Воспитательно-образовательное направление




Организация рациональной двигательной активности детей

 

Забота о здоровье детей в нашем ДОО складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
  • повышению физической работоспособности
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития
  • повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
  6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • физкультурные досуги, праздники и развлечения

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ

- преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливо­сти как наиболее ценного оздоровительного качества

- использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях

 

Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни

Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы:

· с детьми, как режимные моменты, физкультурные занятия, закаливающие процедуры после дневного сна, организацию и проведение дней здоровья (1 раз в квартал);

· с родителями, как тематические родительские собрания, совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т.п.), консультации специалистов (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ).

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:

  • ознакомительный - проводится изучение состояния здоровья ребенка;
  • этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
  • этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
  • итоговый - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.

Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

· фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

· создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

· организацию игровой деятельности детей;

· индивидуальную коррекционную работу с детьми учителей-логопедов.

 

Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

· обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,

· создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

 

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

· анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

· ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

· гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

· постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

· использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

· создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

· психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации)

 

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преду­преждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

· диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности де­тей, использование проективных методик;

· обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);

· подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;

· обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);

· организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;

· создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;

· формирование культуры общения детей;

· проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;

· рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: