Спрос — это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.
Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде.
Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов:
1) эластичность спроса по цене. Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар:
,
где Q — количество товара;
Р — его цена;
ΔQ и ΔP — это изменения в объеме товара и его цене.
Формула может иметь другой вид:
ЕРD = %∆Q/ ∆%P,
где %∆Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,
∆%P - процентное изменение цены.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
E = 1 - спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
Факторы ценовой эластичности спроса:
- заменяемость. Чем больше предлагается заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него;
|
- удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него;
- предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен;
- фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длинее период времени для принятия решений).
2) эластичность спроса по доходу:
,
где I — это величина дохода;
I — это его соответствующие изменения. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара. Если:
EiD<0, то товар является товаром низшей категории, с ростом доходов спрос на такие товары снижается,
0<EiD<1, то товар является товаром первой необходимости,
EiD>1, то это товар высшей категории (товар длительного пользования или предмет роскоши),
EiD для многих товаров повседневного спросаприблизительно равен 1;
3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой:
,
где Х и Y — это два сравниваемых товара.
Формула может иметь другой вид:
Ex,y=%∆QX/ ∆%PY,
где %∆QX – процентное изменение спроса на товар Х,
∆%PY – процентное изменение цены на товар Y.
Ex,y>0, то X,Y являются взаимозаменяемыми,
|
Ex,y<0,то X,Y являются взаимодополняемыми.
Ex,y=0, то товарыX,Y индифферентны (независимы).
Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает.