Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Тематическое планирование учебного материала на 2017-2018 учебный год.
Предмет: Окружающий мир Класс 2А Учитель: Пахомова Н.П. Кол-во часов 2 ч. ( в неделю)
Программа: государственная: авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
Учебный комплекс для уч-ся: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир».
№№ уроков | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД | |
Как люди познают мир (15 ч.) | ||||||
О науке. Что такое наука. | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу. | Иметь представление, что такое наука. Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науки; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку. | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул. | ||
2. | О науке. Науки бывают разные. | Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы. | Иметь представления о науках: география, биология, психология, астрономия, история, экономика. Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук. | Задания по группам. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примерыразных наук. Рассказыват ь о наблюдениях, проведённых во время летних каникул над телами живой и неживой природы. | |
3. | О науке. Ученые России. Человек – изобретатель. | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу. | Знать имена, фамилии известных ученых России. Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, К. Циолковского, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. | |
4. | Экскурсия в лес. Сосновый бор д. Борок | Наблюдения явлений природы по сезонам года | Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (уметь договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. | |
5. | Экскурсия к водоему. Р. Уфтюга | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать отличительные признаки водоема. Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы. | Фронтальный опрос. | Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений | |
Как ученые изучают мир. | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать понятие «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты. | Фронтальный опрос | Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | ||
7. | Как ученые изучают мир. Практическая работа | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу и общество, самого себя. | Знать, что можно изучать с помощью опытов, а что с помощью наблюдений. Уметь рассказывать, чем опыт отличается от наблюдения; проводить простейшие опыты по плану. | Фронтальный опрос Практическая работа | Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. | |
8. | Умей видеть. | Наблюдение в природе, сравнение наблюдаемых объектов. | Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него информацию; анализировать рисунок и находить в нем ошибки в изображении живой природы. | Текст. Самостоятельная работа. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | |
Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность. | Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды; времени по часам), создание несложных моделей. | Знать правила заполнения дневника наблюдения. Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради; рассказывать о свойствах предметов окружающего мира; находить отличия в паре рисунков. | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | Составлять и заполнять дневник наблюдения. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | ||
Приборы и инструменты. | Создание несложных моделей. | Знать понятие «исследование», «приборы», «инструменты». Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности Луны, проводить простейшие наблюдения и исследования с помощью ручной лупы. | Работа в парах. | Самостоятельно проводить простейшие опыты. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | ||
Измерение температуры. | Измерение температуры. | Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра. Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра; сравнивать различные термометры (для измерения температуры воздуха, измерение температуры вод; измерение температуры тела человека); составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»;выполнять практическую работу с измерением температуры теплой и холодной воды. | Фронтальный опрос | Готовить устные сообщения о прогнозе погоды. Проводить наблюдения за погодой. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | ||
12. | Измерение времени. | Измерение температуры. Годовое движение Земли. Високосный год. | Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы»понятие «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках. Уметь называть части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время по часам; пользоваться часами. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности Пользоваться часами и рассказывать о строении часов. | |
13. | Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека. | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Знать понятие «библиотека», «информация», «словарь», «энциклопедия». Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой справочник; составлять рассказ на тему «Библиотека будущего». | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | |
14. | Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы. | Как люди познают мир. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, времени по часам), создание несложных моделей. | Знать понятия «символы», «знаки»; где изображаются символы. Уметь объяснять рисунки-пиктограммы; проверять свою работу по справочнику; объяснять, что изображают дорожные знаки; придумывать свои знаки- символы для обозначения наук. | Работа в парах, оформление опытов в тетради. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | |
15. | Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир». Тематическая к. р. | Как люди познают мир. | Знать понятие «искусство». Уметь называть профессии людей в области искусства; рассматривать репродукции; называть известных художников; составлять рассказ на заданную тему; отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий». Тематическая к/ р | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | |
Внеклассная деятельность уч-ся | Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | |||||
Мы живём на планете Земля (14 ч.) | ||||||
Что такое космос. | Форма и размеры Земли. | Знать, что такое космос; понятия «звезда», «Солнце». Уметь объяснять, что такое звезда; сравнивать звезды; проводить наблюдения за звездами вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. | Фронтальный опрос | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. | ||
Что такое космос. | Земля- планета. | Знать. Как отыскать Полярную звезду на ночном небе. Иметь представление о созвездиях. Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их. | Фронтальный опрос | Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. | ||
Солнечная система. Планеты. | Планеты Солнечной системы. Планеты Земной группы. | Знать понятие «планета», «орбита», «Солнечная система». Уметь называть все планеты Солнечной системы; определять размеры планет по рисунку; рассматривать и сравнивать изображение на рисунке планеты Солнечной системы; сравнивать планеты и звезду Солнце. | Самостоятельная работа. | Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. | ||
Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы. | Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая Медведица и малая Медведица. | Иметь представление о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах. Уметь называть отличительные признаки небесных тел (астероидов, комет, метеоритов); пользоваться справочником; сравнивать небесные тела. | Оформление заданий в таблицах, устный опрос. | Рассказывать, как изменялись состояние неба, о метеоритах, астероидах, кометах. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Голубая планета Земля. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. | Знать название нашей планеты. Уметь объяснять, почему нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру. | Устный опрос. | Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. Как человек познает природу, общество, самого себя. | Знать понятия «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора». Уметь рассказывать о том, как представляли Землю; по рисунку-схеме рассказывать о строении Земли; сравнивать строение Земли с вареным яйцом; выполнять книжку- самоделку «Солнечная система». | Самостоятельная работа. | Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Тематическая к/р Итоги наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. | Наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей. | Знать признаки осени. Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать) | Тематическая к/р Итоги наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. | Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. | ||
Спутник Земли - Луна. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. | Знать понятие «спутник Земли». Уметь сравнивать по размеру Солнце и Луну; пользоваться справочной литературой; называть отличительные признаки Луны; сочинить рассказ «Полет на Луну». | Устный опрос. | Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. | ||
Исследование космоса. | Как человек познает природу, общество, самого себя. | Знать, кто был первым космонавтом. Иметь представление о космических исследованиях. Уметь пользоваться справочной литературой; отвечать на вопросы; называть космонавтов; рассказывать, с чего начиналась космическая эра. | Фронтальный опрос | Придумывать истории на тему «Полёт на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. | ||
Что такое глобус. Практическая работа | Глобус. Океаны и материки. | Знать понятия «глобус», «океаны», «материки». Уметь называть известные модели; находить на глобусе материки и океаны, используя условное обозначение – цвет; выполнять практическую работу по плану, используя глобус; находить на глобусе столицу России- Москву, родной город. | Практическая работа. | Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой». | ||
Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли. | Знать глобус- модель Земли; что ось Земли- воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса; экватор; объяснять по рисунку смену дня и ночи; выполнять простейшие опыты по алгоритму; использовать книгу как источник информации. | Практическая работа. | Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой». | ||
Как изучали земной шар. Путешествия. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. | Знать понятие «география». Уметь работать со справочной литературой; сравнивать путешествия древних и современных людей; «совершать путешествие» по глобусу из Мурманска во Владивосток. | Дидактическая игра. | Самостоятельно проводить наблюдения за звёздами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. | ||
Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов. | Как человек познает природу, общество, самого себя. | Иметь представление о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен). Уметь объяснять в чем заключалась ошибка Колумбаикитин, Х. е о знаменитых путешественниках (А. утешествияой литературой; называть связи между сезонными изменениями в неживой и; Называть достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов. | Проверка знаний по теме «Мозаика заданий». | Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проектной деятельности | ||
Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов. Тематическая к/р Мы живём на планете «Земля | Как человек познает природу, общество, самого себя. | Иметь представление об исследовании глубин морей и океанов. Уметь рассказывать о первых приспособлениях для изучения подводного мира;; сравнивать батискаф и батисферу; называть морских обитателей. | Проверка знаний по теме «Мозаика заданий». Тематическая к/р Мы живём на планете «Земля | Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Находить дополнительную информацию о подводном мире. | ||
Внеклассная деятельность уч-ся | ||||||
Природа вокруг нас (23 +2 ч.) | ||||||
Тела и вещества. | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. | Знать понятия «тела природы», «изделия». Уметь называть неживые и живые тела природы; различать и называть тела природы и изделия; проводить примеры тел природы и изделий человека. | Устный опрос. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | ||
Тела и вещества. Что такое вещество. | Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное. | Знать, что такое вещество; состояние веществ (жидкое, твердое, газообразное). Уметь объяснять, чем вещество отличается от тела; проводить примеры веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях; определять, из чего изготовлены изделия, изображенные на рисунке; определять, какие изделия состоят из одного вещества(какие из двух и более веществ); пользоваться справочной литературой; приводить примеры тел, которые состоят из одного и того же вещества. | Устный опрос. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Об энергии. | Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре. | Знать понятие «энергия»; что все тела обладают энергией; значение солнечной энергии, электрической энергии. Уметь называть источники энергии; рассказывать, как используется различное топливо; рассказывать о значении солнечной энергии; рассказывать, как человек использует электрическую энергию; называть правила поведения при утечке газа и правила работы с электроприборами; проводить простейшие опыты. | Индивидуальный опрос. Практическая работа. | Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. | ||
Об энергии. От костра до котла. | Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре. | Иметь представление о развитии энергии «от костра до котла». Уметь сравнивать кирпичные и «водяные» печки (современные батареи); сравнивать горючий газ и каменный уголь как топливо. | Устный опрос. Работа в парах. | Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Свет и цвет. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Знать источники света; что свет распространяется по прямой. Уметь рассматривать рисунок-схему и называть источники света; проводить простейшие опыты по плану. Фиксировать результат и делать выводы; делить источники света на природные и созданные человеком; приводить примеры прозрачных и непрозрачных предметов; получать тени животных | Устный опрос. Работа в парах. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Оценивать свои достижения по усвоению знаний. | ||
Свет и цвет. Зеркала. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Знать устройство зеркал; что в зеркале правая и левая стороны меняются местами. Уметь сравнивать портрет и отражение человека в зеркале; читать зашифрованные записи с помощью зеркала; рассказывать, в каких приборах используются свойства зеркал. | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Оценивать свои достижения по усвоению знаний. | ||
Свет и цвет. Цвета радуги. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Знать цвета радуги. Иметь представление о составе солнечного и электрического цвета. Уметь называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (желтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета. | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. | ||
Свет и цвет. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты; пользоваться справочной литературой; называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (желтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. | ||
В мире звука. О звуке. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно. Иметь представление о том, что громко кричать опасно. Уметь проводить простейшие опыты по плану; сравнивать различные звуки; определять источники звука; воспроизводить заданные звуки. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
В мире звука. Веревочный телефон. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. | Уметь изготавливать веревочный телефон; применять на практике веревочный телефон; проводить простейшие опыты. | Изготовление верёвочного телефона. Практическая работа. | Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Изготавливать верёвочный телефон. | ||
В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке. | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. Личная гигиена. | Знать, что шум вредит здоровью. Уметь выполнять правила, чтобы избежать шума; сравнивать понятия «музыка» и «шум»; называть музыкальные произведения и музыкальные инструменты. | Работа в парах. | Объяснять причину вреда шума для здоровья человека. Рассказывать о музыкальных инструментах и произведениях. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
В мире камня. Коллекция камней. | Твердые, жидкие и газообразные вещества. | Знать понятие «коллекция»; природные камни (кремень, яшма, гранит, каменный уголь, мел, каменная соль, пемза, янтарь, песок, глина) и искусственные камни (фарфор, стекло, керамика, кирпич, бетон). Иметь представление о производстве стекла, фарфора, кирпича, бетона. Уметь производить примеры использования природных и искусственных камней из коллекции; называть съедобный камень коллекции. | Фронтальный опрос. | Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
В мире камня. Коллекция камней. | Твердые, жидкие и газообразные вещества. | Знать область применения природных и искусственных камней. Уметь работать со справочной литературой; рассказывать, что делают из фарфора, керамики; проводить простейшие опыты; сравнивать пемзу с губкой. | Творческая работа цветными материалами (рисунок на тему «Нам не нужна война») | Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. | ||
В мире камня. Камни- самоцветы. | Твердые, жидкие и газообразные вещества. | Знать название камней- самоцветов из коллекции (рубин, изумруд. Топаз, алмаз, сапфир). Уметь объяснять значение слова «драгоценный»; работать со справочной литературой; рассказывать о работе мастеров- ювелиров. | Индивидуальный опрос. | Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Тематическая к/р Итоги зимних наблюдений | Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей. | Знать признаки зимы. Уметь обобщать наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать) | Устный опрос. Тематическая к/р Итоги зимних наблюдений | Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Оценивать свои достижения по усвоению знаний | ||
В мире живой природы. На опушке. Экскурсия в смешанный лес около с. Бережное Проект «В мире живой природы» | Мир живой природы. Природное сообщество «Луг», «Опушка». Взаимосвязь растений и животных. | Знать, что называют окружающей средой; растительный и животный мир лесной опушки. Уметь находить ответы в тексте учебника; называть условия, необходимые для жизни растений и животных; называть растения; определять, к какой группе относятся данные растения; называть животных – обитателей лесной опушки; объяснять название растений; устанавливать причинно- следственные связи между растениями и насекомыми. | Самостоятельная работа. Проект «В мире живой природы» | Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. | ||
В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки. | Животные: разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. | Знать роль насекомых в природе; отличия бабочек от жуков. Уметь определять пользу (или вред), которые приносят насекомые природе; называть и узнавать бабочек (крапивница. павлиный глаз, перламутровка); сравнивать бабочек; объяснять, почему нельзя ловить бабочек; называть и узнавать жуков (майский жук, божья коровка, бронзовка); сравнивать внешний вид жуков; узнавать о жизни бабочек и жуков из книг и рассказов взрослых. | Работа в парах. | Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. | ||
В мире живой природы. В березовой роще. | Мир живой природы. Природное сообщество «Берёзовая роща». Взаимосвязь растений и животных. | Знать и уметь объяснять термины «светолюбивое», «тенелюбивое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое»; растительный и животный мир березовой рощи. Уметь описывать березу; объяснять, почему в березовом лесу растут такие же травянистые растения, как и на опушке; описывать окружающую с |