Экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные автомобильные перевозки




Требования к автотранспортным средствам

 

В настоящее время разработано более 90 правил ЕЭК ООН и более 50 директив ЕС, которым должны удовлетворять новые автотранспортные средства (АТС), перемещающиеся по европейским дорогам. Практически все эти правила касаются производителей автомобилей. Перевозчик должен принять к сведению правила, относящиеся к экологичности автотранспорта и весовым и габаритным ограничениям.

 

Технико-экологические требования

 

В промышленно развитых странах введены жесткие стандарты на токсичность и дымность отработавших газов, шумность и другие параметры, разработаны и выполняются соответствующие экологические программы, финансируемые государством. Автотранспортные средства должны удовлетворять экологическим требованиям стран, через которые проходит маршрут. Нормы содержания вредных веществ в отработанных газах двигателей тяжёлых грузовиков регламентирует Правило 49 (R-49) ЕЭК ООН. Регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах экологические стандарты Евро (табл. 1, 2).

 

Нормативное содержание вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей в соответствии с международными требованиями приведены в табл. 1

 

Таблица 3.6

 

Стандарт (год в Евросоюзе) Год в Российской Федерации Оксид углерода – СО Углеводороды – НС Оксид азота – N0x Сажа – PM Дымность – Smoke
Евро-0 (1988) - 11,2 2.4 14,4
Евро-1 (1992) - 4,5 1,1 8,0 0,36
Евро-2 (1996) 2005 (2006) 4,0 1,1 7,0 0,15
Евро-3 (2000) 2008 (2011) 2,1 0,66 5,0 0.10 0,8
Евро-4 (2005) 2010 (2012) 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Евро-5 (2008)   1,5 0,46 2,0 0,02 0,5
Евро-6 (2015) 1,5 0,13 0,5 0,01  

Примечание. В скобках указан фактический год введения в действиестандарта Евро.

 


 

Таблица 3.7

 

Требования ЕЭК ООН в части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей с дизельным двигателем, г/(кВт. • ч)

 

Стандарт СО СН NOх Сажа Дымность, м-1
R-49.00 14,0 3,5 18,0
R-49.01 11,2 2,5 14,4
Евро-1 4,5 1,1 8,0 0,36
Евро-2 4,0 1,1 7,0 0,15
Евро-3 2,1 0,66 5,0 0,10 0,8
Евро-4 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Евро-5 1,5 0,46 2,0 0,02 0,5

 

 

Правило 51 (R-51) ЕЭК ООН устанавливает нормы звукового давления, т.е. шумность (табл. 3).

 

 

Таблица 3.8

Нормы звукового давления

 

Мощность двигателя < 150 кВт >150 кВт
Уровень шума при ускорении 78 дБ (А) 80 дБ (А)
Уровень шума при торможении двигателем 78 дБ (А) 80 дБ (А)
Уровень шума при работе пневмооборудования 72 дБ (А) 72 дБ (А)

 

 

Для подвижного состава автомобильного транспорта, выполняющего международные грузовые перевозки, введено понятие «Зелёный грузовик». Это автомобили или прицепы, которые удовлетворяют следующим требованиям:

– автомобиль соответствует нормам по отработавшим газам;

– автомобиль соответствует требованиям по внешнему шуму;

– автомобиль должен быть оборудован тахографом;

– автомобиль должен иметь ограничитель скорости;

– автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора шин 2 мм, боковое защитное устройство, световые указатели поворотов, предупреждающий аварийный треугольник красного цвета;

– автомобили должны быть оборудованы ABS;

– автомобили должны иметь рулевое управление в соответствии с принятыми правилами ЕЭК ООН и директивами ЕС;

– автомобили большой длины и грузоподъёмности должны иметь соответствующие световозвращающие задние опознавательные знаки;

– автомобили должны выполнять требования теста, проводимого раз в год на пригодность к эксплуатации, в особенности по дымности и по работе тормозов.

На кабине или бампере грузовика устанавливают знак U – «Umwelt» («Природа»), либо E – «Green Lorry» («Зелёный грузовик»), либо S – «Supergreen» («Очень зелёный»), либо G – «Greener and Safe

Lorry» («Более безопасный и «зелёный» грузовик») на зеленом фоне круга. Эти знаки свидетельствуют, что грузовик полностью соответствует тем или иным экологическим правилам. Одним из преимуществ соответствия грузового автомобиля данным требованиям является дополнительное количество разрешений на проезд по территории иностранных государств.

 

Выбросы в атмосферу.

 

1. Автомобильный транспорт является крупнейшим загрязнителем окружающей среды и, в первую очередь, атмосферного воздуха. Снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ осуществляется по следующим направлениям:

а) через поэтапную замену автопарка более современными моделями автомобилей, обеспечивающими экологически безопасные нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (применение впрыска топлива с электронным управлением; применение каталитических нейтрализаторов);

б) через производство качественных сортов топлива (с низким содержанием серы, бензола, углеводородов);

в) через модернизацию эксплуатируемых автомобилей (установка оборудования для работы двигателей на газовом топливе);

г) через поддержание установленных ГОСТами норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в процессе эксплуатации автомобилей.

Приведение экологических показателей выпускаемых автомобилей в соответствие с международными нормами на основе Правил ЕЭК ООН (Женевское соглашение 1958 года) и Соглашения с Европейским Союзом (1994 год), планируется произвести:

– с 2006 года – на экологический класс 2;

– с 2008 года – на экологический класс 3;

– с 2010 года – на экологический класс 4;

– с 2014 года – на экологический класс 5.

Повышенные экологические требования к моторным топливам регламентируются Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства РФ № 118 от 27.02.2008 года.

В соответствии с данным техническим регламентом выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива допускается в отношении:

— класса 2 — до 31 декабря 2012 г.;

— класса 3 — до 31 декабря 2014 г.;

— класса 4 — до 31 декабря 2015 г.;

— класса 5 — срок не ограничен.

Установка оборудования для работы двигателей на газовом топливе производится на основании руководящего документа РД 3112199-1094-03 «Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе» и руководящего документа РД 03112194-1095-03 «Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе».

Оба документа утверждены Департаментом автотранспорта Министерства транспорта РФ.

В процессе эксплуатации автомобилей выбросы загрязняющих веществ регламентированы следующими ГОСТами:

– ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами»;

– ГОСТом Р 17.2.2.06-99 «Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей»;

– ГОСТом Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов»

 

Виды отрицательных воздействий автотранспортной деятельности на окружающую среду

 

При рассмотрении ДВС как источника опасностей можно выделить следующие опасные факторы:

1) механическое воздействие движущихся частей двигателя;

2) шум;

3) вибрации;

4) отработавшие газы и их токсичность;

5) химические вещества (бензин, газ, масло, антифриз) и их негативное воздействие на организм человека и окружающую среду;

6) пожароопасность и взрывоопасность;

7) электрический ток от системы зажигания;

8) горячие детали двигателя.

 

Объекты воздействия автомобильного транспорта

 

Известно, что транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40 %, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности.

На втором месте по величине выбросов в атмосферу находится энергетика, затем цветная, черная металлургия, далее по убывающей располагаются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, газовая промышленность и другие отрасли. При этом нужно учитывать тенденцию снижения общей величины выбросов по всем отраслям хозяйства в 90-е годы.

По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом:

87 % общего выброса приходится на автомобильный транспорт;

около 8 % – на железнодорожный;

2 % – на дорожный комплекс;

чуть более 1 % – на воздушный транспорт;

2 % – на речной и морской.

 

Общее воздействие транспорта на экологические системы выражается:

в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель;

изменении химического состава почв и микрофлоры;

образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, шламов, котельных шлаков, золы и мусора. Загрязняющие вещества отрицательно воздействуют на созданные человеком системы, особенно на строительные материалы, исторические архитектурные и скульптурные памятники и другие произведения искусства, вызывают коррозию металлов, порчу кожаных и текстильных изделий;

в потреблении природных ресурсов – атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств;

нефтепродуктов и природного газа, являющихся топливом для ДВС;

воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта;

земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство автомобильных и других объектов инфраструктуры транспорта;

в выделении тепла в окружающую среду при работе ДВС и топливосжигающих установок в транспортных производствах;

в создании высоких уровней шума и вибрации;

в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;

в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.

 

Производства-загрязнители на автомобильном транспорте

 

Деятельность транспортных предприятий связана с осуществлением перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочных операций, хранением грузов и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и путей сообщения.

Влияние транспорта на окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в большом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит значительное выделение загрязняющих веществ.

Основными потребителями природных ресурсов и загрязнителями окружающей среды являются транспортные средства. Например, один грузовой автомобиль при годовом пробеге 15 тыс. км сжигает 1,8 т бензина, на получение которого требуется около 3 т нефти. Для образования нормальной горючей смеси в двигателе на 1 кг бензина необходимо 15 кг воздуха. С учетом этого соотношения и процентной доли кислорода в воздухе, расчетное количество расходуемого воздуха автомобилем составит 27 т, в том числе 5,6 т кислорода. Если полученные значения используемых ресурсов отнести к мировому автомобильному парку, который, по оценке специалистов фирмы "Mersedes-Benz", в 1995 году составил 800 млн единиц, то окажется, что годовое потребление нефти на нужды автотранспорта – около 2×109 т, воздуха – свыше 20×109 т.

Процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава также требуют энергетических затрат и связаны с большим водопотреблением, выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы и образованием отходов, в том числе токсичных.

При выполнении технического обслуживания транспортных средств задействованы подразделения, зоны периодических и оперативных форм технического обслуживания.

Выполнение ремонтных работ ведется на производственных участках. Используемые в процессах ТО и ремонта технологическое оборудование, станки, средства механизации и котельные установки являются стационарными источниками загрязняющих веществ.

Во многих технологических процессах образуются производственные сточные воды. Состав и количество этих вод различны. Сточные воды образуются при мойке подвижного состава, очистке узлов и деталей в моечных машинах, при ремонте аккумуляторных батарей, гальванической и механической обработке деталей, гидравлических испытаниях различных емкостей и т.д.

Ремонтные работы сопровождаются также загрязнением почвы, накоплением металлических, пластмассовых и резиновых отходов вблизи производственных участков и отделений.

При строительстве и ремонте путей сообщения, а также производственно-бытовых объектов предприятий транспорта происходит изъятие из экосистем воды, грунта, плодородных почв, минеральных ресурсов недр, разрушение природных ландшафтов, вмешательство в животный и растительный мир.

С экологических позиций все виды воздействия на экосистемы должны быть ниже способностей природы к самовосстановлению. В противном случае наступает деградация природных систем и их полное уничтожение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: