РАБОТА НАД ЗВУЧАНИЕМ НАРОДНОГО ГОЛОСА.




В певческом воспитании руководитель отталкивается от общих характерных черт звучания народного голоса:

1) естественный близкий звук;

2) незначительная вибрация голоса;

3) дикция, близкая к разговорной речи;

4) естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

5) плотное грудное звучание.

Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта и на губах. Умелые народные певцы никогда не поют резким, крикливым или глубоким звуком (исключая пение на открытом воздухе), наоборот, звук их обычно яркий, но в то же время мягкий и по-своему округленный. Для народных голосов характерна незначительная вибрация, которая придает звуку только тембр. Отрицательные качества: качание, резкое вибрирование. Также очень часто можно встретиться с форсированием звучания, особенно у молодежи. Исходя из этого, звук должен быть естественным, близким. Прежде всего, нужно работать над укреплением дыхательной основы. Если не укрепить навыков дыхания, освободить голос от излишней перегрузки, то он не даст нужного результата – естественного звучания голоса, голос будет просто ослабевать.

Главное каждому певцу сознательно относиться к дыханию и практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях. Навыки правильного дыхания помогают освободиться от форсировки звука. Певцы нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Чтобы избежать этого, нужно добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием, мягкой опоры открытой «распахнутой» гортани без утрированности атаки звука. Полезно потренировать дыхание, в том числе и цепное, на мягком звучании, добиваясь легкости, гибкости звукообразования.

Важный момент в народном вокале – это «разговорность» пения. «Петь так, как говоришь» - это один из принципов народного исполнения. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое небо и головные резонаторы, сколько полость рта, т.е. твердое небо, зубы и разумеется грудные резонаторы.

В основе народного вокала лежит ясность, выразительность в передаче слова. В народном пении спеть, значит произнести слова, поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произношением гласных и согласных, как и в разговорной речи.

 

СРЕДНЕРУССКОЕ И ЮЖНОРУССКОЕ МНОГОГОЛОСИЕ.

В песнях среднерусских и южнорусских областей основой хоровых традиций является полифоническое двухголосие с подголосками, нередко исполняемыми на одном выдержанном звуке. Каждая из хоровых партий может «расслаиваться» на родственные ей голоса и партитура женской песни расширяется, таким образом, до 4-6 голосов.

Для данного типа русского народного многоголосия наиболее характерно тесное расположение голосов, небольшой диапазон, низкий строй женских голосов: вверху не выше до, ре -2-ой октавы, в объеме грудного регистра; и высокий строй мужских голосов, сравнительно развитая полифония.

В песнях данного типа голосоведение мелодическое. Полифонически переплетаются основной голос и подголоски, весьма свободно разрабатывающие интонацию напева с характерным, противоположным движением голосов. В данном многоголосии, т.е. высоком строе мужского пения и низком строе женского пения, часто возникает унисон – прима - у мужских голосов с низкими альтами. Среднее и южнорусское многоголосие, с его соотношением женской и мужской групп, тесным расположением голосов и сравнительно небольшим диапазоном, не только узкоместная особенность народного традиционного бытового пения. Данный тип многоголосия характерен для партитуры русских профессиональных народных хоров: им. Пятницкого, Воронежского, Уральского, Рязанского.

Основу хорового многоголосия районов Дона и Придонья, составляют два голоса. Один из них басует, это нижний основной голос, второй - высокий – импровизирует верхний голос. Верхний голос контрапунктически соединяется с основным голосом, иногда распевая сложные мелодические импровизации на одну или несколько гласных. Обычно такие «разводы», находящиеся в высоком регистре исполняет один певец-выводчик. При этом гласная может меняться. В данных песнях, с более развитым многоголосием, ведущие голоса могут частично расслаиваться или частично дублироваться средними голосами, перерастая в партитуру трехголосного склада.

 

СМЕШАННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ.

В русском народном исполнении встречаются хоровой подголосочный склад изложения, сочетающий в себе как черты северного многоголосия с октавными удвоениями мелодии, октавными и терцовыми параллелизмами и широким расположением голосов, так и черты другого типа многоголосия с двухголосной полифонической основой и тесным расположением голосов – это смешанное многоголосие. Оно наиболее типично для песен Подмосковья, что объясняется исторической ролью Москвы и Подмосковья, как центра русской песенной хоровой культуры, объединяющей местные традиции, народной песни в исполнении различных областей. Для песен Подмосковья характерен 2-х и 3-хголосный склад. В 3-хголосном женском пении два нижних альтовых голоса образуют двухголосный полифонический склад, а верхний подголосок удваивает партию основного голоса (втора).

Для того чтобы проанализировать, а потом и составить партитуру для народного хора, требуется тщательно изучить особенности хорового многоголосия в местных областных хорах. Так, одни хоры поют в тесном расположении голосов, другие, в широком, третьи – в смешанном. Различный характер подголосков, разнообразное сочетание женских и мужских голосов, в особенности хорового распева, вариантность русской народной песни - одна из ярчайших черт русской хоровой песенной культуры. Даже одна и та же песня может быть по-разному распета в различных областных хорах. Для народного хорового исполнения чрезвычайно характерно одновременное, выразительное, четкое произнесение словесного текста. Это обуславливается особенностью текстового ритма: все слоги текста произносятся всеми певцами одновременно. И ритмическая орнаментика внутри слогов, связанная с их распеванием у отдельных певцов не нарушает этого принципа ритмической одновременности, напротив, возникает интересное сочетание одновременности ритма и текстового произношения с мелодико-ритмическим разводом, опеванием отдельных слогов. Наряду с постоянным стремлением к ритмическому единству, следует отметить известную ритмическую свободу вступления голосов.

Особенную оригинальность в народной партитуре и характерность придают вступления с середины слов. Нельзя не подчеркнуть особую роль пауз в партитурах народного ансамбля. Паузы – выразительные средства во многом связанные со словами. Пауза, разрывающая слова, как бы выражает волнение певца, которому не хватает дыхания чтобы передать то, о чем поется. Паузы могут возникать и у отдельных голосов, которые как бы дают возможность распеться в начале песни, при этом сопутствующие голоса вступают с середины слова. Народные певцы вводят иногда в пение добавочные гласные, например в слове «лесочком», «земляничка». Введение дополнительных гласных связано с характерными для русских песен широкого дыхания, внутрислоговыми распевами, тяготения к широте, распевности, это приводит к тому, что отдельные согласные, как бы обрастают «поющей» гласной. Идет это также и от русской певучей речи, особенно заметно проявляется эта черта в песнях с богатой ритмической фигурацией. Вставная гласная может быть распета как на широкий ритмический слог, так и на короткую длительность, давая как бы легкое ритмическое слоговое предыхание. Вставная легкая гласная и записывается не как полная «ы», а «т(ы)равушка», но на отдельном звуке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: