Правовые основы доходов и расходов бюджетов




В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд (ст. 2 БК).

Ст. 24 БК доходы бюджета классифицирует по следующим группам:

- налоговые доходы (республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом);

- взносы на государственное социальное страхование;

- неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы);

- безвозмездные поступления (необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов).

Бюджетное законодательство Республики Беларусь предусматривает деление доходов бюджетов на собственные и регулирующие.

Собственные доходы – доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе (ст. 2 БК). Согласно ст. 27 БК собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

- безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

Регулирующие доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими в целях бюджетного регулирования (ст. 2 БК). В соответствии с ст. 28 БК к регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии со статьями 30, 32 и 34 настоящего Кодекса установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Государственный целевой бюджетный фонд - совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели (ст. 2 БК).

В соответствии с ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 432-З "О республиканском бюджете на 2013 год" в 2013 году в республиканский бюджет включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и республиканских инновационных фондов.

 

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (ст. 2 БК).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства (ст. 2 БК).

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности.

Направления расходов (в зависимости от уровня бюджета, из которого они финансируются) определены с т. 44-47 БК, а конкретные размеры устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Данная классификация получила свое закрепление в бюджетном законодательстве Республики Беларусь (ст. 39-40 БК).

Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки на текущие цели организациям и индивидуальным предпринимателям, обслуживание долговых обязательств, предоставление межбюджетных трансфертов, других расходов бюджетов, не увеличивающих стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (ст. 39 БК).

Капитальные расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности (ст. 40 БК).

Ст. 101 БК по форме учета исполнения бюджета выделяет кассовые и фактические расходы. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 41 БК предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих ФОРМАХ:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В рамках вышеуказанных форм ст. 44-47 БК определяет функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска.

В соответствии со ст. 42 БК в расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: