Основные требования к транспортным средствам, осуществляющим международные автомобильные перевозки, и их классификация




УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ»

Основные требования к транспортным средствам, осуществляющим международные автомобильные перевозки, и их классификация

 

К грузовым автомобилям и седельным тягачам, применяе­мым в международных перевозках, предъявляется ряд требо­ваний, ограничивающих их габаритные размеры, весовые параметры и токсичность выхлопных газов. Они обязательны для выполнения всеми международными перевозчиками. При покупке нового или подержанного грузовика необходимо про­верить, удовлетворяют ли его характеристики указанным тре­бованиям. Некоторые из них с течением времени пересмат­риваются.

Учитывая международный характер требований к безопас­ности конструкции автотранспортных средств (АТС), ряд ев­ропейских стран ратифицировали в 1958 году в Женеве в рам­ках КВТ ООН Соглашение. В рамках этого Соглашения стра­ны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их ис­пытаний. Соглашением 1958 года установлены специальные единообразные требования к техническим службам и оборудо­ванию для проведения испытаний, а также процедура при­своения знака «Е» официального утверждения транспортного средства, отвечающего требованиям соответствующего Пра­вила.

Номер знака «Е» присваивается каждой стране по мере ее присоединения к Соглашению 1958 года и готовности к проведению испытаний. Правила ЕЭК ООН постоянно пересмат­риваются и дополняются в соответствии с повышающимися требованиями эксплуатации к техническому уровню АТС. Правила ЕЭК ООН являются обязательными к исполнению для ратифицировавших их участников Соглашения. При этом они не могут возражать против эксплуатации у них автомоби­лей, получивших официальное утверждение любой из стран, присоединившихся к этому Соглашению.

При приобретении новой техники предприятие требует предъявления сертификата на транспортное средство и документов, подтверждающих его техническое исполнение. При приобретении подержанной техники спрашивает все до­кументы на автомобиль, подтверждающие его техническое ис­полнение. Автомобиль должен удовлетворять техническим тре­бованиям, которые действовали на день его производства.

В соответствии с Правилами, касающимися технических условий, применимых к дорожным транспортным средствам, которые могут допускаться к международным перевозкам под таможенными печатями и пломбами (Приложение 2 к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП), необходимо, чтобы конструкция и оборудование грузовых отделений транспортных средств обеспечивали соблюдение следующих основных принципов:

- невозможность извлечения грузов из опечатанной части транспортного средства и размещения грузов внутри без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;

- простота и надежность наложения печатей и пломб;

- отсутствие потайных мест для сокрытия грузов;

- доступность для таможенного досмотра мест размещения грузов в транспортном средстве.

Требования к подвижному составу можно подразделить на три основные группы:

- обязательные требования – требования экологического характера, технические требования безопасности дорожного движения;

- необязательные требования, которые можно выполнять или не выполнять, например тип подвески: рессорная или пневматическая;

- требования, связанные с особыми условиями перевозок, например перевозка скоропортящихся грузов, перевозка опасных грузов в соответствии с ДОПОГ, перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответствии с имеющимися рекомендациями.

Выполнение требований зависит от многих условий, например:

- условий технологического характера, связанных с видом перевозимого груза;

- финансовых условий использования подвижного состава (прямая покупка, лизинг, аренда);

- экономических условий (подержанный автомобиль требует больше средств на подержание в технически исправном состоянии по сравнении с новым).

Обязательные требования регламентированы специальными нормативными документами, которые ограничивают габаритные размеры транспортных средств, весовые параметры и характеристики вредного воздействия на окружающую среду.

Для выполнения международных перевозок необходимо соответствие международным требованиям. Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (известное так же как Соглашение о стандартизации транспортных средств), принятое 20 марта 1958 г. в Женеве, и Правила ЕЭК ООН определяют, что каждая из присоединившихся к Соглашению стран предъявляет одни и те же требования к подвижному составу: по шинам, рулевому управлению и т.д. Всего принято более 100 Привил ЕЭК ООН. Поскольку в 1987 г. Россия присоединилась к Соглашению о стандартизации транспортных средств, необходимо проводить сертификацию на одобрение типа подвижного состава. Кроме того, необходимо учитывать требования Конвенции о дорожном движении 1968г., включая все принятые позже поправки и дополнения. Поправка 1997 г. обязывает каждую из присоединившихся стран ввести технический контроль транспортных средств с получением сертификата, срок действия которого составляет 1 год.

 

Нормативное содержание вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей в соответствии с международными требованиями приведены в табл. 3.1

 

Стандарт (год в Евросоюзе) Год в Российской Федерации Оксид углерода – СО Углеводороды – НС Оксид азота – N0x Сажа – PM Дымность – Smoke
Евро-0 (1988) - 11,2 2.4 14,4
Евро-1 (1992) - 4,5 1,1 8,0 0,36
Евро-2 (1996) 2005 (2006) 4,0 1,1 7,0 0,15
Евро-3 (2000) 2008 (2011) 2,1 0,66 5,0 0.10 0,8
Евро-4 (2005) 2010 (2012) 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Евро-5 (2008)   1,5 0,46 2,0 0,02 0,5
Евро-6 (2015) 1,5 0,13 0,5 0,01  

Примечание. В скобках указан фактический год введения в действиестандарта Евро.

 

С 1997 г. Россия стала членом ЕКМТ, в связи с чем стало возможным получение многоразовых квот и снижение стоимости виньеток (Оплаты проезда по автомагистралям) для «зеленых» (отвечающих экологическим требованиям) транспортных средств.

Для получения разового разрешения и разрешения рамках квот ЕКМТ на выполнение перевозок «зеленым» транспортным средствам обязательно должен быть сертификат на транспортное средство, которое должно соответствовать техническим требованиям, содержащимся на оборотной стороне разрешения.

Для получения разрешения на выполнение перевозок «очень (особо) зеленым и безопасным» транспортным средством нужно иметь сертификат соответствия нормам выхлопа и шумового давления и сертификат соответствия техническим требованиям.

Сертификат на «зеленое» и «очень зеленое» транспортное средство выдает предприятие-изготовитель или его представитель. Этот сертификат действует, пока показатели соответствуют указанным в сертификате.

Сертификат соответствия техническим требования выдает специальное подразделение Министерства транспорта Российской Федерации, срок действия сертификата 12 мес.

Для отнесения грузового автомобиля к категории «зеленого» Green Lorry – зеленый грузовик (обозначается знаком «U» - Umwelt (природа) или «Е» - Environment (среда) необходимы):

- соответствие нормам выхлопа Евро;

- уровень шумового давления 78…80 дБ (Правила ЕЭК ООН № 51);

- сертификат.

Для отнесения грузового автомобиля к категории «очень зеленого» (обозначается знаком S – Supergun (очень зеленый)) необходимо:

- соответствие выхлопам Евро;

- уровень шумового давления 78…80 дБ;

- соответствие 10 минимальным техническим требованиям и требованиям безопасности;

- сертификат.

С 2001 вывели еще одно определение автотранспортного средства — «ЕВРО-3 безопасный», оно действует с 2002 года. Такой грузовик должен соответствовать по выхлопам нормам «ЕВРО-3», а по шуму обычные 78-80 дБА. Тогда вешается знак зеленого цвета с белой окантовкой и цифрой 3 белого цвета.Для машин, которые соответствуют «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5» знаки зеленого цвета с белой окантовкой и цифрами 4 и 5.

Минимальный перечень технических требований и требо­ваний безопасности для более «зеленого» и безопасного гру­зовика.

 

Автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора 2 мм на всех шинах.

Автомобили и их прицепы должны иметь задние защит­ные устройства (бампер безопасности).

Автомобили и их прицепы должны иметь защиту от бо­кового удара (боковое защитное устройство).

В рабочем состоянии должна находиться аварийная све­товая сигнализация и на борту автомобиля должен быть знак аварийной остановки (красный предупреждающий аварийный треугольник).

Автомобили должны в обязательном порядке быть обо­рудованы тахографом в соответствии с новейшими тре­бованиями к последнему.

Автомобили должны иметь приспособления, ограничи­вающие скорость согласно существующим нормативам.

Автомобили большой длины и грузоподъемности долж­ны иметь световозвращающие задние опознавательные знаки

Автомобили должны иметь антиблокировочную систему тормозов.

Автомобили должны иметь рулевое управление в соответ­ствии с установленными правилами или директивами.

Автомобили должны выполнять требования относитель­но теста на пригодность к эксплуатации, особенно по тормозам.

На такой грузовик заполняют сертификат соответствия и устанавливают табличку S.

Все вышеприведенные знаки должны в обязательном по­рядке подтверждаться сертификатом завода-изготовителя и находиться на борту автомобиля.

 

К категории транспортных средств, снижающих нагрузку на окружающую среду и обладающих более совершенными экологическими характеристиками, относятся грузовые автомобили с низким уровнем шума. Эти автомобили обозначаются знаками.

Знаки L, G, U (Е) и S на зеленом фоне круга. Знак раз­мещается на кабине или бампере грузовика. Такие знаки сви­детельствуют о том, что грузовик полностью соответствует тем или иным экологическим правилам.

L — «Larmarm Kraftfahrzeuge» (тягач с низшим уровнем шума), Австрия. С 1 декабря 1989 года грузовик, движущий­ся ночью (с 22.00 до 5.00) по территории Австрии должен соответствовать нормам, приведенным ниже.

Таблица 3.2

Нормы шума двигателя в Австрии

 

Мощность двигателя Менее 150 кВт Более 150 кВт
уровень шума при ускорении (дБА)    
уровень шума при торможении двигателем (дБА)    
уровень шума при работе пневмооборудования (дБА)    

 

На такой грузовик заполняют сертификат, который всегда должен находиться в кабине. Для упрощения и ускорения процедуры пересечения границы на бампер такого грузовика крепят табличку L. Наличие сертификата и знака строго обязательно!

G — «Gerauscharm Kraftfahrzeuge» (тягач с низким уровнем шума), Германия. При движении в особо охраняемых эколо­гических зонах Германии тяжелый грузовик должен иметь спе­реди знак G. При этом также необходимо оформление серти­фиката.

 

Необязательные требования рекомендуется учитывать при определении параметров приобретаемого транспортного средства (при составлении спецификации продавцу). Следует обращать внимание на особенности, которые, хотя и считаются необязательными, могут заметно повлиять на конкурентоспособность перевозчика:

- база влияет на осевую нагрузку, которая контролируется все более строго за счет установки весовых станций;

- высота седельно-сцепного устройства влияет на высоту загруженного автопоезда. Если высота седельно-сцепного устройства более 1200 мм, общая высота загруженного автопоезда может превысить допустимую высоту 4 м;

- рекомендуется устанавливать пневматическую подвеску, хотя это повышает стоимость транспортного средства. Перевозка на транспортном средстве с рессорной подвеской оплачивается экспедиторами по меньшей ставке;

- собственная масса транспортного средства влияет на массу перевозимого груза из-за ограничения полной массы;

- рекомендуется автоматическая коробка передач;

- спойлеры позволяют экономить расход топлива.

При приобретении транспортного средства нужно обращать внимание на наличие сопроводительных документов. Необходим российский сертификат одобрения типа транспортного средства. Для импортных транспортных средств должен быть сертификат Евро, соответствующий году выпуска транспортного средства.

Приобретаемое подержанное транспортное средство необходимо проверить на соответствие контролируемых показателей требованиям технической документации.

 

Классификация транспортных средств

 

Европейская классификация транспортных средств разрабатывалась и уточнялась под эгидой Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. В России Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Приложения 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3), принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, и Директивы 2002/24 ЕС от 08 марта 2002 г. разработан ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

К подвижному составу грузового автомобильного транспорта относятся автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. По принятой в РФ классификации автомобильного транспорта весь грузовой подвижной состав делится на следующие группы: по типу установленного двигателя, по грузоподъемности, по величине осевой нагрузки на опорную поверхность, по конструктивной схеме, по размерности, по виду перевозок, по проходимости и др.

 

Международная классификация автотранспортных средств в соответствии с правилами ЕЭК ООН предусматривает выделение десяти категорий (табл. 1).

 

Таблица 3.3

Категория АТС Тип и общее назначение АТС Максимальная масса, т Класс и эксплуатационное назначение АТС
       
М 1 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) Не регламентируется Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
М 2 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) До 5,0 Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 3 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) Свыше 5,0 Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 2 и М 3 Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) Не регламентируется Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)
N 1 АТС, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.
       
N 2 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
N 3 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
О 1 АТС, буксируемые для перевозки До 0,75 Прицепы
О 2 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 0,75 до 3,5 Прицепы и полуприцепы
О 3 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 3,5 до 10,0 Прицепы и полуприцепы
О 4 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 10,0 Прицепы и полуприцепы

 

Комиссией по транспорту ЕС установлены следующие ограничения на габариты грузового автотранспорта (директивы 85/3, 86/360, 88/218, 89/338, 89/460, 89/461, 91/60, 96/53 ЕС и стандарт 150 1726):

– высота не более 4 м;

– ширина не более 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и автомобилей с изотермическими кузовами);

 

– длина для одиночного автотранспортного средства не более 12 м; для тягача с полуприцепом – 16,5 м, для автопоезда с прицепом

 

– 18,75 м, с двумя прицепами – 25,9 м;

– минимальный дорожный просвет должен быть не менее 160 мм и не менее 190 мм, если расстояние между осями прицепа составляет более 11,5 м;

 

– автопоезда с полуприцепом, общая длина которых превышает 15,5 м, должны обладать способностью выполнять разворот внутри концентрических окружностей радиусами 12,5 и 5,3 м (кроме автотранспортных средств, перевозящих автомобили).

 

Предельные полные массы и распределение полной массы по осям в соответствии с требованиями директив ЕС для магистральных грузовиков приведены в табл. 2.


 

Таблица 3.4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: