1. Сформулировать гипотезы ( в тетради )
2. Решить задание ( в таблице EXCEL )
3. Написать вывод (заключение) ( в тетради )
Задание 1. В выборке студентов факультета психологии Санкт-Петербургского университета с помощью известного "карандашного" теста определялось преобладание правого или левого глаза в прицельной, способности глаз. Совпадают ли эти данные с результатами обследования 100 студентов медицинских специальностей, представленными Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной (1994)?
Таблица
Показатели преобладания правого и левого глаза в выборке студентов-психологов (n1 =14) и студентов-медиков (n2 =100)
Количество испытуемых с преобладанием левого глаза | Количество испытуемых с преобладанием правого глаз; | Суммы | |
1. Студенты-психологи | |||
2. Студенты-медики | |||
Суммы |
Задание 2. В исследовании А. А. Кузнецова (1991) изучались различия в реагировании на вербальную агрессию между милиционерами патрульно-постовой службы и обычными гражданами. Экспериментатор в дневное время поджидал на достаточно многолюдной остановке вблизи от милицейского общежития появления мужчины в возрасте 25-35 лет и, установив с ним контакт глаз, обращался к нему с агрессивной формулой: "Ну, чего уставился?! Чего надо?!" Реакция испытуемого наблюдалась и запоминалась экспериментатором. После этого испытуемому приносились извинения и предъявлялась справка о том, что ее предъявитель является исполнителем научного эксперимента по исследованию стилей реагирования на агрессию на факультете психологии Санкт-Петербургского университета. Кроме того, экспериментатор выяснял, является ли испытуемый милиционером патрульно-постовой службы или обычным гражданином. Таким образом была собрана выборка из 25 милиционеров, которые в данный момент были не в форме и не на посту, то есть были такими же участниками гражданской жизни, как и другие граждане, и выборка из 25 граждан, не являвшихся милиционерами. Из 25 милиционеров 10 не продолжили разговора с агрессором, а 15 продолжили его, обратившись к нему с ответной фразой. Из этих 15 реакций 10 были неагрессивными и примирительными, например, "Так просто... Закурить не найдется?" или "Сколько времени, не скажешь?" или дружески: "Ух ты какой!" или мягко: "А чего ты тут стоишь?" 5 реакций были агрессивными, например, "Что?! А ну, повтори!" или "Ты что-то вякнул или мне послышалось?" или "Я тебе сейчас уставлюсь. Ну-ка, иди сюда!"
|
Из 25 гражданских лиц 18 предпочли не вступать в разговор, 3 человека продолжили контакт, обратившись к экспериментатору с неагрессивной, примирительной фразой вроде: "Ничего, просто смотрю" или "А может быть, вы мне понравились". Оставшиеся 4 человека продолжили контакт, дав агрессивный ответ, например, "А ты что, резкий, что ли?" и т.п.
Вопросы:
1. Можно ли утверждать, что милиционеры патрульно-постовой службы в большей степени склонны продолжать разговор с агрессором, чем другие граждане?
2. Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица?
Задание 3. В анкетном опросе английских общепрактикующих врачей (Курочкин М. А., Сидоренко Е. В., Чураков Ю. А., 1992) было установлено, что врачи, уже перешедшие на самостоятельный бюджет, как правило, работают в приемных с большим количеством партнеров, чем врачи, не перешедшие на самостоятельный бюджет. Возможно, врачам легче решиться взять фонды, когда их "команда" больше, но может быть, "команда" становится больше уже после того, как врачи данной приемной согласились взять фонды. Причину и следствие установить трудно. Пока необходимо установить другое: действительно ли в приемных с фондами работают большие по составу команды врачей, чем в приемных без фондов? Может ли некая фармацевтическая фирма ориентироваться на эту тенденцию при построении стратегии продвижения своего товара?
|
Таблица
Показатели количества партнеров у врачей с фондами и врачей без фондов (по данным М.А. Курочкина, Е.В. Сидоренко, Ю.А. Чуракова, 1992)
Количество партнеров | Эмпирические частоты | Всего | ||
в выборке врачей с фондам» (n1 =49) | в выборке врачей без фондов (n2 =28) | |||
2 3 4 | 2 и менее 3-4 партнера 5-6 партнеров 7 и более | |||
Суммы | ||||
Задание 4. Наблюдателем установлено, что 51 человек из 70-ти выбрал правую дорожку при переходе из точки А в точку Б, а 19 человек - левую.
Можно ли утверждать, что правая дорожка предпочиталась достоверно чаще?
Список литературы:
1. Методика применения математических методов в психологии и педагогике: учебное пособие / составитель А. Ю. Скорнякова. — Пермь: ПГГПУ, 2016. — 49 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — https://e.lanbook.com/book/129551
2. Жданов, Э.Р. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам Математические методы в психологии, Общий психологический практикум [Электронный ресурс]: методические указания / Э.Р. Жданов. — Электрон. дан. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2007. — 40 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/43181
|
3. Шелехова, Л. В. Математические методы в психологии и педагогике: в схемах и таблицах: учебное пособие / Л. В. Шелехова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2015. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-1722-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60659
4. Комиссаров, В.В. Математические методы в психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Комиссаров, Н.В. Комиссарова. — Электрон. дан. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 130 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/118366
5. Романко, В. К. Статистический анализ данных в психологии: учебное пособие / В. К. Романко. — 4-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 315 с. — ISBN 978-5-00101-802-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135529
6. Ермолаева, О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаева. — 7-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 336 с. — ISBN 978-5-9765-1917-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119942
7. Стрюкова, Г. А. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебно-методическое пособие / Г. А. Стрюкова. — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 91 с. — ISBN 978-5-86045-923-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112106