Влияние расистской символики на формирование восприятия расизма в Рунете




расизм мем социальный сеть

Наконец, мы подошли к главной проблеме исследования. Передо мной стоит задача выяснить, может ли символика расизма, заключенная в интернет-мемах, оказать влияние на положительное / отрицательное восприятие расизма в целом тех, кто их постоянно смотрит. Затем, чтобы ответить на поставленный вопрос, я воспользовался некоторыми источниками.

Близкий к области интернет-мемов и групп ВКонтакте создатель таких пабликов ВКонтакте, как «Путин каждый день» и «Мысли Елены Ваенги», Александр Доброкотов поделился мнением относительно формирования восприятия людьми черного юмора, к которому, безусловно, можно отнести расистский юмор. Он отметил, что черный юмор влияет на формирование положительного восприятия многих аморальных и циничных предметов и явлений у молодёжи, в особенности, у школьников. «В пабликах, как и в других СМИ, становится важным вопрос морали. Я встречал школьников, которые все время говорили только мемами из MDK» - отметил он.

В рамках исследования я также связался с администратором паблика «Лепра» Романом Лисом. В данном паблике, как и во многих других, мемы выступают в качестве основного контента паблика. «Лепра» является достаточно популярным пабликом: на сегодняшний день на неё подписаны более 192 тысяч человек. Роман, отвечая на мои вопросы, выступил в качестве эксперта. Ему предстояло ответить на 3 вопроса.

Первый вопрос от меня прозвучал следующим образом: «Влияют ли (или могут ли повлиять), как Вам кажется, мемы с содержанием расизма (про кавказцев, африканцев, евреев), которые периодически размещаются в Вашем паблике, на формирование какого-то восприятия расизма у подписчиков паблика?» В ответ Роман заявил следующее: «Мне трудно сказать. 90% аудитории - это взрослые люди старше 18 лет. То есть они уже сформировали свое отношение к ним [кавказцам, африканцам, евреям] до подписки на паблик. Думаю, немного, но влияет. Возможно, некоторые начинают задумываться и начинают пересматривать свое отношение к ним [каказцам, африканцам, евреям]. Такой статистики, в любом случае, нет».

Действительно, как я после сам убедился, среди подписчиков «Лепры» всего 17% лиц до 18 лет. Ровно половина - лица от 18 до 25 лет. 26% - те, кому за 25, но они моложе 35 лет. Оставшиеся проценты за теми, кому 35 и выше лет. В связи с этим, я обратился к Роману со следующим вопросом: «Я смотрел статистику других подобных пабликов и знаю, что 80-90% аудитории там, наоборот, молодежь до 25 лет, в основном, школьники. Можете ли Вы, как руководитель достаточно большого паблика ВКонтакте, со стороны выразить свое мнение касательно вопроса: влияют ли мемы с расистским содержанием на восприятие молодежи до 18 лет?». На этот вопрос последовал достаточно уверенный и однозначный ответ: «Влияют, они живут именно тем, что видят в пабликах типа МДК, где основная аудитория, как раз школьники. Они думают, что это круто, что так правильно. Не знаю на самом деле, что они думают, но я уверен, что эти мемы влияют на них больше, чем, например, родители».

Наконец, подводя итог небольшому нашему разговору, я задал Роману сразу 2 заключительных вопроса: «Руководствуетесь ли Вы чем-либо, когда выкладываете в паблик мем с расистским характером? Мемы такого типа более популярны или они ничем не отличаются по популярности от других мемов?» Комментарий руководителя «Лепры» содержал в себе следующую информацию: «Ничем не отличаются, каждый мем делает ставку на определенную аудиторию. Некоторые затрагивают только расистов, некоторые, например, только любителей сериала «игра престолов». Проблема с приезжими кавказцами актуальна, потому и популярна. Ну и вообще хотелось бы, что б люди понимали, что толерастия ни до чего хорошего не доведет» - подвел итог Роман Лис.

Какие выводы можно сделать из того, что уже было сказано в этой главе? Во-первых, эксперты отмечают и настаивают на том, что позитивному восприятию расизма подвержена молодежь до 18 лет, особенно школьники. Что касается подписчиков более взрослого возраста, то они меньше подвержены данному восприятию. Наконец, экспертами было подчеркнуто, что столь большая популярность расизма в Рунете обусловлена актуальными проблемами межнациональных отношений в России.

В ходе исследования у меня возникла гипотеза, суть которой состоит в том, что отношение пользователей Рунета к символике расизма и расизму в целом, более лояльное, чем к другим категориям запрещенных, тем. С этим как раз и связано положительное восприятие расизма в российских социальных сетях.

На основании чего я пришел к данной гипотезе? В комментариях, которые пользователи сети обычно оставляют к мемам, часто выражено их отношение к той или иной поднимаемой в меме проблеме. В темах, к которым у большинства пользователей соц. сети существует негативное отношение, происходит конфликт между ними и так называемыми «троллями». На основе наблюдений я отметил, что в комментариях под мемами на тему расизма происходит гораздо меньше споров.

Чтобы проверить гипотезу, я решил провести герменевтический анализ комментариев к мемам. В основе анализа находятся 100 последних комментариев. Объектом анализа стал паблик Уютненькое Луркоморье. Его особенностью по сравнению с остальными пабликами являются довольно большие обсуждения проблем, выраженных в мемах. Паблик считается достаточно крупным и известным. В нём на данный момент состоят более 270 тысяч человек. Если говорить о возрастных категориях подписчиков паблика, то в основном это молодые люди до 25 лет.

Итак, я отобрал 3 мема на следующие тематики: кавказцы, африканцы, а также тема людей с ограниченными возможностями. На основе анализа каждой темы я смогу сделать соответствующие выводы.

Первый мем представляет собой расистскую шутку «про негров». На меме изображен президент США Барак Обама, забросивший ноги на стол, и один из главных героев фильма «Джанго освобожденный», играющий в фильме роль слуги, который выступал против свободы негров. Слуга из «Джанго…» говорит Бараку Обаме: «Что этот нигер себе позволяет?» - за то, что тот забросил ноги на стол.

Анализируя комментарии пользователей, я хотел бы отметить, что комментариев, посвященных проблеме, продемонстрированной в меме, крайне мало. В основном, происходит обычное общение. Те же, комментарии, которые посвящены мему «про негров», также стереотипно высмеивают африканцев, часто употребляя слово «нигер». Таким образом, я прихожу к выводу, что в Рунете существует некое положительное восприятие расизма по отношению к африканцам. Но оно, в большей степени, основано на глубинных стереотипах об африканцах и не столь распространено.

Следующий мем - это шутка «про кавказцев». На изображении можно увидеть ярко выраженных представителей северокавказских республик в типичных для них кепках FBI. Надпись на изображении гласит: «почему отпустили стрелявших на Тверской дагов? Потому что все даги - агенты ФБР».

По содержимому комментариев можно сразу отметить, что, в отличие от расистских мемов «про негров», активность обсуждения мемов, посвященных Кавказу, гораздо выше. Практически в каждом комментарии употреблялось слово «хач». Отзывы о кавказцах в комментариях крайне негативные. Пользователей социальной сети, которые выступали бы оппонентами мнения большинства, обнаружить не удалось. Вывод: очень положительное восприятие расизма по отношению к жителям кавказских республик.

Чтобы продемонстрировать большую разницу между восприятием расизма в Рунете и восприятием другого черного юмора, я осуществил герменевтический анализ комментариев, касающихся мема о детях-инвалидах, опубликованного также в паблике «Уютненькое Луркоморье». Мем, по своей сути, откровенно циничный и аморальный. На фото изображены маленькие дети с ограниченными возможностями, у которых отсутствуют нижние и верхние конечности. Подпись на изображении - это отрывок из известной песни: «ну где же ваши ручки? Ну где же ваши ручки? Давай поднимем ручки! И будем танцевать!»

Не считая «троллей», которые проявили знак одобрения мему, огромное количество людей крайне негативно восприняло данный мем.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Символика расизма становятся все более привлекательной в Рунете, даже на фоне черного юмора, к которому, кстати, отношение складывается часто противоположное (всё зависит от степени жесткости шутки). Но восприятие расизма по отношению к Кавказу является более чем положительным (выше, чем у расизма, касающегося евреев и африканцев). Причиной этого стала актуальная и злободневная проблема межнациональных отношений в стране.

 


Заключение.

 

Заключение представляет собой результаты поставленных передо мной задач.

Во-первых, я узнал, в чём заключается явление современного расизма. Современный расизм выражен в скрытой форме, т.е. очень сложно сегодня уличить расизста в расизме. Расизм осуществил существенный переход от биологического деления рас до культурного деления. Само понятие «расы» отпало. Расизм перестал делить людей на высших и низших, умственно одаренных и умственно отсталых. Теперь все люди равны. Но мы всё равно разные. Поэтому «другим» не стоит жить рядом с нами, если они хотят жить по своей культуре. Т. к. под угрозой становится инакость народа, нарушается культурное однообразие.

Культурный расизм смог проникнуть в область социальных сетей. В России он стал ярко выражаться в очень популярных нынче интернет-мемах. Заняв свою нишу в структуре черного юмора, расизм в лице расизма по отношению к кавказцам смог перейти рамки черного юмора. Он оказался столь популярным благодаря тому, что в России актуальна проблема межнациональных конфликтов.

Что касается восприятия символики расизма в Рунете, то, проведя герменевтический анализ текста комментариев, я смог убедиться, что восприятие оказалось положительным с разницей в том, что восприятие расизма по отношению к кавказцам в Рунете оказалось более сильным, нежели восприятие к другим объектам расизма.

 


Список используемой литературы

 

1. Public Enemy: Как маргинальное сообщество MDK («ВКонтакте») превратилось в бизнес. [Электронный ресурс]: еженедельный журнал «Hopes and fears». Режим доступа: https://www.hopesandfears.com/hopesandfears/entrepreneurs/sdelal/119279-public-enemy-kak-marginalnoe-soobschestvo-mdk-vkontakte-prevratilos-v-biznes (дата обращения: 20.05.2013).

. Unface.me: «Анонимные пользователи более откровенны в сети». [Электронный ресурс]: сайт Cossa. URL: https://www.cossa.ru/articles/211/41977/ (дата обращения: 8.06.2013).

. Александр Доброкотов: «Паблики и все это SMM-безумие - мое хобби». [Электронный ресурс]: сайт Cossa. URL: https://www.cossa.ru/articles/211/33867/ (дата обращения: 10.06.2013).

. Владимир Малахов и Эмиль Паин о расизме в передаче «Власть факта». [Электронный ресурс]: URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2011/11/d23150/ (дата обращения: 7.06.2013).

. Все развлечения «Вконтакте» Создатели паблика MDK о том, как заработать на мемах два миллиона подписчиков. [Электронный ресурс]: сайт Афиша. URL: https://www.afisha.ru/article/vk-mdk/ (дата обращения: 15.05.2013).

. Кронгауз М. «Границы между смешным и серьезным, по-видимому, не существует». [Электронный ресурс]: The Prime Russian Magazine. URL: https://primerussia.ru/interview_posts/110 (дата обращения: 8.06.2013).

. Макгроу П. «Психологическая дистанция от трагического случая делает его смешным». [Электронный ресурс]: The Prime Russian Magazine. URL: https://primerussia.ru/interview_posts/111 (дата обращения: 8.06.2013).

. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ. 2005. с. 192-193.

. Малахов В.С. Скромное обаяние расизма. [Электронный ресурс]: Журнал «Знамя», 2000. - №6. URL: https://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/malahov.html (дата обращения: 6.06.2013).

. Ульянов А. Негры Космополиса. Культурный капитализм и политкорректная ксенофобия. [Электронный ресурс]: сайт looo.ch. URL: https://www.looo.ch/2012-09/807-kulturcapitalism (дата обращения: 6.06.2013).

. Ульянов А. Гуманизм для Фюрера. Гитлер и диалектика. [Электронный ресурс]: сайт looo.ch. URL: https://www.looo.ch/2011-05/618-h_for_hitler (дата обращения: 5.06.2013).

. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. Вступ. Ст.Н.Е. Покровский - М.: Логос, 2007. - с. 81.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: