Понятие и назначение систематизации нормативных актов




Введение

Систематизация нормативный правовой акт

Актуальность темы работы. В настоящее время в Российской Федерации идет сложный процесс построения системы общефедерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. В этом процессе совершенствуются отрасли законодательства и формируются межотраслевые нормативные новообразования.

Процесс связан, прежде всего, с деятельностью законодательных (представительных) органов государственной власти, которые помимо рассмотрения законопроектов в законодательном процессе осуществляют так же систематизацию текущего законодательства. Обеспечение системности текущего законодательства регулируется Конституцией и федеральными законами лишь в части самых общих принципов.

Основные вопросы по формированию единого правового пространства Российской Федерации в настоящее время регулируются регламентными нормами законодательных органов власти, что нельзя признать соответствующим ни предназначению регламентов, ни их юридической силе, ни роли закона по отношению к актам-регламентам.

Принципы и процедуры законодательной деятельности должны регулироваться актом даже более высокой юридической силы, чем обычный

закон, поскольку в этой же процедуре принимаются федеральные конституционные законы. Отсутствие законодательных положений, устанавливающих единые правила по систематизации норм законодательства в деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, является причиной недостаточно эффективного функционирования правового механизма обеспечения системности законодательства.

Целью данной работы является исследование систематизации нормативных актов.

В данной работе нужно решить следующие частные задачи:

. дать понятие и рассмотреть назначение систематизации нормативных актов;

. раскрыть роль учета в систематизации нормативных актов;

. дать понятие инкорпорации и консолидации нормативных актов;

. охарактеризовать кодификацию как особый вид систематизации.

Предметом исследования является систематизация нормативных актов.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования систематизации нормативных актов.

 

 


Понятие и сущность систематизации нормативных актов

Понятие и назначение систематизации нормативных актов

 

Под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством. Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации. Таким образом, систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных правовых актов в единую, согласованную, целостную систему.

Для глубокого анализа понятия «система законодательства» необходимо рассмотреть, прежде всего, самостоятельное понятие «законодательство».

В теории права законодательство принято рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве. Во втором - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

Большинство специалистов придерживается точки зрения, согласно которой правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части и рассматривать только на федеральном или только на местном уровне. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что гораздо более жизненно и что действительно работает на практику.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договоры, участниками которых является Россия. Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и иные нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты органов местного самоуправления. Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облечен - закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

Как следует из всего вышеизложенного, систематизация законодательства представляет собой особую деятельность. Большинство теоретиков выделяют четыре основные формы такой деятельности:

· сбор органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями действующих нормативных актов, их обработка и размещение по определенной системе, хранение и учет;

· подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства). Это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в установленном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Видами инкорпорации являются: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная;

· разработка и принятие «скомпонованных» актов посредствам объединения норм разрозненных актов, регулирующих один предмет (консолидация законодательства). Данная форма систематизации законодательства выражается в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание;

· подготовка и принятие новых актов, состоящих из оправдавших себя ранее нормативных правовых актов, а также новых правовых актов (кодификация законодательства). Кодификация представляется наиболее совершенной формой систематизации законодательства, выражающейся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Выделяют следующие виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: