Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Факультет филологии и мировых языков
Кафедра русской филологии и мировой литературы
СИЛЛАБУС
Профессиональный казахский(русский) язык
Весенний семестр 2019-20 уч. год
Академическая информация о курсе
Код дисциплины | Название дисциплины | Тип | Кол-во часов в неделю | Кол-во кредитов | ECTS | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лек | Практ | Лаб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
POK(R)Ya2201 | Профессиональный казахский (русский) язык | ОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лектор | Мухамадиев Хафиз Сихуатович | Офис-часы | Расписание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
hafiz.55@mail.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Телефоны | Аудитория | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Академическая презентация курса | Тип учебного курса: практический, основной Назначение курса: повышение уровня речевой, коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Цель курса: сформировать у студентов способности: - объяснять особенности профессионального языка своей специальности; -создавать письменные речевые произведения разных жанров: план, конспект, письменное высказывание репродуктивно-продуктивного характера; -моделироватьструктуру и содержание научной работы; - вести целенаправленный поиск и анализировать информацию из различных источников, в глобальных компьютерных сетях; - строить монологическое высказывание на профессиональную тему; - вести учебный диалог по специальности: - применять полученные знания в профессиональной коммуникации в условно-профессиональных ситуациях общения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пререквизиты | базовый курс русского языка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постреквизиты | применение полученных знаний в профессиональной коммуникации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информацион ные ресурсы | Учебная литература: 1. Мухамадиев Х.С.Пособие по научному стилю речи. - Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 228 с. 2. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика – А, Раритет, 2004. 3. Основы научной речи: Учебное пособие для студентов - нефилолологов высших учебных заведений. / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. – 272 с. 4. Чекина Е.Б., Сансызбаева С.К., Абаева Ж.С. Профессионально ориентированный русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2017.– 271 с. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебник. Ростов-на-Дону. Феникс. – 2005, 539 с. 6. Саньярова Н.С., Турбекова С.А. Профессиональный русский язык. - Алматы: КАЗНИТУ, 2016. - Ч. 1. – 145 с.; Ч. 2. – 126 с. 7. Словари: 7.1. Словарь терминов// Режим доступа: свободный. Научно-популярный сайт // Режим доступа: свободный. 7.2. Г.М. Кажикенова, К.Ж. Смагулова Англо-русско-казахский терминологический словарь для студентов химико-биологических специальностей / сост. Г. М. Кажикенова, К.Ж. Смагулова. – Павлодар: Кереку, 2008. – 52 с. 7.3. АПНК. Русско-казахский терминологический словарь – Биология. 7.4. Русско-англо-казахский словарь биологических терминов. Часть II (Л - Я). 7.5. Краткий словарь биологических терминов. 7.6. Толковый словарь биологических терминов и понятий. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Академическая политика курса в контексте университет ских ценностей | Соответствующие сроки домашних заданий могут быть продлены в случае смягчающих обстоятельств (таких, как болезнь, экстренные случаи, авария, непредвиденные обстоятельства и т.д.) согласно Академической политике университета. Участие студента в обсуждениях и выступлениях, правильное и своевременное выполнение упражнений на занятиях будут учтены в его общей оценке за дисциплину. Конструктивные вопросы, диалог и обратная связь на предмет вопроса дисциплины приветствуются и поощряются во время занятий, и преподаватель при выводе итоговой оценки будет принимать во внимание участие каждого студента в процессе занятия. Плагиат и другие формы нечестной работы недопустимы. Недопустимы подсказывание и списывание во время сдачи СРС, промежуточного контроля и финального экзамена. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политика оценивания и аттестации | Таблица баллов по видам работ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Календарь реализации содержания учебного курса: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя | Название темы | Кол-во часов | Макс. балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика понятия «специальный (профессиональный) язык». Профессиональный язык и его составляющие. Предмет и объект исследования. Тема и проблема исследования: способы номинации предмета, явления при формулировании темы и проблемы исследования. Идея проекта/исследования: обоснование, представление, обсуждение, формулирование темы проекта/исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Терминосистема науки. Термин и дефиниция. Термин и общеупотребительное слово. Термин и номенклатура. Системность терминологии. Семантизация термина. Устойчивые выражения в тексте по специальности. Терминосистема науки в русском и казахском языках (сопоставление). Структура, содержание и объем научной работы. СРСП: СРС № 1:Формулирование темы исследования. Составление плана исследования. | 8+4+20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативные требования, предъявляемые к термину. Особенности перевода терминологической лексики. Введение как структурный элемент научной работы.Проблематика вводной части проекта/исследования: обоснование, представление. Сбор, селекция, анализ информации по проекту/исследованию. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности составления глоссария. Использование профессиональных словарей. Основная часть как структурный элемент научной работы.Проблематика основной части проекта: обоснование, оформление, представление. Сбор, селекция, анализ информации по проекту/исследованию. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морфологическая структура текстов по специальности. Употребление частей речи в научном тексте. Избирательность грамматических значений (использование падежных форм). Заключение как структурный элемент научной работы. Проблематика заключения: обоснование, оформление, представление. Сбор, селекция, анализ информации по проекту/исследованию. СРСП: СРС №2.Составление глоссария по проекту/исследованию. Отчет о проделанной работе по проекту/исследованию. | 8+4+24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РК-1: по накопительному принципу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности синтаксиса научного текста: соотношение простых и сложных предложений в научном тексте, виды сложных предложений. Деагентация. Именной характер научной речи. Языковые средства оформления научной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура профессиональной научной речи.Нормативный аспект культуры речи. СРСП: СРС № 3. Составление библиографии по теме проекта/исследования /. | 8+4+16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура профессиональной научной речи. Коммуникативный аспект культуры речи специалиста. Коммуникативные компетенции, необходимые специалисту для успеха в профессиональной деятельности. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СРСП: Консультации по проекту: Предварительное текстовое оформление работы. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура профессиональной научной речи. Этический аспект культуры речи специалиста. Профессиональная этика. Профессиональные этические кодексы. СРСП: СРС № 4: Автореферирование текста исследования. Оценка и самооценка текста исследования. | 8+4+28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РК: Midterm:По накопительному принципу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устная профессиональная научная речь. Основы устного публичного выступления. Правила успешной презентации. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диалогическая речь. Коммуникативные особенности профессионального научного диалога. СРСП: Консультации по проекту: Перевод письменного текста в устную форму. Подготовка текста выступления. | 8+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление электронной презентации (схема презентации, оформление слайдов, выбор цветовой гаммы, шрифтов). СРСП: СРС №5: Эссе на тему «Портрет конкурентоспособного специалиста» с последующим обсуждением. | 8+4+14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентация проекта/исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Защита проекта/исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РК-2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Заведующий кафедрой ___________________ Джолдасбекова Б.У.
Председатель методического
бюро факультета ____________________________ Оспанова Г.Т.
Преподаватель______________________________ Мухамадиев Х.С.