Античное сознание в качестве исходного берет отношение человека и мира как внешних друг другу естественных, телесных определенностей. Тело человека и предметность окружающего его мира предстоят сознанию изначально как объекты, между которыми еще надлежит установить связь. Внутреннее противоречие, разрешению которого подчинено человеческое существование, заключается в том, что человек нуждается в мире, а мир первоначально выступает перед ним как чуждая, непознанная сущность. Все усилия человека поэтому направлены на преодоление чуждости, снятие противоположности между собой и миром. Первым достижением на этом пути является сведение мира к средству для субъективных целей человека; вторым и более высоким — представление мира как условия для развертывания сущностных сил человека, которые лишь через это предметное воплощение в мире приобретают свою определенность. Тем, самым эта вторая точка зрения преодолевает внешнее отношение человека к собственной деятельности как цели к средству. Однако и здесь еще человек, его способности и силы мыслятся как возможность, которая становится действительностью в отношении со средой, но тем не менее до этого отношения все же является определенной как возможность. Если еще раз и более глубоко всмотреться в концепцию Аристотеля, то основное, «последнее» ее противоречие состоит именно в том, что, с одной стороны, сущность человека вне связи со средой определена только как возможность (и Гегель поэтому поводу говорит о «невидимой возможности», которая через отношение к предмету выходит на «свет действительности» [ 16, с. 210]); а с другой стороны, сущность человека уже определена в качестве возможности и способна предопределить собой действительную взаимосвязь с предметом. Следовательно, и эта, более высокая точка зрения, развитая Стагиритом, не в состоянии преодолеть до конца внешнюю связь человека с предметом и как бы предстояние их друг перед другом. Мир (как исходно отличный от человека) не может стать до конца человеческим, а человек не может до конца воплотиться и выразиться во внешней для него предметности мира. Античное мировоззрение, таким образом, полагает себе предел в собственной исходной посылке.
Подобная ограниченность объясняется, конечно, не недомыслием, а уровнем практического освоения мира, когда мир уже не воспринимается человеком как совершенно чуждая неведомая сила, но все еще воспринимается как сила внешняя, которую необходимо покорить или подчиниться самому. Чтобы покончить с этой ограниченностью мировоззрения, нужно было такое развитие производительных сил, которое воочию показало бы человеку, что так называемый внешний мир является его собственным неорганическим телом, тогда как он сам — лишь момент и сторона природы,. Иными словами, производство должно было стать достаточно могущественным и в то же время, очевидно, основанным на объективных закономерностях природы. Такого уровня производство достигает позднее, в эпоху промышленных революций, породивших капитализм.
Философия Нового времени поэтому подходит к проблеме взаимоотношения человека и мира совершенно по-новому. Уже Ф. Бэкон формулирует принцип преобразования^ природы по ее же собственным законам: человек изменяет лицо мира, но лишь путем реализации тех возможностей, которые заключены в самом мире. Среди бесконечного сочетания элементов природы человек отыскивает те, которые не использованы актуально самой природой. Не меняя содержания природных частей, он тем самым придает им новую форму; возможность, созданную природой, он воплощает в действительность; он, следовательно, делает больше, чем природа, целиком оставаясь в1 ее рамках [14].
Такое решение и в голову не могло прийти античным мыслителям. Для Сократа мир дан таким, каков он есть, и высшая мудрость человека заключается в том, чтобы понять, что наибольшую пользу от мира он может взять, лишь подчинившись формам и мерам самого мира. Аристотель в предметных формах видит ценность в себе, которой должен следовать человек в процессе саморазвития. У Бэкона человек утверждает себя, изменяя природу: знание для него есть сила; но силу, преобразующую природу, человек черпает уже не в себе, а в сущности самой природы!. Человек воплощен в изменении природы, но в этом же изменении воплощена сама природа. В акте творчества, следовательно, человек и природа слились воедино, и ни одна из сил не заняла место другой.
Этот акт творчества, в котором природа подчинена потребностям человека, принимает пригодный для него вид и, таким образом, очеловечивается, а человек для опредмечивания своих потребностей находит форму в самой природе, следовательно, объективирует себя,— этот акт первоначально в философии Нового времени, например у самого Бэкона, понимается достаточно узко. Но уже у Спинозы он принимает всеобщий смысл и превращается в основной принцип отношения человека с природой.
Если античная мысль всегда начинает с различия и независимости человека и внешнего предмета и затем стремится более или менее гармонично соединить их, то Спиноза, наоборот, начинает с непосредственного и нерасчлененного тождества предмета и человека. Человек постигает предмет в том воздействии, которое предмет оказывает на его тело, например на глаза, на,кожу и т. д. С другой стороны, о своем теле мы получаем представление благодаря тому воздействию, которое на него оказывают внешние тела (или одна часть тела на другую). Следовательно, тело и предмет никогда не даны нам независимо друг от друга, а только как единый акт взаимодействия, где одно изначально уже опосредовано другим.
Когда мы смотрим на Солнце, мы не узнаем что-либо о Солнце как таковом, но лишь поскольку его видит наш глаз. Одновременно мы узнаем, что наш глаз способен видеть Солнце, следовательно, узнаем нечто о себе самом, но только через посредство отношения с другим предметом. То, что мы знаем, в результате— не глаз и не Солнце, а отношение их. «Человеческая душа,— пишет Б. Спиноза, разумея под душой сознание, разум человека,— воспринимает всякое внешнее тело как действительно (актуально) существующее только 'посредством идеи о состояниях своего тела» [50, с. 429]. Например, «состояние нашего тела обнимает сущность Солнца лишь постольку, поскольку само тело подвергается действию со стороны его». И наоборот: человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом; иными словами, «душа человеческая непосредственно человеческого тела не сознает» [там же, с. 425, 434].
Таким образом, объектом сознания всегда является именно отношение тела человека с внешним предметом. Причем первоначально предмет и тело выступают как нерасчлененные, и вместо взаимного опосредования имеется простая тождественность. Это исходное слияние себя с предметом в восприятии у человека уже не существует в чистом виде, но представлено у животных. Когда животное видит Солнце, оно не осознает видение как отношение Солнца и органа зрения. Для животного не существует вопроса о Солнце и глазе как сторонах, образующих отношение, а существует только зрительный образ Солнца, в котором непосредственно, неразличенно слились внешний предмет и способность зрения. Состояние восприятия, переживаемое животным, не осознается им как видение чего-то, т. е. как субъектно-объектное отношение, а есть просто состояние, содержанием которого является образ, зрительная картина. В языке человека нет даже средств для выражения этого содержания. Слово «образ» понимается всегда как образ чего-то, т. е. как субъективный образ объекта. «Картина» тоже отсылает нас к предмету изображения. Поэтому лишь с большой долей условности мы называем это состояние образом субъектно-объектной неразличенности).
Различение неразличенного первоначально психического образа составляет уже акт сознания. В содержании психического образа при этом ничего не меняется; например, зрительная «картинка» Солнца остается все той же. Но она понимается как результат взаимодействия глаза и Солнца и как то, что открывает нам природу того и другого, через что мы можем познать (свойства Солнца и глаза в той мере, в какой эти свойства проявились в данном взаимодействии. Началом познания, следовательно, является понимание исходного образа или состояния видения не как «факта», а как отношения двух сущностей — субъекта и объекта, которое открывает возможность понять их внутреннее содержание. Осознание исходного психического образа состоит именно в осознании того, что собственное содержание субъекта и объекта не дано непосредственно в их отношении; это означало бы, что, кроме образа как результата взаимодействия, ничего больше нет и все в нем воплощено, а должно быть понято через отношения. Отсюда логическая первичность отношения субъекта ц объекта, посредством которого только и можно познать их сущность «в себе».
Однако осознание первичного образа-состояния как отношения и как того, через что можно познать субъект и объект «в себе»,— это осознание может принять непосредственную форму отождествления содержания объекта, с одной стороны, и содержания субъекта — с другой, с содержанием самого образа. Осознав «образ» как образ Солнца, естественно прийти к выводу, что Солнце и есть таково, каким представляется в образе. Например, если мы видим Солнце на расстоянии примерно таком же, что и до линии горизонта, то, научившись относить образ к чему-то, вне его существующему, естественно решить, что Солнце и на самом деле находится от нас относительно недалеко. Точно так же после того, как мы поняли образ как зрительный образ Солнца, то о своем глазе мы получим то представление, что его содержанием является образ Солнца или глаз есть то, в чем заключен образ. В действительности глаз «в себе» представляет иную физическую и химическую субстанцию, но через образ он дан только как носитель Солнца. Мы можем, конечно, составить себе зрительное представление о глазе как таковом, например о чужом глазе. Но тогда глаз будет объектом, и мы будем о нем судить по тому впечатлению, которое он оказывает на наш глаз, а наш глаз предстанет перед нами как носитель образа чужого глаза, т. е. опять-таки содержанием нашего глаза будет имеющийся в нем образ.
Животное никогда не ошибается именно потому, что образ не* осознается им как его образ внешнего предмета. Человек ошибается, поскольку мыслит, т. е. представляет образ как отношение себя; с миром. Следовательно, образ в собственном смысле слова, как образ чего-то, есть способ мыслить первичное нерасчлененное состояние, общее нам с животными. Правда, мыслить еще непосредственно, простейшим образом, еще неправильно, но уже не чувствовать, а мыслить. Чувство непосредственное испытывает и животное. Человек, с тех пор как он научился мыслить, испытывает всегда только свои чувства о чем-то. Он чувствует мир в себе или себя в мире, но теряет непосредственность. Его чувства осмыслены, чувства (образ) представляют собой форму выражения мыслей.
В самом деле, если исходное психическое состояние существует не непосредственно, а как отнесенное к чему-то вне его, как образ чего-то, то это что-то есть, очевидно, не сам образ, а идеальный конструкт, понятие о чем-то, лишь выраженном в образе. Чтобы первичный акт восприятия Солнца мог быть осознан как наше восприятие о внешнем предмете, должно быть ронятие о Солнце как о том, что только отражено в нашем об- фазе, но само образом не является. Следовательно, в этом понятии не будет ни грана образности, хотя существовать оно может лишь в связи с образом и через образ. Точно так же, как /и понятие о глазе как о том, что воспринимает Солнце. Таким образом, глаз и Солнце есть нечувственные, т. е. идеальные, конструкции, понятия разума, которые придают исходному состоянию восприятия смысл субъективного знания об объективном мире.
То обстоятельство, что содержание предмета на первом этапе мышления целиком отождествляется с содержанием его психического образа, не должно вводить в заблуждение и создавать иллюзию, будто понятие предмета полностью сводится к его чувственному воплощению в образе. Дело только в том, что понятие о предмете пока еще совершенно абстрактно (бедно) и заключается по существу лишь в указании на предметную отнесенность образа, т. е. в указании на то, что образ есть образ чего-то. Мысль здесь, следовательно, хотя и выступает в своем начальном, незавершенном виде, как образное мышление, тем не менее есть уже именно мышление, есть определенный способ мыслить образами.
Следовательно, образы вещей, которые мы получаем через наши органы чувств, не следует понимать как материал, который берет мышление, чтобы им оперировать, а органы чувств — это не «окна в мир», посредством которых человек узнает нечто, чтобы потом мыслить об этом. Но образы в их предметной отнесенности представляют собой прежде всего продукт мышления точно так же, как органы чувств получают определение окон или зеркал мира исключительно в мышлении.
На языке Спинозы это означает, что образ есть модус, т. е. момент, элемент мышления, есть идея о состоянии человеческого тела как представляющего внешний предмет. Душа (т,. е. сознание) не имеет чувственных образов вещей в качестве исходного материала, а непосредственно созерцает. Иными словами, образ изначально осознан, т. е. «чувство — теоретик». «Чтобы сохранить слова в их обыкновенном употреблении, мы будем называть далее такие состояния человеческого тела, идеи которых представляют нам внешние тела находящимися налицо— образами веществ... и когда душа будет созерцать тело таким образом1, мы будем говорить, что она воображает» [50, с. 423]. Слово «воображает» здесь действительно употреблено в своем обычном значении, поскольку ясно, что представлять себе вещи по их образам, имеющимся в органах чувств, значит представлять их неадекватно.
Спиноза преодолевает здесь неудачную посылку всего предшествующего ему материализма — что основой мышления являются данные чувств о внешнем мире и что эти данные являются непосредственным объектом мышления. Эта посылка уже в античности привела к последствиям, дискредитирующим всякий материализм:) поскольку чувственное отображение мира всегда субъективно и относительно, каждому мир представляется в зависимости от состояния и особенности его органов чувств, постольку и мышление, имеющее предметом лишь это случайное знание, также совершенно случайно.
В противоположность этому Спиноза полагает чувственное знание о мире неестественной и потому непреодолимой предпосылкой мышления, а определенной формой самого мышления. Ложность (субъективность) поэтому относится не к самому содержанию психического образа, а к форме мысленного представления этого содержания как тождественного содержанию предмета. Следовательно, «душа не ошибается в силу того только, что она воображает... Ведь если бы душа, воображая несуществующие вещи находящимися налицо, вместе с тем знала, что эти вещи на самом деле не существуют (например, наблюдая Солнце на близком расстоянии, мы в то же время, понимали бы, что это иллюзия, объясняемая определенными свойствами глаза и Солнца. — О. Н.), то такую силу воображения она считала бы, конечно, совершенством! своей природы, а не недостатком...» [там же].
Более высокая форма знания,; точно так же опираясь на «воображение», вместе с тем преодолевает ложный способ его представления в мышлении. О Солнце мы что-то узнаем лишь из психического образа его, но совсем не обязательно о Солнце судить по содержанию образа. Понятие может быть не только осознанием предметной отнесенности образа, но может заключать в себе знание о предмете, не сводимое к его образу. Например, мы можем составить понятие об истинном расстоянии от нас до Солнца, хотя не можем, разумеется, представить это расстояние зримо. Можем составить понятие о температуре Солнца, хотя не имеем возможности ощутить ее кожей. На основании многих чувственных опытов, их сочетания мы строим идеальные концепты о воспринимаемых чувствами предметах, объясняющие эти опыты. В то же время мы все более уточняем наши объективные знания о самих себе и своих, органах восприятия, что также является необходимым условием объяснения опыта.
Понятие носит идеальный характер и как таковое лишено конкретно-чувственного содержания. Спиноза совершенно определенно говорит об этом, многократно предостерегая против того, «чтобы наше мышление не поняли как совокупность картин, так как под идеями я разумею не образы, получающиеся в глубине глаза и, если угодно, внутри мозга, а представления мышления» [там же, с. 446]. Однако идеи при всей своей чистой умозрительности отнюдь не выступают у Спинозы оторван- но от эмпирического опыта, как это было у Платона, а представляют собой способ понимания опыта, т. е. являются тем же самым опытом, но представленным не образно-предметно, а идеально.
В самом деле непосредственно предметом мышления является исходное психическое состояние, в котором неразличимы субъект и объект знания, а значит, нет еще и самого знания. Мышление, или превращение этого первоначального состояния в знание, заключается в различении субъекта и объекта; именно в процессе этого различения и возникают понятия о «я» и о внешнем мире — только понятия, отнюдь не образы. Но ясно, что внешний предмет может получить определенность в понятии лишь через посредство понятия о субъекте и наоборот. Иными словами, из первоначальной неразличенности объект в форме понятия может быть выделен лишь постольку, поскольку одновременно с ним получает* понятийную форму субъект, и наоборот. Ясно также, что взаимная зависимость понятий об объекте и субъекте осуществляется через исходное чувственное состояние, так что если каждое из понятий может быть понято лишь в связи с другим, то оба они вместе понимаются лишь в связи с исходным образом.
Если в понятии о Солнце заключается нечто иное, чем есть в образе (например, то, что Солнце находится от глаза дальше, чем это глазу представляется), то такое понятие можно получить, лишь вырабатывая одновременно с ним понятие о глазе, заключающее нечто иное, чем его образное содержание (в частности, тот механизм, каким глаз представляет отдаленные предметы как близкие). Понятие о Солнце, следовательно, может возникнуть только в связи с понятием о глазе, и эта связь между понятиями осуществляется через ту образную основу, где они еще не различимы.
Отсюда следует, что мысль существует только как осмысление чувственного опыта; нет мысли в понятиях иначе, как в связи с опытом или через его посредство. Одновременно мы видели, что опыт как чувственное знание субъекта об объекте с самого начала опосредован мышлением и форма его преобразования как чувственного знания определяется способом мышления. Значит, обе ступени знания[22] — образное и теоретическое (в понятиях) — представляют различные способы соединения в единое целое чувства и мысли, две различные формы осмысленного чувства или ощущающей (созерцающей) мысли. То, что дано в чувствах, уже опосредовано разумом, а что дано как чистый продукт ума, в самом определении своем содержит непосредственный чувственный опыт.
Таким образом, человек — существо абсолютно цельное, не знающее разлада между суждением ума и чувственным созерцанием. Кто как понимает то исходное психическое состояние, которое ни чувственным знанием, ни опытом, ни образом в собственном смысле еще не является, тот имеет соответствующий чувственный опыт. Если я мыслю образно, то Солнце для меня будет там, где видит его мой глаз. Чувственные данные не могут опровергнуть утверждения, моего мышления, потому что сами являются его результатом. Что то, что я вижу, есть Солнце, это не дано в моих чувствах, а утверждается разумом (причем ошибочно), и поэтому мое восприятие Солнца как Солнца — акт осмысленного, а не «чистого» созерцания. С изменением способа осмысления поэтому изменяется и характер созерцания: первичный психический образ уже не является для меня1 тем, что есть само Солнце, а только состоянием моего тела, возникшим при взаимодействии с другим телом — Солнцем. То, что я вижу, для меня теперь не Солнце, а его психический образ. Следовательно, я вижу иное или иначе, чем раньше. Можно сказать так: в своем зрительном образе я вижу не Солнце, а только образ — предметно-чувственное воплощение моего понятия о Солнце.
Поскольку мышление, интерпретируя опыт, в то же время организует его, постольку чувство и мысль, а на языке Спинозы— тело и душа, не только нигде не противоречат друг другу, но всегда составляют две различные стороны, или два разных аспекта одного и того же содержания. «Душа и тело составляют одну и ту же вещь, в одном случае представляемую под атрибутом мышления, в другом — под атрибутом протяжения» [там же, с. 458]. «...Как порядок и связь идей происходят в душе сообразно с порядком и связью состояний тела, точно так ■же и наоборот, порядок и связь состояний тела происходят сообразно с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей»[23] [там же, с. 591—592].
Отсюда следует также, что ложное знание никогда не может быть опровергнуто опытом, равно как ложный опыт неопровержим знанием. Иными словами, «ложь... никогда не проявляется и не доказывается через самое себя. Поэтому тот, кто...опутан ложью или заблуждением, может воображать, что обладает истиной, подобно тому как видящий сон может думать, что бодрствует...» [51, с. 135]. Лишь переход к истинному знанию показывает человеку, что он находился в путах лжи, и /лишь с высоты истины ложь может быть определена как ложь. Истина одновременно доказывает и свое преимущество, и ущербность лжи; она обнаруживает «как самое себя, так и ложь» [там же], подобно тому, как бодрствование одновременно выявляет и себя как бодрствование, и сон как сон.
Утверждение о ясности и отчетливости истины, безусловно, требует разъяснений, и Спиноза их дает. Дело в том, что ложное представление, порожденное образным мышлением, не заключает в себе ничего положительно ложного, т. е. никакого содержания, которое не соответствовало бы действительности. Объектом познания, действительностью, предстоящей сознанию, является взаимодействие предмета с органом тела, в результате чего возникает известное состояние тела. И ошибка образного мышления состоит в том, что этот результат взаимодействия двух тел, т. е. часть общей картины взаимодействия, сознание переносит на всю картину, интерпретируя содержание образа как содержание предмета и органа тела.
Принимая часть за целое, мы не строим ошибочных картин недостающих частей (именно потому, что принимаем часть за целое), поэтому и не делаем положительной ошибки, т. е. не утверждаем чего-то, чего на самом деле нет. Отсюда Спиноза делает любопытнейший вывод, что «идеи называются ложными не вследствие чего-либо положительного, в них находящегося», что «ложность состоит в недостатке знания», но не просто в недостатке (потому что неведение само по себе еще не есть ошибка), а в таком частичном знании, которое не осознается как частичное и принимается за полное знание [там же, с. 432— 433].
Следовательно, переход к истине состоит не в опровержении лжи, а в обнаружении ее неполноты. Часть, принимаемая за целое, занимает свое место в ряду других частей целого. Истица не исключает, а включает в себя ложь и действительно проясняет то, что в состоянии лжи лишь казалось ясным. Кроме тфю, истина содержит в себе больше реальности в том смысле, что открывает всю действительную картину, ранее скрытую за одной ее частью.
Спиноза вполне обоснованно утверждает, что реальность не может быть оценена с какой-либо позиции или по критериям, внешним самой реальности, по той простой причине, что кроме реальности ничего не существует. Реальность может быть оценена лишь с позиции и по критериям самой реальности, следовательно, она всегда совершенна. Иными словами, единственным возможным критерием совершенства является существование. «Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же» [там же, с. 403].
Действительность, взятая сама по себе, совершенна уже в силу того, что она есть; однако, отраженная в сознании, она может быть меньше самой себя. Идея, заключающая реальности меньше, чем есть в отражаемой ею реальности, не может быть признана несовершенной, поскольку какая-то реальность в ней заключается, однако должна быть признана недостаточно или менее совершенной, чем сама реальность. Идея же, адекватно отражающая реальность, заключает в себе в силу этого больше реальности. Следовательно, чем больше реальности заключено в идее, тем более она истинна, или совершенна.
Таким образом, в своем идеальном выражении реальность приобретает определенности «меньше» и «больше». Соответственно возникают и градации совершенства. Это, разумеется, немыслимо в реальности как таковой, иначе двухэтажный дом заключал бы в себе больше реальности и совершенства, чем одноэтажный. Однако, как мы знаем, чувственный опыт (или жизнь) человека таков, каково его сознание. Поэтому у того, кто мыслит ограниченно, и жизнь беднее самой себя. В самом деле, если я мыслю Солнце и себя по имеющемуся у меня зрительному образу, то содержание данного акта моей жизни, как он существует для меня, меньше, чем он есть на самом деле. Начав мыслить в понятиях, я тем самым вбираю в свою жизнь больше (элементарно — количественно больше) реальности, осознавая одновременно скудость прежней своей жизни.
Но здесь мы уже непосредственно подходим к эмоционально- нравственной стороне учения Спинозы, которая, впрочем, целиком производна от его гносеологии. Подобно тому, как восприятие, как оно выступает еще до его осознания (у животных и маленьких детей), не заключает в себе даже в зародыше разли- ченности субъекта и объекта, точно так же и потребность, не будучи осознанной, первоначально выступает как состояние субъекта, в котором' потребность непосредственно выражается в своем предмете, а предмет существует только через призму потребности. Иными словами, как такое состояние, в котором желание предмета и предмет желания неотделимы друг от друга и составляют целостное непосредственное переживание «хочу», где нет еще ни того, кто хочет, ни того, что хотят. Следовательно, здесь нет еще никакой оценки, или отношения, поскольку оценка предполагает всегда оценивающего, заключающего в себе основание или критерий оценки, и оцениваемое в соответствии с этим основанием.
То, что представляет собой этот первоначальный акт <<хочу», есть только адекватный факт возникновения у рубъекта некоего состояния, определяющего его движение в одном, а не в другом направлении, к одному, а не другому предмету. Это некоторое побуждение к действию и одновременно направление действия, но таким образом, что бессмысленно спрашивать, субъект ли себя побуждает и направляет й предмету, предмет ли побуждает и направляет его. Действие не имеет субъектно-объектного смысла, не ориентировано «от» — «к», а дано как,,любое другое взаимодействие двух предметов.
Простейшее, образное мышление, как мы знаем, конституирует внешний предмет и субъект, перенося на них содержание того чувственного состояния, которое возникает у субъекта в результате взаимодействия его тела с предметом. Чувственное состояние «хочу» отличается от рассмотренного выше состояния «вижу» только тем, что содержанием второго является «картина», образ, а содержанием первого — действие, движение. Перенося содержание «вижу» на объект и субъект, мы получаем, с одной стороны, осознанное представление (образное понятие) о том, что такое внешний предмет и что такое «я». Осознавая же содержание «хочу» как субъектно-объектное отношение, мы с необходимостью получаем представление о том, что движется (или действует) и за счет чего или посредством чего осуществляется движение. Осознание своей субъектности или себя как «я» достигается сознанием себя как источника и носителя активности, той самой, которая дана в исходном чувственном состоянии «хочу», тогда как, с другой стороны, выделение из этого первоначального состояния предмета достигается определением его как пассивной стороны, средства и условия проявления активности субъекта.
Следовательно, неразличениое исходное переживание «хочу» становится моим желанием предмета; я осознаю содержание этого переживания как свою сущность и одновременно как сущность предмета с той разницей, что осознание этой сущности как моей осуществляется приданием ей активной формы, формы самовыражения, а осознание этой же сущности как предметной достигается приданием ей формы пассивной. Таким образом, все происходит совершенно так же, как и при восприятии, когда первичный зрительный образ, возникающий от воздействия Солнца на глаз, отождествляется, с одной стороны, с самим
Солнцем, а с другой стороны, воспринимается как содержание самого глаза, однако это одинаковое содержание выступает' в разной форме — как то, что воспринимается, и то, что воспринимает.
Итак, желание, или потребность, как моя потребность вчем- ^о, есть модус мышления, т. е. понятие о «я», желающем «что- то». Желание при этом выступает как сущность «я», но не структурно, а функционально, деятельно определенная сущность. Если в акте восприятия сущность человека через отношение с предметом получает определение некоторой структуры или субстрата, то в акте желания — определение некоторой функции, или способа действия. Желание, говорит Спиноза, есть «смутная», т. е. ложная, идея сущности человека, «поскольку она представляется определенной к какому-либо действию...» [там же, с. 507].
Как мы знаем, истинное понятие о глазе не тождественно образу, имеющемуся в глазу. Точно так же истинное понятие о моей сущности и вытекающего из нее действия не совпадает с чувственным состоянием побуждения к действию, которое охватывает меня. То, что это побуждение есть выражение моей сущности — только ошибка мышления: «меня» как такового в этом побуждении нет точно так же, как нет и «предмета». Действительное, выявленное из непосредственной тождественности с предметом деятельное «я» есть понятие, которое заключает в себе совершенно иное содержание. «Я» как понятие также определяется через взаимодействие с предметом к действию, но это будет иное действие, нежели то, к которому побуждает меня чувство. Если истинное (теоретическое) понятие о глазе объясняет чувственный образ, то истинное понятие о действии отрицает действие, рожденное чувственностью. Если идеальное понятие о глазе находит свое предметное выражение в оптических схемах, химических формулах, т. е. находит для своего выражения особый, знаковый язык, то понятие о действии воплощается на прежнем языке поступков, которые, однако, теперь являются знаком духовной устремленности человека.
Отличие идеального «я» от «я» образно-чувственного заключается в том, что действия первого определяются объективной необходимостью положения субъекта в существующем порядке вещей, через это свое объективное положение и вытекающее из него поведение субъект и осознает свою деятельную сущность. Субъект, наделенный лишь образным мышлением, также знает свое положение в мире, но содержание своей природы и природы внешних вещей смешивается в его сознании с тем чувством, которое субъект испытывает. Такому субъекту представляется, что предмет хорош или плох по самой своей природе •и в то же время его, субъекта, сущность состоит в том, чтобы хотеть или не хотеть этот предмет. Такой взгляд, замечает Спи- коза, очень широко распространен. Мы, например, называем предметы гармоничными, упорядоченными так, как(будто это их собственное свойство, тогда как на самом деле они просто удобны для восприятия нашими органами чувств. Точно так же обстоит дело с определениями прекрасного, совершенного, полезного и пр.
Одновременно и свою собственную природу мы определяем как то, что испытывает потребность к данному желаемому, полезному, совершенному, а не к другому — вредному, безобразному предмету.
Такого рода субъект, руководствующийся образными чувственными представлениями, может быть при этом сколь угодно искушен в опыте, предусмотрителен, может сколь угодно далеко предвидеть последствия своих ближайших желаний и сообразовывать с ними свое поведение. Однако как непосредственные, так и отдаленные факторы, определяющие его поведение, в равной степени будут его чувствами; он всегда будет существовать в мире вещей, понятых в их сущности как хорошие и плохие, Ыв своем внутреннем мире, состоящем из тех или иных чувственных иллюзий — настоящих, прошедших и будущих.
Но нервы, мышцы, органы ощущения и действия в действительности есть нечто иное, чем они представляются в чувстве желания, удовольствия или страдания. И окружающие вещи находятся в объективном порядке, подчиняющемся иным определениям, нежели хорошее и плохое. И в этом объективном порядке вещей человек как объективная сущность занимает известное место, увлекается известным законом общего движения. Постигая этот закон, скрытый за образами и чувствами, и свое положение, и роль в нем, человек тем самым постигает свое идеальное деятельное «я».
Его нервы и мышцы, ощущения и действующие органы выстраиваются в порядок и направляются к цели, которые кажутся бессмысленными/ и парадоксальными тому, кто живет в мире чувств и субъективных оценок. Парадоксальным, в са- 'мом деле, кажется, что человек не просто идет в огонь, но идет в огонь счастливым, сам идет в огонь. Трудно понимать, как человек может в такой степени преодолеть самого себя, свою телесную природу, чтобы совсем забыть ее и возвыситься над |ней. Но мы видели, что само по себе телесное состояние, рожденное взаимодействием с предметом, не есть еще эмоция или чувство. Например, глядя, как собака отдергивает обожженную лапу, мы говорим, что ей «больно». Но «боль» предполагает оценку, а оценки, или отношения, как мы видели, без сознания быть не может, поскольку не вычленен субъект как основание и критерий оценки и объект как подлежащий оценке по данному основанию.
Слово «боль», следовательно, применяется нами в данном случае чисто условно и не содержит в себе ничего субъективного и оценочного. Объективно же «боль» или «страдание» ес'Ть определенное состояние тела, уменьшающее интенсивность его. движения и функционирования. Собака, например, стремится, насколько это зависит от нее, отдернуть лапу от горячего предмета. Напротив, «удовольствие», с объективной точки зрения, означает состояние тела, повышающее интенсивность его движения. «Удовольствие» и «страдание» выступают в результате как совершенно объективные функциональные характеристики тела; то, что животному «больно», есть такое же безоценочное его определение, как и то, например, что вишня красная.
Человек также в качестве естественной предпосылки самосознания имеет эти функционально противоположные состояния своего тела, которые сами по себе ни хороши, ни плохи. Что «боль», т. е. уменьшение интенсивности естественных проявлений тела при взаимодействии с данным предметом, это плохо и есть именно боль — это уже утверждение сознания, а отнюдь не «чувственное переживание». «Чувственное переживание» есть именно уменьшение интенсивности, и оценить его так или иначе — дело исключительно сознания. Нам уже известны основания сознательной оценки: бытие, реальность в самом себе заключает критерии своего совершенства, и любое существование тем хорошо, что оно есть. Но с того момента, как сознание расчленило первоначальную биологическую реакцию на субъект и объект и выделило субъект, с позиций которого оценивается взаимодействие, содержание субъекта тем самым стало реальностью, тогда как объект составляет лишь безразличное само по себе условие, либо способствующее, либо препятствующее этому взаимодействию.
«Удовольствие,— пишет Спиноза,— есть переход человека от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие есть переход человека от большего совершенства к меньшему» [50, с. 508]. Таким <