Рассмотрим научную работу в Университете. Проведение эффективной научной работы в настоящее время является неотъемлемым цементом работы любого ВУЗа. Особенно актуальной эта работа становится в наше время, время глобального развития всех отраслей науки и техники, ускорения технического прогресса, огромного влияния достижений науки на все стороны человеческой жизни, сплошной компьютеризации жизни человека. В современном учебном заведении в обязательном порядке должна вестись научная работа, это позволяет значительно улучшить качество подготовки специалистов, даст возможность подготовки большого количества научных работников, повышает конкурентоспособность выпускников и т.п.
Если в старой системе основная научная работа выполнялась отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами(НИИ), то сейчас ситуация изменилась. В настоящее время отрасли промышленности как таковых нет, предприятия в основном частные, роль министерства уменьшилась, они в основном выполняют координатирующие функции и практически перестали выполнять функции распределения ресурсов. Отраслевые и академические НИИ сейчас работают в основном в области постоянных и долговременных научных направлений, занимаются фундаментальными исследованиями. Значительную долю прикладных научных поисковых исследований должны взять на себя Университеты. Во всем мире основными центрами науки становятся ВУЗы (Массачусетский, Гарвардский университеты в США, Оксфорд, Кембридж в Великобритании, МГУ в России и т.д.).А также частные компании должны боле активно заниматься иновационными исследованиями, создавать в своей структуре научные центры, что позволит им быстро разрабатывать и внедрять новые наукоемкие разработки, что будет повышать конкурентоспособность их продукции.
|
Заслуживает критики старая система оценки уровня научных кадров. Старая система подготовки научных кадров, созданная еще зри старой командно- административной системе хозяйствования, уже нe соответствует новым реалиям жизни. Основной недостаток старой системы это ориентация молодого ученого на получение ученого звания - кандидата и доктора наук. Причем приоритеты расставлялись так, что считалось, что получение звания это есть конечный пункт движения. Все это привело к тому, что научные работы писались только с целью получения ученого звания, практическая значимость работ падала, темы, работ были оторваны от практических потребностей производства Создалась парадоксальная ситуация,огромный контингент остепененных преподавателей,а научных разработок, которые можно было бы внедрить в практику очень мало.
Необходимо менять систему оценки научных кадров, что сейчас и проводится в ВУЗах. Это новые ученые звания магистр и доктор философии PhD. Новая концепция оценки предполагает, что присвоение этих званий является только началом научного восхождения ученого, это только показатель его потенциальных возможностей, которые должны открыться в будущем, то есть здесь получение ученого звания это только начало научного движения. Этому будет способствовать система цитирования, которая начала действовать с начала 2006 г. Работа системы заключается в простановке рейтинга ученого посредством определения количества ссылок на труды ученого в публикациях других исследователей. При такой системе ученый должен постоянно доказывать свою состоятельность, он не должен жить только за счет своих старых достижений. Здесь в полной мере реализуется принцип достижения качества в постоянном улучшении.
|
Для подъема научной работы необходимо обеспечит ВУЗы соответствующей материальной базой — оборудованием,помещениями, кадрами и т.д.
Важным элементом научной работы ВУЗа является патентно-лицензионная работа. Результаты научной работы необходимо коммерциализировать, научные идеи во всем мире являются дорогостоящим товаром, его необходимо грамотно уметь продавать. ВУЗ обязан уметь защитить свои научные достижения, уметь зарабатывать деньги на науке для возможности финансировать дальнейшие исследования, подъема своего научного престижа, привлечения в свои стены грамотных перспективных специалистов и талантливой молодежи, поддержания своей материальной базы на высоком уровне. Для технического ВУЗа патентная работа особенно актуальна, выдвижение передовых оригинальных технических идей на уровне изобретений является важнейшим критерием уровня научной работы в ВУЗе.
Очень важным показателем качества работы ВУЗа является создание и издание собственных учебников и пособий. Современная доктрина образования предопределяет разнообразие учебного материала, создание соревновательности между авторами учебников, также быстрый темп развития науки и техники требует достаточной частой замены в модернизации учебной литературы, особенно по нормативным предметам. ВУЗ который может создавать и издавать собственную учебную литературу имеет большое конкурентное преимущество, так как понятно, что его преподаватели имеют очень высокий профессиональный уровень и опыт. Новая система обучения предполагает издание и распространение учебно - методических комплексов (УМК) УМК представляет из себя учебное пособие по предмету, включающего в себя всю основную информацию по нему - это лекционный материал, практические задания, тестовые вопросы, программу курса задания и методические рекомендации по самостоятельной работе. В свое время такие пособия использовались в основном на заочной форме обучения. Внедрение УМК очень полезно, тем более что достаточно большой объем изучения материала студент должен выполнять самостоятельно. Вопрос только в том, чтобы грамотно уметь составить УМК.
|
Чрезвычайно важным является вопрос уровня внедрения современных информационных технологий в работу ВУЗа. Компьютеризация должна охватывать как учебный процесс, так и внутреннюю деятельность организации. Здесь следует отметить, что использование современных информационных технологий не означает простое насыщение ВУЗа компьютерами, подключенными к сети Интернет. Информационные технологии эго переход на электронную систему документации, издание электронных учебников и пособий, дистанционное обучение, овладение алгоритмическими языками и их применение в учебном процессе и научно- исследовательской работе, работа с графическими пакетами и проектирование с их применением, работа с электронными базами данных и т.д.
Для внедрения системы качества очень важно иметь конкурентную среду среди самих ВУЗов. ВУЗы должны бороться за своего клиента- абитуриента. Только в такой борьбе рождается качество, появлялся стимул повышать уровень своего ВУЗа, его привлекательность и конкурентоспособность. Для создания условий конкуренции очень важно иметь систему оценки ВУЗов по рейтингам, чтобы заказчик всегда мог,получить объективную оценку по итересующему его ВУЗу, а инвесторы знали, какому ВУЗу лучше доверилть свои средства Эту задачу должна решать система добровольной независимой сертификации выпускников ВУЗов, например такая, которую применяют в США.