Оздоровительная программа
г. Ярославль
Содержание
1. Актуальность оздоровительной программы___________________________________________3
2. Концепция программы____________________________________________________________4
3. Нормативно - правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ___________________________________________________________________________6
4. Программно - методическое обеспечениепрограммы__________________________________8
5. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ_______________________________10
6. Мониторинг оздоровительной программы___________________________________________15
7. Модель двигательного режима детей 3-7 лет_________________________________________16
Актуальность оздоровительной программы
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач государственной политики нашей страны, которая отражена в нормативно-правовых документах. Это законы РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации»; указы президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации».
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма. В Конвенции по правам ребенка отражены его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Дошкольный возраст – тот возраст, когда формируется основа здоровья на все последующие годы. По данным статистики, дети четырех лет имеют до 3 нарушений в здоровье, а к шести годам – уже 4-5 нарушений (пока функциональные). Ухудшение состояния здоровья, рост количества часто и длительно болеющих детей, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья, вызывает обеспокоенность у педагогов, медиков, других специалистов и ставит эти проблемы в ряд приоритетных.
|
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
|
Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.
Цель программы.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
Задачи программы:
1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.
|
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.
Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Данная оздоровительная программа реализуется посредством здоровьесберегающих технологий. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении:
ü медико-профилактические;
ü физкультурно-оздоровительные;
ü технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
ü здоровьесберегающие образовательные технологии.
Составляющие элементы медико-профилактических технологий:
· организация мониторинга здоровья дошкольников;
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
· контроль за физическим развитием дошкольников;
· закаливание;
· организация профилактических мероприятий в детском саду;
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:
· развитие физических качеств, двигательной активности;
· становление физической культуры дошкольников;
· дыхательная гимнастика;
· массаж и самомассаж;
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
· профилактика зрения.
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.
Технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка:
· в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
· эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
· к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.
Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Нормативно - правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база.Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ:
· Закон «Об образовании»;
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
· Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
· Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
· Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;
· Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
· Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00;
· Устав образовательного учреждения.
Программно-методическое обеспечениездоровьесберегающей деятельности включает в себя:
Методическое сопровождение медико-профилактической деятельности:
· организация мониторинга здоровья дошкольников (Приказа Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»);
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья («Настольная книга медицинской сестры детского сада» В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткина, С.М. Чечельницкая);
· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста (СанПиН 2.4.1.3049-13);
· контроль за физическим развитием дошкольников (оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой) проводится в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказом Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов» и Методическими рекомендациями «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
· организация профилактических мероприятий (СанПиН 2.4.1.3049-13);
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности:
· развитие физических качеств, двигательной активности (комплекс физических упражнений и подвижных игр);
· дыхательная гимнастика
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
· профилактика зрения
Методическое сопровождение здоровьесберегающей образовательной деятельности:
· Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ с использованием материалов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»);
· Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ).
Оздоровительная программа, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Программно - методическое обеспечениепрограммы
Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» авторы Н.К.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом ДОУ. В основе данного планирования лежит программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.