Пояснительная записка. Требования к уровню подготовки обучающихся




Пояснительная записка

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы показывают, что большое количество школьников имеют хронические заболевания. Лишь небольшое количество из числа обследуемых детей является здоровыми.

Важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В уставе ВОЗ здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10%) от медицины и 50-55%о от образа жизни. Поэтому, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека.

Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий.

Настоящая программа разработана для школы 1 ступени. В программе развития школы приоритетное место занимает направление "Здоровье", поэтому данный курс является важным и актуальным.

Целью курса школьной валеологии является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности.

Задачи курса:

• пропаганда здорового образа жизни;

• формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ; обеспечение физического и психического саморазвития;

• создание мотивации ЗОЖ; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения;

• обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Курс валеологии носит практический характер (применение знаний на практике) и содержит уроки-беседы, уроки -игры, уроки -практикумы, семинары, защита валеологических проектов, минутки здоровья и т.д.

К выбору форм и методов контроля учитель должен подходит творчески, используя нетрадиционные формы проведения занятия, создание проблемной ситуации, поощряя проявление инициативы и самостоятельности со стороны учащихся, применяя обобщающие оценки типа «Хорошо, дети!».

Данная программа составлена на основе программы Г.К.Зайцева "Школьная валеология".

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

' • Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

• Правила ухода за кожей.

• Органы пищеварения.

• Золотые правила питания, полезные продукты.

• Правила здорового сна, хорошего настроения.

• Правила для поддержания правильной осанки

• Признаки здорового и закаленного человека.

• Правила безопасности на воде.

• Правила хорошего тона.

• Задачи оздоровительных пауз.

• Вопросы физического и духовного здоровья.

• Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.

Учащиеся должны уметь:

• Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

• Следить за кожей, ногтями.

• Оказывать первую помощь при порезах, ожогах

 

• Правильно ложиться спать

• Соблюдать правила поведения в общественных местах.

1 класс Тематическое планирование
Тема занятий Всего Аудиторные Вне­
п/п   часов   аудиторные
1. Вводное занятие. 1 час    
2. Наша улица, наша школа 2 часа    
  Опасная улица 2 часа    
  Знаки на дорогах 2 часа    
5. Итоговое занятие 2 часа    

Содержание программы

• Выполнять правила для поддержания правильной осанки

 

Тема 1. Вводное занятие (1 час - беседа). Какие правила дорожного движения знают учащиеся? Почему их необходимо знать? Какие улицы своего микрорайона они знают?

Тема 2. Наша улица, наша школа (2 часа: 1 час - беседа, 1 час - практическое занятие). Знакомство с улицей, на которой находится школа, и с основными улицами микрорайона. Экскурсия по «школьной улице» с наблюдениями за поведением пешеходов.

Тема 3. Опасная улица (2 часа - практическое занятие). Как правильно ходить по тротуару, переходить улицу. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Ситуации на дорогах. Составление безопасного маршрута. Тема 4. Знаки на дороге (2 часа - практическое занятие). Какие знаки знают ученики, что они обозначают. Практическое занятие проводится на подготовленной площадке.

2 класс Тематическое планирование
Тема занятий Всего Аудиторные Вне­
п/п   часов   аудиторные
1. Поведение в транспорте 2 часа    
2. Игры на дороге 3 часа    
  На перекрестке 2 часа    
  Итоговое занятие 2 часа   2 часа

Содержание программы

Тема 5. Итоговое занятие (2 часа - практическое занятие). Занятие проводится перед летними каникулами. На нем закрепляется изученный материал. Проводится викторина, конкурс рисунков.

 

Тема 1. Поведение на транспорте (2 час). Анализ ситуаций, которые можно наблюдать во время поездок в трамвае, троллейбусе, маршрутном такси. Правила обхода городского транспорта.

Тема 2. Игры на дороге (3 часа: 1 час- беседа, 2 - практическое занятие).

Анализ ситуаций, демонстрирующих поведение детей на дороге: игры с

мячом, «догонялки» и др. Места, где можно играть и где нельзя. На подготовленной площадке проигрываются подобные ситуации (по возможности, привлекаются члены ЮИД, или старшеклассники).

Тема 3. На перекрестке (2 часа - практическое занятие). Практическое занятие на знание сигналов светофора, правил перехода улицы на перекрестке.

3 класс Тематическое планирование Содержание программы

Тема 4. Итоговое занятие (2 часа — практическое занятие). Занятие проводится перед летними каникулами. На нем закрепляется изученный материал. Проводится викторина, конкурс рисунков. По возможности, на это

 

Тема занятий Всего Аудиторные Вне­
п/п   часов   аудиторные
1. Ты велосипедист 2 часа    
2. Знаки регулировщика. Регулируемые и нерегулируемые знаки. 3 часа    
  Водитель и пешеход 2 часа    
  Итоговое занятие 2часа   2часа

Тема 1. Ты велосипедист (2 часа: 1 час - беседа, 1 час - практическое занятие). Виды детского транспорта. Устройство велосипеда. Правила движения на велосипеде. На подготовленной площадке тренировка езды на велосипеде.

Тема 2. Знаки регулировщика, регулируемые и нерегулируемые знаки. (3 часа: 1 час - беседа, 2 часа - практическое занятие). Для чего нужны жезл и свисток. Какие знаки у регулировщика? Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Тема 3. Водитель и пешеход (2 часа: 1 час - беседа, 1 час - практическое занятие). Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко движущимся транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Тема занятий Всего Аудиторные Вне­
п/п   часов   аудиторные
1. Культура поведения на дороге 1 час    

Тема 4. Итоговое занятие (2 часа - практическое занятие). Занятие проводится перед летними каникулами. На нем закрепляется изученный материал. Проводится викторина, конкурс рисунков. По возможности, на это занятие приглашаются сотрудники ГИБДД.

4 класс Тематическое планирование

 

2. Ситуации на дорогах 2 часа    
  Язык дорожного движения 2 часа    
  Поездка за город 2часа    
  Итоговое занятие 2 часа    
Содержание программы

 

Тема 1. Культура поведения на дороге (1 час - беседа). О поведении учащихся во время пути в школу и обратно. Анализ происшествий, произошедших за лето.

Тема 2. Ситуации на дорогах (2 часа: 1 час - беседа, 1 час - практическое занятие). Анализ происшествий, произошедших за лето. Сюжетно-ролевая игра.

Тема З.Язык дорожного движения (2 часа - практическое занятие).

Викторина, конкурс рисунков и плакатов.

Тема 4. Поездка за город (2 часа: 1 час - беседа, 1 час - сюжетно-ролевая игра). Движение пешеходов и машин по загородной и проселочной дорогам. Как правильно перейти загородную или проселочную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Тема 5. Итоговое занятие (2 часа - практическое занятие). Занятие проводится перед летними каникулами. На нем закрепляется изученный материал. Проводится викторина, конкурсы рисунков, знатоков дорожного движения. По возможности, на это занятие приглашаются сотрудники ГИБДД.

Основное содержание программного курса

 

 

№ п/п Предмет и тема Количество часов
  1 класс  
  Гигиена тела  
  Питание человека  
  Сон человека  
  Поведение человека  
  Физическое воспитание (закаливание, подвижные и народные игры, скелет и мышцы человека)  
  Итого  
  2 класс  
  Человек и его болезни  
  Правила безопасного поведения в транспорте, лесу, доме, на водоемах.  
  Первая медицинская помощь  
  Физическое воспитание (подвижные игры)  
0 Итого  
3 класс  
  Поступки и характер человека  
  Поведение человека в разных жизненных ситуациях  
  Этикет  
  Физическое воспитание (подвижные и народные игры)  
  Итого  
  4 класс  
  Человек и его болезни  
  Первая медицинская помощь  
  Физическое воспитание (подвижные и народные игры, скелет,мышцы)  
  Итого  

Календарно-тематическое планирование

1 класс Тематическое планирование по курсу «Уроки Мойдодыра»

 

№ п/п . Дата занятия Тема занятий
1.   Умывание и купание. Как животные ухаживают за своим телом.
2.   Умывание и купание. Как люди ухаживают за своим телом.
3.       Умывание и купание. Что случается с грязнулей
4.   Забота о глазах. Зрение животных
5.       Забота о глазах. Как устроен глаз человека. Гигиена зрения
6.       Слух у животных. Слух - большая ценность для человека. Гигиена слуха
7.   Вводное занятие по ПДД
8.     Зубы у животных. Зуб -живой орган. Строение зубов, их болезни и уход за ними. Зубы Зубы у животных Зубы у животных Зубы у животных
9.     Итоговое занятие. Праздник.
10.     Уход за руками и ногами. Чем отличается рука человека от руки обезьяны. Роль большого пальца ладони человека. Уход за руками.
11.     Плоскостопие и косолапость. Уход за ногами.
12.     Забота о коже. Травмы и заболевания кожи. Уход за кожей.
13.     Наша улица, наша школа
14.     Мышцы, кости и суставы. Как человек движется
    Итоговое занятие. Праздник физкультуры.
    Как следует питаться. Правила правильного питания.Питание животных. и человека.
    Наша улица, наша школа
      Как сделать сон полезным. Как спят животные. Сон в жизни человека
    Опасная улица
      Настроение в школе. От чего оно зависит и как его улучшить. Какое бывает настроение.
     
      Знаки на дорогах
      Знаки на дорогах
    Настроение после школы. Чем лучше заняться после школы От чего зависит настроение после школы
      Поведение в школе. Учимся анализировать свое поведение. От чего оно зависит и как его улучшить  
    Итоговое занятие. Юные знатоки.
      Вредные привычки. Курение - опасно для жизни
    Как закаляться. Правила закаливания.Почему мы простужаемся.
      Встреча с инспектором ГАИ
    Как правильно вести себя на воде. Какие животные хорошо плавают.
    Как правильно вести себя на воде. Плавание и безопасность на воде
    Итоговое занятие по ПДД
    Подвижные игры. Командные игры. Народные игры.
    Итоговое занятие. «Папа, мама я, спортивная семья»

Класс

Тематическое планирование по курсу

«Уроки Айболита»

 

№ п/п Дата занятия Тема занятий
1.   Почему мы болеем. Признаки болезни. Причины болезней.
2.   Поведение в транспорте
3.   Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм защищает сам себя.
    Кто нас лечит
    Прививка от болезней
    Что нужно знать о лекарствах.
    Как избежать отравлений. Признаки и виды отравлений
    Итоговое занятие. Курение - опасно для жизни.
    Безопасность при любой погоде
    Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте,на воде
11.   Игры на перекрестке
12.   Игры на дорогах
13.   Правила обращения с огнем в доме, природе
14.   Итог. Встреча с инспектором пожарной охраны. Викторина.
15.   Как уберечься от ударов электрическим током. Поведение дома и в школе во время грозы.
16.   Игры на дорогах
17.   Как уберечься от порезов, ушибов,переломов
18.   Как защититься от насекомых
19.   Предосторожности при обращении с животными
20.   Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей
21.   Первая помощь при отравлении парами, газами, дымом
22.   Первая помощь при тепловом ударе и ожогах
23.   Итоговое занятие по ПДД
24.   Первая помощь при обморожениях
25.   Итог. Игра «Юные медики»
     
26.   . Первая помощь при травмах. Переломы, вывихи костей, травмы связок.
27.   Первая помощь при порезах и ссадинах. Кровотечение, как его остановить.
28.   Первая помощь при попадании инородных тел в глаз и ухо
29.   Первая помощь при попадании инородных тел в глаз и ухо, нос, горло
30.   Первая помощь при укусах насекомых и змей
31.   Первая помощь при укусах кошек и собак
32.   Сегодняшние заботы медицины
33.   Подвижные игры на свежем воздухе
    Итоговое занятие. «Папа, мама, я – спортивная семья»

3 класс

№ п/п Дата занятия Тема занятий
1.   Чего не надо бояться
2.   Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным
3.   Почему мы говорит неправду
4.   Подвижные игры на свежем воздухе
5.   Почему мы не слушаемся родителей.
6.   Надо уметь сдерживать себя
7.   Не грызите ногти
8.   Подвижные игры на свежем воздухе
9.   Как относиться к подаркам. Как относится к наказаниям
10.   Ты велосипедист
11.   Как нужно одеваться
12.   Народные игры
13.   Как вести себя с незнакомыми людьми. Как появляются друзья и знакомые
14.   Знаки на дорогах. Регулируемые и нерегулируемые знаки.
15.   Как вести себя, если что-то болит? Что такое болезни?
16.   Водитель и пешеход.
17.   Что такое закаливание? Как правильно закаляться
18.   Как вести себя за столом в гостях и дома
19.   Как вести себя за столом в школьной столовой. Что такое шведский стол
20.   Как вести себя в гостях
21.   Итоговое занятие по ПДД
22.   Как вести себя в общественных местах. Поведение на улице и в транспорте
23.   Как вести себя в общественных местах. Поведение в театре и на концерте
24.   «Нехорошие слова»
25.   Недобрые шутки
26.   Что делать,если не хочется в школу
27.   Чем заняться после школы. Курение -опасно для жизни
28.   Чем заняться после школы. Все увлечения хороши
29.   Как выбирать себе друзей. Товарищество
30.   Подвижные игры на свежем воздухе
31.   Как помочь родителям
32.   Как доставить родителям радость
33.   Как помочь больным и беспомощным
34.   Подвижные игры на свежем воздухе

 

4 класс

Тематическое планирование по курсу «Уроки Айболита. Расти здоровым»

 

  № п/п Дата занятия Тема занятий
      Народные игры
      Что такое закаливание
      Закаливание. Водные процедуры
      Подвижные игры на свежем воздухе
  5   Правила закаливания. Сауна., баня. Правила ТБ в сауне и бане.
      Ситуации на дорогах
      Почему мы болеем. Признаки и причины болезней
      Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм защищает себя сам
      Кто и как предохраняет нас от болезней. Воспитание потребности быть здоровым
      Кто нас лечит
      Прививки от болезней
      Что нужно знать о лекарствах
      Как избежать отравлений. Признаки и виды отравлений
      Язык дорожного движения
      Как вести себя, если что-то болит? Что такое болезни?
      Курение -опасно для жизни
      Осанка. Скелет и мышцы человека
      Сколиоз и другие искривления позвоночника
      Избыточная и недостаточная масса тела
      Масса тела и питание
      Масса тела и двигательная активность
      Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей
      Первая помощь при отравлении парами, газами
      Поездка за город
      Первая помощь при отравлении дымом
      Первая помощь при ожогах
      Первая помощь при обморожениях
      Итоговое занятие по ПДД
      Первая помощь при травмах. Переломы, вывихи костей, травмы связок
      Первая помощь при травмах. Первая помощь при порезах и ссадинах. Кровотечение. Как его остановить. Первая помощь при попадении инородных тел в глаза, уши, нос, горло
      Первая помощь при укусах насекомых и змей
      Первая помощь при укусах собак и кошек
      Сегодняшние заботы медицины
      Подвижные игры на свежем воздухе

Результатом практической деятельности по программе «Вырасти здоровым»

можно считать следующее:

-^ Информированность учащихся о здоровом образе жизни.

^ Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

■^ Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

^ -Классный руководитель координирует проектную работу учащихся,

направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья.

Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях

начальных классов школы.

^ Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

^ Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в

начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного

образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: