Тема 16. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова




Тема 15. Тематика и поэтика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Романтические и реалистические традиции в романе. Байронические тенденции в создании образа Печорина. Проблема героя времени и ее отражение в романе. Образ главного героя и приемы его создания. Какое впечатление Печорин производит на окружающих и как он сам к ним относится? Роль дневника в раскрытии образа центрального персонажа. Проблема «маски» и реального облика главного героя. Испытание героя дружбой, любовью, природой, обществом. Печорин как литературный тип: сравнить его с Онегиным, указать черты сходства и различия. Роль Максима Максимыча, Вернера, Грушницкого, Бэлы, княжны Мери, Веры в раскрытии характера центрального персонажа. Печорин и Лермонтов: отношение автора к своему герою.

2. Почему роман Лермонтова заканчивается повестью «Фаталист»?

· Кого в повести автор называет «фаталистом»?

· Образ Вулича и его роль в системе образов романа. Вулич и Печорин.

· Верит ли в предопределение Печорин?

· Почему последняя повесть и весь роман в целом заканчивается беседой Печорина и Максима Максимыча?

3. Жанровое своеобразие произведения. «Герой нашего времени» как собрание повестей о жизни главного героя. Черты социально-психологического и философского романа. Элементы светской, любовной повестей, исповеди, лирики и драматургии в произведении. Содержание и функция двух предисловий в произведении. Особенности композиции романа.

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени (любое издание).

Литература о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени (любое издание).

2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. – СПб., 1996.

3. Белинский В.Г. Герой нашего времени, сочинение М. Лермонтова (по любому собранию сочинений или избранных работ В.Г. Белинского).

4. Герштейн Э.Г. «Герой нашего

5. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.

6. Недзвецкий В.А. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: загадка жанра и смысла // Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. – М., 1998.

7. Удодов Б.Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1989.

8. См. также «Лермонтовскую энциклопедию», «М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь» и работы А.И. Журавлевой, В.И. Коровина, И.З. Сермана, Б.Т. Удодова, У.Р. Фохта, Б.М. Эйхенбаума, указанные в литературе к теме № 14 практикума.

Тема 16. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1. «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…» - своеобразные «итоги» раннего творчества Лермонтова: тема одиночества и свободы, образ вечной неуспокоенности человеческого духа, осознание поэтом своей творческой индивидуальности.

Нет, я не Байрон, я другой... Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто! Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» поэт написал в 1832 году, будучи ещё семнадцатилетним мальчишкой. Для правильной трактовки стихотворения надо сказать несколько слов о самом Джордже Гордоне Байроне. Это английский поэт, представитель романтизма, который стал символом своего времени. Герои его произведений – разочарованные жизнью странники. Они весьма циничны и эгоистичны из-за того, что не смогли найти себя и свое место в этом мире. Влияние Байрона на современников было огромно. Это обусловлено его идеями свободы, культом разума и духом протеста. Личность Байрона интересовала Лермонтова еще в начале творчества. В возрасте 15 лет юный поэт начинает переводить с английского его поэзию. ------------------------------------------------------- Имя английского лорда Джорджа Гордона Байрона - поэта, по сути, ставшего родоначальником романтизма, у многих любителей поэзии ассоциируется с мрачным Чайльд-Гарольдом – главным героем его самой известной поэмы. Этот мрачный молодой человек, мучимый хандрой, стал воплощением непростой судьбы самого Байрона, как известно, от рождения хромого, отверженного женщинами, страдающего от чувства неполноценности с детства (известен факт, что у него едва отняли нож, которым он хотел себя убить). ------------------------------------------------------- Молодой Лермонтов в буквальном смысле сравнивает себя с английским лордом, понимая, что он тоже «гонимый миром странник», но только «с русскою душой». Поэт указывает на внутренне родство с Байроном. Они оба находятся в конфликте с окружающими и со всем миром. Они – гонимые миром странники. Общей для них является роль избранных, носителей особых знаний о мире. Лермонтов не стремится обособиться от Байрона, как можно подумать из первой строки. Но он отмечает свое особое, русское предназначение. Поэт видит самобытность той исторической и политической ситуации, в которой ему предстоит жить и творить. На момент написания стихотворения поэту почти 18 лет. Поэтому Лермонтов отмечает, что он «еще неведомый избранник». Но вместе с этим уже осознает свое исключительное предназначение. Поэт предчувствует, что его жизнь будет недолгой. Он пророчит свою судьбу: «Я раньше начал, кончу ране». Лермонтов видит, что его идеи не принимают. Он родился не в то время. Поэтому поэт не рассчитывает, что при жизни его поймут. Знает, что не успеет сделать все то, что мог и хотел. Сравнение души с океаном помогает подчеркнуть, насколько огромны те переживания, которые его терзают. Интересен треугольник, который создает поэт: «Я – или Бог – или никто!». Это вершина мотива одиночества. Лермонтов видит фальшь и пустоту светских развлечений. Поэтому он понимает, что среди друзей он вряд ли найдет единомышленников. Находясь под влиянием пессимистических и трагических настроений, поэт указывает, что кроме него и высших сил никто не способен понять и донести его идеи. Несмотря на небольшой объем, это произведение смело можно отнести к разряду «вечных», так как мысль о собственном предназначении в этом непростом мире тревожит всех, кто неравнодушен к собственной судьбе и судьбе своей страны.

 

2. Автобиографическое начало в стихотворении «Ангел» (1831). Соединение божественного и земного в душе человека. Антитеза «звуки небес» – «скучные песни земли» и ее роль в раскрытии замысла поэта.

3. Контраст чувств любви и ненависти в стихотворении «К*» («Я не унижусь пред тобою…») (1832). Ангельское и порочное в облике адресата (Н.Ф. Ивановой). Мотив утраченного времени. Сопоставьте это стихотворение Лермонтова со стихотворением А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), в котором нет уязвленного чувства самолюбия, а есть желание видеть любимую женщину счастливой. Покажите индивидуальные особенности восприятия темы любви в лирике обоих поэтов.

4. Тема времени и вечности в стихотворении «И скучно и грустно…» (1840). Проблема смысла человеческой жизни. Тема любви и страсти. Оппозиция прошлое – настоящее.

5. Трагический разлад с окружающим миром и попытка его преодоления в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Мотив двоемирия. Природа, искусство, любовь как ведущие ценности поэта-романтика. Символическое значение образа вечно зеленого дуба в стихотворении.

6. Гармоническое слияние поэта с природой, с миром и связанное с ним состояние внутренней просветленности в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Триада: человек – природа – Бог и ее творческое осмысление поэтом. Особенности пейзажа.

7. «Сновидение в кубе» (В.С. Соловьев) в стихотворении «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…» (1841): герой стихотворения видит сон о собственной смерти и в своем сне – сон любимой им женщины, пророчески прозревающей его смерть. Всепроникающая связь мотивов любви и смерти в произведении. Кольцевое построение стихотворения.

За несколько месяцев до роковой дуэли Лермонтов видел себя неподвижно лежащим на песке среди скал в горах Кавказа, с глубокою раной от пули в груди, и видящим в сонном видении близкую его сердцу, но отделенную тысячами верст женщину, видящую в сомнамбулическом состоянии его труп в той долине. – Тут из одного сна выходит, по крайней мере, три: 1) сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненным, – дело сравнительно обыкновенное, хотя, во всяком случае, это был сон в существенных чертах своих вещий, потому что через несколько месяцев после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом. 2) Но, видя умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову:

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне…

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим из вас случалось, видя кого-нибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится этому вашему сонному видению. Но таким сном дело не оканчивается, а является сон…

Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна – сновидение в кубе.

Сон

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.

В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле. На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.

Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.

Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями», и юные жены, «увенчанные цветами», и «веселый разговор», который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».

Душа героини тоже погружена в «грустный сон», почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного. В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь.

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.

8. Образ поэта и предназначение поэзии в поздней лирике Лермонтова. Образ-символ кинжала в стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…» (1838). Интерпретация темы взаимоотношений поэта и толпы в стихотворении «Смерть поэта» (1837). Элементы элегии, оды, стихотворной сатиры в произведении. Проследите разницу в подходе к теме поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и Лермонтова на примере пушкинского стихотворения «Пророк» (1826) и одноименного лермонтовского стихотворения «Пророк» (1841).

9. Романтические мотивы одиночества, странничества в поздней лирике Лермонтова: стихотворения «Листок» (1841), «Из Гёте» («Горные вершины…») (1840), «Тучи» (1840), «Утес» (1841).

10. Богоборчество и специфика религиозного поиска в поэзии Лермонтова 1837-1841 годов. Стихотворение «Благодарность» (1840) как протест в отношении Высшей воли и собственной судьбы. Стилистическое своеобразие стихотворения. Христианские мотивы в двух «Молитвах» поэта (1837 и 1839 годов). Стихотворение «Я, Матерь Божия, ныне с мотитвою…»: тематика, идея заступничества, исповедальный характер, образы лирического героя и «девы невинной». Специфика изобразительно-выразительных средств, функции эпитетов.

11. Тема родины, народа, размышления о своем поколении в стихотворениях «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Родина» (1841).

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Лирика (по любому изданию собрания сочинений или избранных произведений поэта).

2. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова (1841) (любое издание собраний сочинений или избранных статей Белинского).

3. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Вступит. ст. С.А. Джанумова, коммент. И.А. Беляевой. – М., 2004.

4. Киселева И.А. Прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) как духовный опыт обретения патриотического чувства // литература в школе. 2019. № 8. С. 12-15.

5. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973. – С. 9-148.

6. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

7. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

8. Максимов Д.Е. Поэзия М.Ю. Лермонтова. – Л., 1959. – С. 5-30.

9. Москвин Г.В. Психологизм прозы Лермонтова: к вопросу чтения и изучения романа «Герой нашего времени» // Литература в школе. 2019. № 5. С. 2-6.

10. Серман И.З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. М.: РГГУ, 2003.

11. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973.

12. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.

13. М.Ю. Лермонтов: Энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. И.А. Киселева. – М.: Индрик, 2014.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: