Потребность в развитии института наставничества на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления.




С руководителями — для задач подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления.

Особенность практики наставничества в организациях-лидерах отраслей России состоит в том, что она охватывает всех руководителей на всех ступенях управленческой иерархии.

В российской современной педагогической науке наставничество также достаточно хорошо обосновано:

 

В современной практике у понятия «наставничество» немало описаний и определений. Приведем некоторые из них:

Министерство труда и социальной защиты РФ Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному. Наставничество — форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Словарь С.И.Ожегова Приводятся толкования слов «наставник», «наставление»: «Наставить ˗ научить кого-нибудь, чему-нибудь хорошему»; «Наставление ˗ поучающее указание, нравоучение. Наставник ˗ учитель, руководитель, воспитатель.
С.Г. Вершловский Наставничество - способ подготовки педагога к осуществлению образовательной деятельности, который способствует изучению профессии изнутри с помощью опытного коллеги.
А.С. Воронин Наставничество - форма передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Таким образом, под наставничеством понимается эффективное взаимодействие «учителя и ученика» для достижения трудовых практических целей
И.В. Круглова Система наставничества способна «интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации»
Н.М. Полетаева, Л.Е. Лукина Наставничество одна из самых древних и эффективных технологий формирования педагогических кадров на основе субъект-субъектных отношений
Т.Ю. Осипова Наставничество - сложно структурированная синергетическая система, направленная на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства
Ю. Андерсон, А. Шеннон   Наставничество – это процесс обучения и воспитания, в ходе которого человек, обладающий значительным опытом и знаниями, реализуя эталонную функцию, осуществляет обучение, опеку, поддержку, консультирование, а также оказывает дружескую помощь менее опытному и знающему, с целью способствования личностному и(или) профессиональному росту и развитию последнего. Наставнические функции реализуются в контексте долговременных отношений, в основе которых лежат поддержка, опека и забота.
М.А. Червонный Наставничество - педагогический процесс сопровождения в области теории и методики обучения предмету, то есть молодого специалиста сопровождает наставник-методист, назначаемый к обучаемому административно.

В качестве ключевых понятий в контексте слова «наставничество» можно выделить следующие: направлять, оказывать помощь, поддержку в выборе пути, в совершенствовании.

С начала 90-х и появления рыночных отношений наставничество пошло на спад. Конкуренция сделала своё дело — люди стали бояться за своё место, соответственно, не хотели передавать свои знания и опыт более молодым. Во многих организациях в связи с этим произошла утрата критически важных знаний.

Потребность в развитии института наставничества на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента РФ В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

В качестве ключевых понятий в контексте слова «наставничество» можно выделить следующие: направлять, оказывать помощь, поддержку в выборе пути, в совершенствовании.

С начала 90-х и появления рыночных отношений наставничество пошло на спад. Конкуренция сделала своё дело — люди стали бояться за своё место, соответственно, не хотели передавать свои знания и опыт более молодым. Во многих организациях в связи с этим произошла утрата критически важных знаний.

Потребность в развитии института наставничества на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента РФ В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: