Культурный расизм или черный юмор?




Введение

 

Чтобы понять значимость той проблемы, к которой я подхожу в данной работе, необходимо зайти к ней издалека, и, начав с широких абстрактных понятий, закончить на конкретной проблеме исследования.

Итак, предлагаю начать с того, что в середине первого десятилетия нового века произошло глобальное развитие и распространение социальных сетей по всему миру. Они в одну секунду набрали большую популярность. Благодаря социальным сетям коммуникация, которая до этого была ограничена определенным кругом знакомых и близких людей, расширилась до глобальных размеров. Иными словами, социальные сети стали новым, параллельным реальному миру, виртуальным пространством, выступающим как средство массовой коммуникации.

Человек смог не просто преодолеть границы в общении и познании окружающего его мира. Если посмотреть глубже, то у него появился шанс публично выражать своё мнение, создавать группы по интересам, осуществлять обмен информацией, наконец, человек обрел новый способ для самовыражения в виртуальном пространстве.

Но то, почему во многом социальные сети (как, собственно, и интернет) оказались столь привлекательными для миллионов людей, - это бОльшая свобода, менее сильный контроль и возможность оставаться анонимным, совершая какие-либо действия, что далеко не всегда возможно в реальной жизни.

Вопрос анонимности становится очень важным. Анонимно человек может больше «раскрываться», делиться откровениями и идеями, которыми вряд ли бы он поделился, если бы был уверен, что остальные знают, кто за этим стоит. Это подтверждают и создатели нового сервиса под названием «Unface.me», который по своим функциям очень напоминает ВКонтакте, но позволяет анонимно делиться с друзьями некоторой информацией. По их мнению, «не все можно обсудить под своим настоящим именем, некоторые темы находятся под «табу»… И анонимные пользователи значительно более откровенны в сети». Именно поэтому в интернете и социальных сетях мы можем увидеть так много информации, которая запрещена в обычной жизни.

Проблема, которую мне предстоит разобрать в данной работе, связана с распространением символики расизма в социальных сетях. Известный российский ученый В. Малахов высказал своё утверждение по поводу современного расизма. По его мнению, сегодня общество, также как и раньше, может быть склонно к положительному восприятию расистских идей. Только этот расизм теперь проявляется в скрытой форме. Он привел в качестве примера выборы правительства Австрии, на которых принял участие праворадикальный политик Йорг Хайдер. По итогам выборов он и его сторонники набрали 24% голосов и вошли в правительство Австрии. После чего против него в крупнейших австрийских городах прошли демонстрации. Парадокс состоит в следующем: результаты выборов показали, что немало членов австрийского общества в душе выступают за национально-культурное однообразие. Однако вряд ли кто-то мог бы решиться заявить об этом вслух, т.к. в обществе принято, что ксенофобия, нетерпимость, а уж, тем более, расизм не являются морально приемлемыми.

Аналогичная ситуация произошла в 2011 г. на 64-ом Каннском фестивале, когда известный режиссер Ларс фон Триер прилюдно заявил о своей симпатии к Адольфу Гитлеру: «Я понимаю Гитлера… Но я… я… да, я понимаю, что он сделал много неправильного, но я представляю его сидящим в своём бункере… Я… я просто хочу сказать, что, кажется, понимаю его. Его не назовешь хорошим парнем, но… но многое о нём я понимаю… симпатизирую ему слегка, но… так, ладно, ну, разумеется, я не за Вторую Мировую, я не против евреев, даже не против Сюзанны Бар, это тоже шутка… Я как раз очень за евреев… нет, ну не очень, они ведь не редко - заноза в заднице, но… ух, как же мне выбраться из этого предложения…». Неясно, о чём думали окружающие во время его речи, но многие старались отвести глаза в сторону, чтобы показать свою непричастность к его словам. После этой речи Ларса фон Триера официально объявили персоной нон грата на Каннском кинофестивале.

Социальные сети, равно как и выборы в австрийское правительство, - это примеры тех мест, где может проявиться современный расизм. Те, кто голосовал на выборах за Йорга Хайдера, были уверены в том, что голосование анонимно и что за отданный в поддержку националиста голос не последует никакого морального осуждения или наказания. Аналогично, и в социальных сетях у тех пользователей интернета, которые обладают некими расистскими убеждениями, существуют некоторые механизмы и лазейки, чтобы распространять свои идеи анонимно, так, что застигнуть врасплох их за распространением непристойных, а в некоторых случаях, даже аморальных идей, практически невозможно. Таким образом, можно констатировать тот факт, что сегодня расизм существует, и одним из мест его проявления являются социальные сети.

Итак, мы еще ближе подобрались к формулированию проблемы исследования. В ходе моей работы мне предстоит узнать, какое восприятие символики расизма сформировалось у пользователей Рунета в последние годы. Источником моего исследования станет социальная сеть ВКонтакте. Что касается вопроса, где именно обнаруживается символика расизма в Рунете, то сегодня её всё больше можно наблюдать в так называемых интернет-мемах, которые стали набирать огромную популярность ВКонтакте, а также в зарубежных аналогах в последнее время.

Сами по себе, мемы являются неким отражением отношения людей к актуальным событиям и волнующим проблемам сквозь призму юмора. В них передаются эмоции через набор неких эмоциональных шаблонов. Мемы могут затрагивать как отдельные категории людей (например, мемы, посвященные проблеме похудения для девушек или проблеме ЕГЭ для выпускников школ), так и массовую аудиторию (например, мемы, касающиеся вопроса отношений родителей и детей). Их глобальное распространение по всей сети и частая цитируемость заставляет только убедиться в том, что они формируют сегодняшнюю повестку дня. К тому же, в пользу этого выступает и то, что созданием новых мемов занимаются сами пользователи социальной сети ВКонтакте (во многом этому поспособствовало создание такого виджета или, иными словами, устройства, как паблик ВКонтакте). Как утверждают администраторы одного из популярнейших на сегодняшний день для молодежи пабликов ВКонтакте MDK, «пользователи загружают картинки в альбомы паблика, а админы выбирают самое лучшее и свежее». Хотя существуют и иные возможности. Например, создатели MDK дают шанс создать и загрузить свой мем на сайт или в приложение на App Store, после чего он попадает в «глобальную паутину». Это демонстрирует нам существование удивительного парадокса: и спрос, и предложение на контент формируют одни и те же пользователи социальной сети. А значит, мы еще раз убеждаемся, что люди имеют потребность в выражении в мемах своего отношения к происходящему вокруг них.

Мемы могут быть не просто смешными, но и порой достаточно, пошлыми, циничными и жестокими. Доходит иногда до того, что в них могут высмеиваться люди с ограниченными возможностями, религия, ветераны. Разумеется, часто находится место и для расистского юмора. Иными словами, они могут касаться запрещенных тем. Но почему расистская символика, выраженная в мемах, сегодня так распространена в социальных сетях? Ответ на этот вопрос возвращает нас чуть назад к вопросу об анонимности в социальных сетях. Мемы как раз и являются одним из механизмов распространения запрещенной символики расизма. Создатель мема, обычно не подписывается под ним. В итоге, в интернет попадает только донесенная им мысль, но не он.

Но на другой стороне есть ещё и те, кто постоянно наблюдает за интернет-мемами с расистской символикой. Среди самых популярных пабликов ВКонтакте, которые выкладывают расистский и иной юмор некорректного содержания, можно выделить MDK (а также его «дочерние» паблики «Институт благородных девиц», «Орленок»), БОРЩ, Ё…ный пи…ец, Уютненькое Луркоморье. Чтобы узнать, кто является аудиторией, которая формирует спрос на черный, жесткий юмор, я обратился к доступной мне статистике некоторых из этих пабликов.

На 18 июня 2013 г. на паблик MDK было подписано 2848659 чел. из них 52% - лица до 18 лет, 39% - лица от 18 до 25 лет; на паблик Ё…ный пи…ец - 3843274 чел. 46% - лица до 18 лет, 40% - лица от 18 до 25 лет;на паблик БОРЩ - 2733141 чел., среди которых 41% - лица до 18 лет, 43% - лица от 18 до 25 лет.

Таким образом, мы наглядно можем убедиться в том, что, в основном, читатели данного контента - это несовершеннолетние школьники и студенты.

Мы подходим к пониманию главной проблемы. Во-первых, важно, что больше всего «потребляют» чёрный юмор, в том числе, расистский, несовершеннолетние. То есть те, у кого только формируется мировосприятие, кто усваивает больше, чем взрослые, окружающую их информацию. Во-вторых, статистика показывает, что паблики, в которых размещается такая информация, являются, чуть ли, не самыми большими, популярными и процветающими среди всех пабликов российской социальной сети. Таким образом, возникает вопрос: какое восприятие символики расизма формируется у нынешнего поколения? Расистские шутки в интернете - это детская забава, которая пройдет с возрастом? Или стоит ждать, что через несколько поколений Адольф Гитлер будет восприниматься не как человек, по вине которого развязалась Вторая мировая война и погибло много миллионов человек, а как веселый персонаж из мемов про «уничтожение евреев»? Эту проблему и предстоит мне исследовать в данной работе.

Итак, актуальность исследования выражается в том, что в последние годы в социальных сетях большую популярность набрали мемы, - разновидность юмора в картинках и видео, которые быстро и массово распространяются по социальной сети - среди которых отдельное место занимают мемы с расистской символикой. И до сих пор остаётся непонятным, как распространение расистского юмора в интернете отражается на восприятии расизма теми, кто «потребляет» данную информацию и к чему это приведет в будущем. Существует опасность усвоения людьми расизма в качестве нормального явления.

Проблема исследования: современное восприятие расизма в российской социальной сети «ВКонтакте». Иными словами, существует необходимость понимания того, какое восприятие расизма формируют мемы с расистским содержанием: является ли они только потребностью людей в черном юморе сегодня, или это новая форма проявления культурного расизма.

Объект исследования: паблики в социальной сети ВКонтакте, в которых содержатся мемы с содержанием символики расизма.

Предмет исследования: интернет-мемы, как инструмент коммуникации и передачи информации в социальной сети ВКонтакте.

Опираясь на проблему исследования, объект и предмет исследования, можно выделить основной исследовательский вопрос: влияют ли интернет-мемы с расистской символикой на формирование восприятия расизма в Рунете? И если влияют, какой они оказывают эффект?

Цель исследования: выявить степень связи популярности интернет-мемов с расисткой символикой с расистскими взглядами аудитории. Для того чтобы реализовать данную цель, необходимо выполнить ряд задач:

Зафиксировать понятие современного расизма;

Выделить основные символы расизма в Рунете;

Выявить восприятие символики расизма в Рунете.

Методология исследования базируется на герменевтике, сопряжённой с визуальной социологией. Это справедливо, т.к. для исследования важны, прежде всего текстовые и визуальные мемы, а также смыслы, которые стоят за ними и которые считываются с них аудиторией. В связи с этим наглядной является тезис предтечи классической герменевтики Фридриха Шлейермахера: «понимать автора лучше чем он сам». Исследовательская гипотеза: в последние годы происходят изменения в восприятии символики расизма, связанные с тем, что расизм смог интегрироваться в новую сферу (в социальные сети) и приобрел новую форму (интернет-мемы).

Исследовательские методы. Для проведения исследования я воспользовался рядом методов, которые помогли мне в достижении цели исследования. Помимо формальных, общетеоретических и общенаучных методов, для выявления замыслов авторов мемов, я использовал герменевтический анализ фотографических изображений. Аналогичный метод был использован при исследовании комментариев к мемам в социальной сети «ВКонтакте». Наконец, я использовал анализ качественных данных - экспертных интервью с руководителями одного из пабликов «ВКонтакте».

Исследовательская гипотеза: изменения в восприятии расизма последних лет, способствовали его интегрированию в новую сферу (в социальные сети) и трансформации в новую форму (интернет-мемов).

Краткий обзор литературы

В ходе исследования я использовал, как теоретическую базу, так и эмпирическую.

В теоретическую основу легли работы, а также различные интервью В.С. Малахова (известного российского исследователя в области национализма, мультикультурализма и расизма). В своей работе «Скромное обаяние расизма» В. Малахов отметил, что мы сегодня переживаем эпоху нового культурного расизма, выражающегося в скрытой форме. Основное отличие нового расизма от классического - его выражение в скрытой форме.

Также ещё одним теоретическим источником стала книга по Визуальной социологии П. Штомпки, с помощью которой я смог использовать метод герменевтического анализа изображений при исследовании интернет-мемов.

Наконец, я использовал множество интервью с различными администраторами пабликов, экспертов в области социальных сетей, которые делились своим мнением по поводу трансформаций, происходящих в пабликах, являющихся объектом моего изучения.

Среди эмпирических источников особое внимание хочется уделить официальной закрытой статистике паблика MDK, в котором предоставлена вся информация о происходящей в паблике динамике изменений. Также использовалась статистика и данные других пабликов ВКонтакте, в том числе.

 


Современный расизм

 

Если кто-то будет утверждать, что расизм сегодня окончательно искоренен, то он окажется не совсем прав. Безусловно, что касается расизма в его классическом понимании, то с ним было покончено, после окончания Второй мировой войны в 1945 году. После принятия ООН нескольких резолюций против расизма, а также антирасистских законов во всех странах, на расизм был наложен запрет. Наступила эпоха политкорректности. Казалось, что с тех пор у расизма более не будет возможности для существования. Однако как утверждает известный российский учёный в области изучения национализма, расизма и мультикультурализма В.С. Малахов, на самом деле все вышло иначе.

«С победой политкорректности расизм не сдал ни дюйма своих позиций. Он лишь поменял форму, превратившись из эксплицитного в имплицитный». Сегодня обвинить расиста в расизме практически невозможно, так как все они выражаются корректно. Но внутри себя они допускают некоторые идеи, свойственные расизму. «Констатировать факт, что большие группы людей отличны друг от друга фенотипически, совсем не значит расписаться в принадлежности к расизму». Часто расисты из соображений политкорректности умалчивают свою причастность к его постулатам. Однако, оставаясь наедине со своими соратниками, расисты не скрывают своего отношения к нему. Иными словами, расист останется расистом, даже если ему запретят говорить об этом вслух.

Один из современных сторонников постмодернизма А. Ульянов опубликовал на сайте looo.ch свою статью, в которой также отметил, что в эпоху политкорректности расизм не исчез. Просто политкорректность спрятала его. «Слово чёрный может быть настолько же политкорректным, насколько и расистским. Используя его, я могу иметь ввиду цвет кожи, а могу намекать на тот или иной культурный подтекст. Скажи я нигер - всё понятно. Но чёрный… будь я расистом, это слово позволит мне спрятаться.» - говорит он.

Какие же изменения произошли в расизме, благодаря которым он принял имплицитную форму? Во-первых, он более не настаивает на отношении «господство-подчинение» между расами. Кроме того, говоря о современном расизме, теперь нет необходимости употреблять само слово «раса». Наконец, за основу различия между людьми больше не берут биологический фактор. Возникает иной вопрос: что же тогда осталось от расизма, каким его понимает большинство людей? Для того чтобы на него ответить, необходимо провести сравнение его старой и новой формы.

Один из главных постулатов классического расизма заключается в том, что различия, которые существуют между расами, невозможно преодолеть (об этом говорил в своё время еще Жозеф Артюр де Гобино, создатель расовой теории). И эти различия возникают по биологическим причинам. Мышление, а также восприятие индивидов зависит от того, какими чертами обладает группа, к которой относится данный индивид. «Суть расизма - в интерпретации различий… в качестве естественных, а также в закреплении связи между Различием и Господством».

Но каким образом расизм закрепляет различия между группами индивидов в качестве естественных? На этот вопрос Малахов тоже дает ответ. «Природные, биологические особенности той или иной группы истолковываются как источник ее социокультурных особенностей. Между внешним обликом определенной группы (будь то цвет кожи или какие-то иные черты) и ее местом в социальном взаимодействии устанавливается причинно-следственная связь». В логике расистской теории знания и навыки, которые приобретают индивиды, заранее предопределены и передаются по наследству от поколения к поколению. Иными словами, начинают возникать ассоциации, за группой закрепляются некие стереотипы.

Как я уже говорил, современный расизм отказался от разделения людей по биологическому признаку. «Расизм приобрел иную форму, это - сублимированный расизм, где понятие «кровь» и «генотип» заменяется понятием «культурный код». По этой причине отпала необходимость употребления понятия «раса». «Раса» заменяется «группой людей». Отныне люди не делятся на полноценных и неполноценных. «Они» биологически такие же, как и «мы». Другими словами, то, что один человек - белый, никак не влияет на его содержание, то есть не делает его лучше остальных. Но «они» сильно отличаются от «нас» (мы разные), и, значит, «мы» и «они» никаким образом несовместимы. «Это здорово, что существуют мужчины и женщины, чёрные и белые, молодые и старые, да и все остальные, кто существует. Проблемы начинаются только тогда, когда вокруг этих биологических фактов возникает система предрассудков, питающихся боязнью Другого. И потому так важно, чтобы Другой был принят именно как Другой» - снова отмечает А. Ульянов. И это отличие между группами людей состоит в их культуре. Отсюда следует ещё одно название современного расизма - культурный расизм.

Культура основывается на стилевых признаках, которые включают в себя этнические и конфессиональные аспекты. Одни группы индивидов видят своё отличие от других групп в образе жизни, интересах, а не в биологизме, как это было раньше. И эти отличия выходят на первый план перед остальными.

Но, несмотря на то, что расизм стал делить людей по другому признаку, суть его не изменилась: различия между индивидами - это естественный порядок вещей, и их [различия] невозможно устранить.

Классический расизм был создан в Европе, а потому представлял в качестве идеальных ценностей западноевропейские, к достижению которых необходимо стремиться. Те группы индивидов, которые не имели этих ценностей, считались неполноценными. Культурный расизм решил уйти от данной идеи. Согласно современной теории, никто не обязан прививать новую культуру. Каждый имеет право на свою культуру. Но! Что важно, если индивид имеет иную культуру, ему не стоит смешивать её с «нашей». Он должен жить в своей среде. «Причем размывать границы непозволительно не потому, что от этого пострадает чистота крови, а потому, что пострадает инакость. Культурное своеобразие-то, что делает «нас» и «их» непохожими - понесет ущерб».

В.С. Малахов настаивает на том, что культурный расизм будет определяющим в этом столетии. Аргумент в пользу этого положения - развивающиеся процессы глобализации. Размывание границ между государствами благоприятствует распространению ценностей культурного расизма, так как расизм ищет идеальное сообщество, которое расположено за пределами одного государства, а для этого пытается преодолеть государственно-политические и этнические границы (в отличие от национализма, который, наоборот, старается укрепить их). Упразднение национальных границ приводит к тому, что идентичности отныне формируются не по национальному, а по региональному, конфессиональному, стилевому или культурному признаку. На стороне того, что культурный расизм будет расширять зону своего влияния, выступает ещё и тот факт, что, во-первых, он отвечает потребности человека в групповой солидарности, во-вторых, оправдывает дискриминацию одной группой людей другой группы.

То, что мы можем наблюдать сегодня в социальных сетях - чистейшее проявление современного расизма. Множественные шутки про то, что африканцы - хорошие бегуны, но при этом слабые в развитии, про хитрых, но уязвимых перед Гитлером евреев, про агрессивных и всегда имеющих под рукой «травмат» кавказцах: всё это - проявление, замечу, не биологического, а культурного расизма, обусловленного восприятием чужой культуры. Об этом более подробно пойдет речь в следующей части.

 


Культурный расизм или черный юмор?

 

Интернет-мемы, которые стали так популярны в последние несколько лет, представлены не только в форме шуток с расистским содержанием, но шутками на иные темы. Нас же интересует категория чёрного юмора, которая также широко представлена в «мем-индустрии». Основной вопрос, который здесь напрашивается, - это вопрос о том, является ли расистский юмор всего лишь обычной составляющей черного юмора, в котором, как мы вскоре сможем убедиться, сегодня существует потребность? Или же он занимает особое положение? В этом и необходимо разобраться.

Потребность в черном юморе. Эпоха MDK.

Нет никаких сомнений, что черный юмор сегодня занял свою нишу в жизни общества. В поддержку этого выступает и официальная статистика. У меня появился доступ к закрытой статистике паблика MDK - одного из самых скандальных и известных пабликов Рунета, известного за публикацию пошлых, циничных, черных и часто аморальных шуток. То, что у них существует миллионная аудитория, которая постоянно растёт, - это не просто слова. Паблик существует с начала 2011 г. и на сегодняшний день число его подписчиков составляет 2864395 человек. Но и это не всё. У MDK существует целая сеть «дочерних» пабликов, а также приложения в App Store и на Android, собственный сайт. В среднем за 30 последних дней MDK посетило 581595 уникальных человек. За последнюю неделю подписалось на новости паблика 85000 человек. Что удивительно, ежедневно отписываются от паблика 5000 человек, а подписываются 15000 человек. Администраторы источника объясняют данное явление тем, что после того, как они публикуют чёрную шутку, то получают в комментариях «огромное количество негативных отзывов. Люди отписываются, но статистика растёт, провокация приводит народ». Наконец, благодаря такой бешеной популярности название MDK стало брендом.

Нельзя говорить, что черный юмор появился только сейчас. Он присутствовал тогда, когда взрывались башни-близнецы в США, и тогда, когда был совершён теракт в Норд-осте. Тут существует разница в форме чёрного юмора и в его масштабности. Тогда чёрный юмор существовал в форме анекдотов и был распространен на отдельных сайтах и форумах. Сегодня же черный юмор представлен в виде интернет-мемов и распространен по всему интернет-пространству.

Что собой представляет современный юмор? Во многом, почему черный юмор набирает сейчас обороты, выступают 2 причины. Максим Кронгауз, российский учёный-филолог, отмечает, что изменились сами механизмы юмора. А эти механизмы представляют собой изменение культурного героя. «Если раньше мы смеялись над жалким человечком, довольно типичным для нашего общества, то сейчас смеемся вместе с условным «агрессором», который издевается над нами».Данная теория легко перекладывается на чёрный юмор. Если в обычных шутках и во многих анекдотах высмеивается главный персонаж, например, Вовочка. То объектом жестких черных шуток становится кто-то, кто слабее условного повествователя шутки, например, человек с ограниченными возможностями.

Второе необходимое условие для существования юмора сегодня озвучил автор одной из теорий смеха, профессор Колорадского университета П. Макгрой, который считает, что касается юмора сегодня, то «психологическая дистанция от трагического случая делает его смешным». Иными словами, если плохая ситуация произошла не с тобой и не с твоими близкими, то ты имеешь право высмеивать её, так как это произошло далеко от тебя. Будь это даже теракт или наводнение, унесшее жизни людей.

Другой важный аргумент в пользу актуальности черного юмора сегодня - сложившаяся вокруг него определенная молодёжная культура. У некоторых пользователей сети, в основном, у школьников начинают возникать новые ценности, появляется новый язык общения. Такие пользователи выступают на защите чёрного юмора. Их противники - те люди, которые осуждают их за излишнюю жестокость и аморальность в отношении тем педофилии, людей с ограниченными возможностями, ветеранов и других острых тем.

По активности и деятельности сторонников чёрного юмора можно сделать вывод, что они придерживаются тактики: лучшая защита - это нападение. Часто они первыми атакуют своих противников, вызывают их на конфликт.

Приверженцы чёрного юмора и противники морали выработали свой сленговый язык, на котором ведут коммуникацию (зачастую это обычные слова, но написанные специально с большим количеством ошибок. А также ряд условных терминов, которыми «аморалисты» обозначают своих ненавистников. Я решил привести примеры наиболее популярных в их среде обозначений:

Троллинг - размещение сообщений с заведомой провокацией, чтобы вызвать недовольство и негативную реакцию того, кто прочитал их. Результатом троллинга для тролля является лулз;

Лулз - радость от совершенного поступка;

Тролль (_раль) - тот, кто размещает провокационную информацию;

Моралфаг - по мнению сторонников чёрного юмора, это человек, который пытается навязать другим своё представление о хороших и плохих вещах. В целом, это основные противники представителей данной культуры, которые выступают против осквернения моральных ценностей.

Баттхёрт - мощная негативная реакция на оскорбление, другими словами, реакция на троллинг;

Пукан бомбанул-то же, что и баттхёрт.

Лалка - объект атаки тролля.

Как уже было отмечено, цель троллей - вывести из себя их жертв, отчего они испытывают удовольствие. Таким образом, может сложиться впечатление, что они не проникнуты идеями, которые они выражают в социальной сети, будь то идеи, связанные с проблемой педофилии или расизма. Но неужели в ходе постоянного употребления в речи данных вопросов у этих людей не формируется иное представление данных тем, новое сознание? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Культурный расизм в социальных сетях

Другая гипотеза выражена в представлении расизма, как нечто выделяющегося из остального чёрного юмора. Если заглянуть в любой паблик, в котором выкладываются мемы, то можно заметить, что часто (но не всегда) шутки, например, про Кавказ оказываются более популярными, чем мемы с иным содержанием. Этому дали подтверждение и администраторы паблика MDK: «Как показывает практика, лучше расходятся материалы, где есть что-то про «бей хачей», но это призыв к насилию, мы не можем такое размещать. Зато можно всякие шутки про овец, мокасины, про кепки FBI».

Какие основные направления существуют в проблематике расизма в Рунете? Первая категория - это мемы про евреев. Вторая и более популярная категория - мемы про африканцев (негров). Наконец, самая популярная категория в российском социальном пространстве - мемы про кавказцев. Почему расистские шутки про кавказцев оказываются более популярными, чем расизм про евреев или африканцев? Дело в том, что проблема Кавказа гораздо более актуальна сегодня в России, нежели остальные, которые, в принципе, не считаются проблемными местами. Мемы про евреев и про африканцев - это, скорее всего, просто отложившиеся в голове людей стереотипы, которые продолжают существовать из поколения в поколение. В мемах про кавказцев пытаются высмеять то, что негативно воспринимается людьми в окружающей их жизни. Это злободневно. Отсюда множественные шутки про то, что ЕГЭ в Дагестане ученики снова сдали на 100 баллов, или про то, что от свадебного картежа с кавказцами снова были слышны выстрелы в центре Москвы. Поэтому в пабликах ВКонтакте можно увидеть такое огромное количество мемов про кавказские стереотипы. «Мы поднимаем темы, которые волнуют не только нас, но и подписчиков. И можно заметить, что проблемы - как бы обозначить помягче? - большого количества мигрантов задевают всё население. Это можно увидеть по обсуждениям, лайкам… Ксенофобия, которая курсирует на паблике, - очень выгодная вещь. Нет равнодушных: или за, или против» - подтверждают сказанное мною администраторы паблика Вконтакте.

Чтобы наглядно продемонстрировать, что расистские шутки про кавказцев занимают особую нишу в Рунете сегодня, я исследовал небольшой кейс. Кейс посвящен теракту в Бостоне, который произошёл 15 апреля 2013 г. Я исследовал изменение восприятия бостонских террористов в российской социальной сети Вконтакте до и после того, как стало известно, что теракт был совершен чеченскими террористами братьями Царнаевыми. Данное восприятие я оценивал на основе герменевтического анализа фотографических изображений (мемов). Т. е. на основе того, что хотел передать в тексте мема автор. «Текст позволяет «заякорить» значение, указывая, на что надо обратить внимание».

Для того чтобы усилить акцент на том, как менялось восприятие террористов и теракта в целом, я решил сравнить, что происходило в одно и то же время в российской социальной сети Вконтакте и в международной социальной сети Facebook, в которой состоят миллионы человек по всему миру, а также провел мониторинг нескольких популярных зарубежных форумов и сайтов.

Итак, чтобы применить герменевтический анализ к мемам, для начала восстановим цепочку событий. 15 апреля около 3 часов дня прогремело 2 взрыва. Буквально через несколько часов на различных иностранных форумах и в социальных сетях стали выкладываться первые мемы, посвященные Бостонскому теракту. Так на интернет-ресурсе 9gag.com появился мем с изображением марафонца, пересекающего финишную линию. Надпись на картинке гласит: «Go to the Boston marathon, they say. It will be the bomb, they say» (Приходите на Бостонский марафон, говорили они. Это будет бомба, говорили они). Очевидно, автор мема хотел высмеять организаторов проведения марафона, которые не проконтролировали безопасность на территории марафона, в результате чего пострадали невинные, беззащитные люди.

На Facebook в группе Bad Luck Brian 16 апреля появился ряд мемов, освещающих произошедшие взрывы. На одном из них написано: «Completes Boston marathon… Gets blown up at the finish line» (Завершил Бостонский марафон - взорвался на финишной линии). Смысл всей серии мемов Bad luck brian состоит в том, что на фоне картинки с мальчиком постоянно вставляется текст, заключающий в себе правдивые ситуации, где человеку может не повезти. В данном меме снова демонстрируется, что люди оказались уязвимы перед опасностью и не могли ничего изменить, оказавшись жертвами теракта.

При помощи герменевтической интерпретации, проанализировав текст мемов, я пришел к заключению, что, в целом, большинство авторов в своих интернет-мемах уделяли внимание самому событию: взрывам, пострадавшим. Их волновал сам факт осуществления теракта. Между тем, отсюда следует важный вывод: к этому времени в международной социальной сети еще не сложился образ террориста, который мог совершить теракт.

Что касается российских социальных сетей, то за исключением нескольких переведенных с английского языка мемов в период с 15.04 до 18.04 тема Бостонского теракта в российском интернет-пространстве не была никак затронута.

апреля 2013 года ФБР обнародовало фото подозреваемых в совершении теракта. Ими оказались выходцы с Северного Кавказа Тамерлан и Джохар Царнаевы. В этот же день Рунет «взорвался». Национальность террористов послужила поводом к распространению расистских мемов Вконтакте. Факт, что теракт был совершен представителями кавказских республик России, повлиял на повышенный интерес в социальных сетях к самому теракту, который до этого дня практически отсутствовал.

В результате на многих изображениях стал появляться образ Джохара Царнаева. Так, в паблике MDK появились такие мемы, как «GTA Boston», «I love Boston», «Теперь чурок будет ненавидеть весь мир» с Джохаром Царнаевым в главной роли.

В свою очередь, на «дочернем» паблике «Орленок» постились не только мемы с изображением Царнаева, но и с лицами ярко выраженной кавказской национальности и мусульманами, например: мем «Мы уедем жить в Бостон», на котором изображены лица кавказской национальности с оружием.

В итоге, формирование образа террориста-кавказца, совершившего теракт в Бостоне, оказало воздействие на изменение восприятия теракта в Рунете.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что символика расизма смогла «вжиться» в структуру чёрного юмора. И что касается шуток про евреев или африканцев, то они действительно выступают наравне с остальным чёрным юмором. Однако когда расизм коснулся темы Кавказа в нашей стране, он вышел за грани обычного чёрного юмора, став ещё более популярным. Это обусловлено злободневностью проблемы межнациональных отношений в стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: