Что надо делать в ВУЗе чтобы развивалась инновационная деятельность?




Рассмотрим научную работу в Университете. Проведение эффективной научной работы в настоящее время является неотъемлемым цементом работы любого ВУЗа. Особенно актуальной эта работа ста­новится в наше время, время глобального развития всех отраслей нау­ки и техники, ускорения технического прогресса, огромного влияния достижений науки на все стороны человеческой жизни, сплошной компьютеризации жизни человека. В современном учебном заведении в обязательном порядке должна вестись научная работа, это позволяет значительно улучшить качество подготовки специалистов, даст воз­можность подготовки большого количества научных работников, повышает конкурентоспособность выпускников и т.п.

Если в старой системе основная научная работа выполнялась отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами(НИИ), то сейчас ситуация изменилась. В настоящее время отрас­ли промышленности как таковых нет, предприятия в основном частные, роль министерства уменьшилась, они в основном выполняют координатирующие функции и практически перестали выполнять функции распределения ресурсов. Отраслевые и академические НИИ сейчас работают в основном в области постоянных и долговременных научных направлений, занимаются фундаментальными исследованиями. Значительную долю прикладных научных поисковых исследований должны взять на себя Университеты. Во всем мире основными центрами науки становятся ВУЗы (Массачусетский, Гарвардский университеты в США, Оксфорд, Кембридж в Великобритании, МГУ в России и т.д.).А также частные компании должны боле активно заниматься иновационными исследованиями, создавать в своей структуре научные центры, что позволит им быстро разрабатывать и внедрять новые наукоемкие разработки, что будет повышать конкурентоспособность их продукции.

Заслуживает критики старая система оценки уровня научных кадров. Старая система подготовки научных кадров, созданная еще зри старой командно- административной системе хозяйствования, уже нe соответствует новым реалиям жизни. Основной недостаток старой системы это ориентация молодого ученого на получение ученого зва­ния - кандидата и доктора наук. Причем приоритеты расставлялись так, что считалось, что получение звания это есть конечный пункт движения. Все это привело к тому, что научные работы писались только с целью получения ученого звания, практическая значимость работ падала, темы, работ были оторваны от практических потребностей производства Создалась парадоксальная ситуация,огромный контингент остепененных преподавателей,а научных разработок, которые можно было бы внедрить в практику очень мало.

Необходимо менять систему оценки научных кадров, что сейчас и проводится в ВУЗах. Это новые ученые звания магистр и доктор философии PhD. Новая концепция оценки предполагает, что присвоение этих званий является только началом научного восхождения ученого, это только показатель его потенциальных возможностей, которые должны открыться в будущем, то есть здесь получение ученого звания это только начало научного движения. Этому будет способствовать система цитирования, которая начала действовать с начала 2006 г. Работа системы заключается в простановке рейтинга ученого посред­ством определения количества ссылок на труды ученого в публикаци­ях других исследователей. При такой системе ученый должен посто­янно доказывать свою состоятельность, он не должен жить только за счет своих старых достижений. Здесь в полной мере реализуется принцип достижения качества в постоянном улучшении.

Для подъема научной работы необходимо обеспечит ВУЗы соответствующей материальной базой — оборудованием,помещениями, кадрами и т.д.

Важным элементом научной работы ВУЗа является патентно-лицензионная работа. Результаты научной работы необходимо коммерциализировать, научные идеи во всем мире являются дорогостоя­щим товаром, его необходимо грамотно уметь продавать. ВУЗ обязан уметь защитить свои научные достижения, уметь зарабатывать деньги на науке для возможности финансировать дальнейшие исследования, подъема своего научного престижа, привлечения в свои стены грамот­ных перспективных специалистов и талантливой молодежи, поддер­жания своей материальной базы на высоком уровне. Для технического ВУЗа патентная работа особенно актуальна, выдвижение передовых оригинальных технических идей на уровне изобретений является важ­нейшим критерием уровня научной работы в ВУЗе.

Очень важным показателем качества работы ВУЗа является создание и издание собственных учебников и пособий. Современная док­трина образования предопределяет разнообразие учебного материала, создание соревновательности между авторами учебников, также быстрый темп развития науки и техники требует достаточной частой замены в модернизации учебной литературы, особенно по нормативным предметам. ВУЗ который может создавать и издавать собственную учебную литературу имеет большое конкурентное преимущество, так как понятно, что его преподаватели имеют очень высокий профес­сиональный уровень и опыт. Новая система обучения предполагает издание и распространение учебно - методических комплексов (УМК) УМК представляет из себя учебное пособие по предмету, включающего в себя всю основную информацию по нему - это лекционный материал, практические задания, тестовые вопросы, программу курса задания и методические рекомендации по самостоятельной ра­боте. В свое время такие пособия использовались в основном на заочной форме обучения. Внедрение УМК очень полезно, тем более что достаточно большой объем изучения материала студент должен выполнять самостоятельно. Вопрос только в том, чтобы грамотно уметь составить УМК.

Чрезвычайно важным является вопрос уровня внедрения современных информационных технологий в работу ВУЗа. Компьютериза­ция должна охватывать как учебный процесс, так и внутреннюю деятельность организации. Здесь следует отметить, что использование современных информационных технологий не означает простое насы­щение ВУЗа компьютерами, подключенными к сети Интернет. Ин­формационные технологии эго переход на электронную систему доку­ментации, издание электронных учебников и пособий, дистанционное обучение, овладение алгоритмическими языками и их применение в учебном процессе и научно- исследовательской работе, работа с гра­фическими пакетами и проектирование с их применением, работа с электронными базами данных и т.д.

Для внедрения системы качества очень важно иметь конкурент­ную среду среди самих ВУЗов. ВУЗы должны бороться за своего кли­ента- абитуриента. Только в такой борьбе рождается качество, появля­лся стимул повышать уровень своего ВУЗа, его привлекательность и конкурентоспособность. Для создания условий конкуренции очень важно иметь систему оценки ВУЗов по рейтингам, чтобы заказчик всегда мог,получить объективную оценку по итересующему его ВУЗу, а инвесторы знали, какому ВУЗу лучше доверилть свои средства Эту задачу должна решать система добровольной независимой сертификации выпускников ВУЗов, например такая, которую применяют в США.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: