфред Эберлинг – фотограф Серебряного века. Журнал «Петербургский фотограф». 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbphotographer.ru.

21. Эберлинг Альфред Рудольфович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artinvestment.ru.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: