Нормативно - правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ




Оздоровительная программа

 

 

г. Ярославль

 

Содержание

1. Актуальность оздоровительной программы___________________________________________3

2. Концепция программы____________________________________________________________4

3. Нормативно - правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ___________________________________________________________________________6

4. Программно - методическое обеспечениепрограммы__________________________________8

5. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ_______________________________10

6. Мониторинг оздоровительной программы___________________________________________15

7. Модель двигательного режима детей 3-7 лет_________________________________________16

Актуальность оздоровительной программы

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач государственной политики нашей страны, которая отражена в нормативно-правовых документах. Это законы РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации»; указы президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации».

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма. В Конвенции по правам ребенка отражены его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Дошкольный возраст – тот возраст, когда формируется основа здоровья на все последующие годы. По данным статистики, дети четырех лет имеют до 3 нарушений в здоровье, а к шести годам – уже 4-5 нарушений (пока функциональные). Ухудшение состояния здоровья, рост количества часто и длительно болеющих детей, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья, вызывает обеспокоенность у педагогов, медиков, других специалистов и ставит эти проблемы в ряд приоритетных.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы.

 

Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

Цель программы.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Задачи программы:

1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.

2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.

3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.

4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная оздоровительная программа реализуется посредством здоровьесберегающих технологий. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении:

ü медико-профилактические;

ü физкультурно-оздоровительные;

ü технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

ü здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

· организация мониторинга здоровья дошкольников;

· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

· контроль за физическим развитием дошкольников;

· закаливание;

· организация профилактических мероприятий в детском саду;

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;

· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

· развитие физических качеств, двигательной активности;

· становление физической культуры дошкольников;

· дыхательная гимнастика;

· массаж и самомассаж;

· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

· профилактика зрения.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения

социально-психологического благополучия ребенка:

· в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;

· эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

· к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Нормативно - правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база.Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ:

· Закон «Об образовании»;

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;

· Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;

· Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;

· Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;

· Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);

· Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00;

· Устав образовательного учреждения.

 

Программно-методическое обеспечениездоровьесберегающей деятельности включает в себя:

Методическое сопровождение медико-профилактической деятельности:

· организация мониторинга здоровья дошкольников (Приказа Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»);

· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья («Настольная книга медицинской сестры детского сада» В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткина, С.М. Чечельницкая);

· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста (СанПиН 2.4.1.3049-13);

· контроль за физическим развитием дошкольников (оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой) проводится в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказом Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов» и Методическими рекомендациями «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);

· организация профилактических мероприятий (СанПиН 2.4.1.3049-13);

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности:

· развитие физических качеств, двигательной активности (комплекс физических упражнений и подвижных игр);

· дыхательная гимнастика

· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки

· профилактика зрения

Методическое сопровождение здоровьесберегающей образовательной деятельности:

· Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ с использованием материалов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»);

· Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ).

Оздоровительная программа, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Программно - методическое обеспечениепрограммы

Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» авторы Н.К.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом ДОУ. В основе данного планирования лежит программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: