О роли местной администрации в муниципальном образовании




 

Согласно ст. 12 Конституции РФ «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Положения о местном самоуправлении содержатся также в Федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в уставах муниципальных образований.

В настоящее время в качестве одного из основных элементов местного самоуправления выделяется местная администрация, реализующая исполнительно – распорядительные полномочия. Определение функциональной роли местной администрации представляет на протяжении последних лет предмет многочисленных споров. В Федеральном законе от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве обязательного предусматривалось наличие только выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Все другие органы, кроме выборных, должны были определяться самостоятельно муниципальными образованиями. Положение о том, что структура органов местной администрации определяется населением самостоятельно подтвердил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01 февраля 1996 №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного закона Читинской области».

В настоящее время согласно действующему Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в структуре органов местного самоуправления местной администрации должно быть обязательным. Также там предусмотрено довольно детальное регулирование муниципальных правоотношений, связанных, в том числе, с организацией и деятельностью местной администрации.

Предполагается, что местная администрация является одним из центров административного управления в муниципальном образовании. В качестве практического подтверждения данной позиции можно привести положения отдельных уставов муниципальных образований, которые определяют правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, устанавливают основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Так, в уставе муниципального образования «Злотоустовский городской округ» сказано, что «Администрация Городского округа является исполнительно-распорядительным органом, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области».

Вступая на должность, глава местной администрации назначает заместителей главы местной администрации (в том числе и первых). Затем при главе местной администрации может быть сформирована коллегия администрации или консультативные общественные советы, которые являются совещательным органом, рассматривающим особо важные вопросы местного значения, а также перспективные и текущие вопросы по проблемам развития муниципального образования. Состав коллегии или консультативных общественных советов утверждается распоряжением главы местной администрации.

С учетом размеров муниципального образования, материально-финансовых ресурсов глава местной администрации вправе утвердить комитеты, управления, отделы, инспекции, службы, комиссии и другие структурные подразделения, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным хозяйством.

В органах и структурных подразделениях местной администрации могут создаваться: сектора (при численности, как правило, не менее двух штатных единиц); отделы (при численности, как правило, не менее трех штатных единиц); управления (при численности, как правило, не менее десяти штатных единиц). Требование о минимальной численности штатных единиц в указанных подразделениях устанавливается, как правило, в решении представительного органа о структуре местной администрации.

 


Заключение

 

Противоречивость и незавершенность правовой основы местной администрации, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху в организации и деятельности местной администрации.

Нормативные правовые акты большинства субъектов РФ, которые регулируют сферу местного самоуправления, воспроизводят формулу Федерального закона 2003 года №131, что порядок формирования, срок полномочий, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставом муниципального образования. Соответственно, правовой статус главы муниципального образования в каждом муниципальном образовании имеет свои особенности, определяемые муниципальными правовыми актами. При этом избежать пробелов в регулировании на местном уровне отношений рассмотренных выше, поможет дополнительная регламентация данных вопросов в федеральном законодательстве, в том числе ст. 44 Федерального закона 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 


Список литературы

 

1. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. – М.: Дело, 2008.

2. Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. Фонд «Либеральная миссия», Фонд «Институт экономики города. М., 2006.

3. О ходе реформы местного самоуправления. Департамент законодательства и мониторинга муниципальной реформы Конгресса муниципальных образований./ Муниципальное право. №1–2, 2005.

4. Парадиз А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества. Саратов. 2007.

5. Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. №8.

6. Дитятковский М.Ю. (2007) Разграничение отдельных государственных полномочий и полномочий по решению вопросов местного значения // Правоведение. №4.

7. Кутафин О.Е. Фадеев В.И. (2007) Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

8. Лобода Т.И. (2006) Реформа местного самоуправления в России // Конституционное и муниципальное право. №2.

9. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования в Российской Федерации: проблемы правового регулирования./ Под ред. А.А. Сергеева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: