Роль местного самоуправления в охране общественного порядка




Введение

 

С переходом в XXI век, началась новая фаза бурных дебатов и политических потрясений, связанных с обсуждением проблем и перспектив развития России, что стало фундаментальным вопросом в отечественной научной литературе.

В частности, сегодня много нареканий на отсутствие самостоятельности органов местного самоуправления, даже в тех вопросах, которые названы имманентными местному самоуправлению самой Конституцией РФ. При таком положении, представляется абсолютно справедливым существующее мнение о заведомой безрезультативности любых попыток выделения каких-либо «местных дел», принципиально отличных от государственных. Местное самоуправление в России находится в состоянии формирования, результатом которого должно стать претворение в жизнь функции децентрализации. Однако достичь данной цели возможно только при соблюдении и надлежащей защите прав населения муниципальных образований, в том числе права на общественную безопасность, для чего необходимо создание правоохранительных структур максимально приближенных к населению. Защита прав населения муниципального образования является неотъемлемой чертой местного самоуправления как правового феномена, способного наиболее полно учитывать интересы жителей конкретных территорий, активно взаимодействовать с населением.

 


Роль местного самоуправления в охране общественного порядка

 

Полноценное местное самоуправление требует решение вопросов в области охраны общественного порядка. Конституция РФ в ст. 132, устанавливает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка. Данное конституционное положение развивается в Федеральном законе, от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяется, как вопрос местного значения и отнесен к ведению муниципальных районов и городских округов. Федеральный закон, закрепляя за органами местного самоуправления функции общественного порядка, относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, а так же осуществление контроля за их деятельностью.

При этом органы местного самоуправления получают возможность самостоятельно заниматься охраной общественного порядка на своей территории собственными силами. Следовательно, под муниципальными органами охраны общественного порядка следует понимать правоохранительные органы, создаваемые на территории муниципальных образований, финансируемые из средств местного бюджета, которые призваны защищать в пределах установленной компетенции права и свободы граждан, интересы населения, общества и государства от преступных посягательств.

В целях самостоятельного осуществления охраны общественного порядка, а так же ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка приведем в пример Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» 8. Результаты проведенного эксперимента говорят о том, что муниципальные образования оказались не готовы к выполнению поставленной задачи.

Определенную сложность представляет определение полномочий рассматриваемых органов. В литературе приводятся две отличные друг от друга модели муниципальных правоохранительных органов.

Первая предусматривает трехуровневую структуру: милиция общефедеральная, милиция субъектов Российской Федерации и муниципальные органы охраны общественного порядка. В таком случае на муниципальные органы охраны общественного порядка должны быть возложены практически все функции, осуществляемые сегодня милицией в городах и районах.

Вторая модель подразумевает, что муниципальные органы общественного порядка действуют не вместо органов федеральной милиции на местах, а наряду с ними, но при четком разграничении компетенции, надлежащем контроле и в тесном взаимодействии.

При таком положении муниципальные органы правопорядка будут выполнять лишь некоторые функции ныне действующей милиции общественной безопасности. Структура муниципальных органов охраны общественного порядка в данном случае будет соответствовать решаемым задачам.

На практике, функцию охраны общественного порядка осуществляет милиция общественной безопасности, которая в соответствии с Законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. и Указом Президента РФ «О милиции общественной безопасности в РФ» от 12 февраля 1993 г. является составной частью милиции РФ и входит в структуру МВД РФ. Последнее обстоятельство существенно ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка. Речь, идет о том, что эти органы лишены функции руководства в отношении местной милиции.

На наш взгляд, становление муниципальной милиции будет непростым процессом. В создании, которой не заинтересованы многие, и в первую очередь – сами представители органов внутренних дел, указывая, что это повлечет перераспределение полномочий между криминальной и муниципальной милицией.

Так как в будущем будет невозможно подчинить себе муниципальную милицию в целях возложения на нее обязанностей, порой не связанных с охраной общественного порядка, что имеет место сегодня. С другой стороны, учреждение муниципальной милиции – это один из этапов реформирования милиции в целом, в ходе которого часть функций и полномочий передаются другим учреждениям. Поэтому, очередная реформа – это, в общем, утеря части полномочий в такой непростой сфере, как охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: