Решающим фактором инновационного развития стран, наличие грамотных подготовленных активных людей,способных и желающих создавать инновационные продукты. Подготовка спецалистов для работы в промышленности, сфере услуг, науке происходит в Высших учебных заведениях (ВУЗ).
В системе работы ВУЗов происходят большие изменения В частности происходит внедрение кредитной системы обучения Это в первую очередь трехуровневая система обучения: бакалавр- магистр- доктор PhD, применение кредитной системы обучения в ВУЗе. Данные новшества значительно отличаются от старых методов обучения. В основе старых методов обучения находилась система вертикального управления Ф. Тейлора. В чем ее основные признаки, применительно к учебному заведению.
1. Жесткая иерархия управления, вертикальная подчиненность.
2. Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения.
3. Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.
4. Каждый элемент процесса обучения выполняет свою определенную функцию, предписанную вышестоящим руководством, малейшее отклонение от предписанного маршрута наказывается.
5. Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения, его дело выполнять указания руководства и беспрекословно
подчиняться ему.
6. Научная работа рассматривается как отдельный сегмент процесса, состыковка которого с учебным процессом эпизодическаяя. Имеется достаточно заметное расчленение между работниками занимающимися обучением и работниками, проводящими научную работу.
Положительные моменты этой системы -это в первую очередь стабильность и фундаментальность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана, процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед.
|
Отрицательные моменты - здесь присутствуют все негативные признаки системы Тейлора: контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня До экзамена), разобщенность структур высшего учебного заведения, слабая заинтересованность студентов к качественной учебе, воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения, внушение студенту мысли, что его дело только выполнять указания начальников- преподавателей и не вмешиваться в процесс управления процессом и т.д.
В последнее время ставка сделана на внедрение системы кредитного обучения. Эта система как раз основана на современных принципах системы менеджмента качества, принципах Деминга. В чем ее особенность. Это ориентация на потребителя - студента, которому лается возможность влиять на процесс своего обучения,упор на профилактику качества обучения - за объектом оказания услуги - студентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости. постоянное улучшение - ВУЗы поставлены в условия конкуренции между собой, они должны постоянно учитывать требования рынка потребления специалистов. Это стимулирует постоянное обновление учебных программ, проведение реальной научной работы, постоянное изучение потребностей производства и решение его проблем. При кредитной системе обучения сделана попытка осознанного вовлечения студента, как исполнителя, в процесс работы, здесь отказываются от постоянного давления на студента, принуждения его хорошо учиться. Студент должен сам понять, что хорошая учеба это залог его будущего, что он учиться для самого себя, для своей успешной жизни. Здесь полностью проявляется принцип Деминга в глубокой мотивации человека хорошо выполнять свою работу, без понукания и угроз.
|
Вокруг кредитной системы ведется много споров, некоторые преподаватели считают, что она ухудшает качество образования понижает фундаментальность даваемых знаний. В чем то эти замечания справедливы, но в общем кредитная система прогрессивна, но она требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента, частой смены условий работы для лучшей адаптивности к условиям рынка труда, и к этому готовы еще не все. Также эта система дает большие права студенту, как основному элементе процесса (потребитель главная фигура), к этому готовы не все как студенты, которые достаточно робко начинают выдвигать свои требования, так и преподаватели, которые не пивыкли, что студент может высказывать свои требования, критиковать работу преподавателя и администрации. Кредитная система более требовательна к преподавателям, требует от них большего напряжения, отслеживания успеваемости каждого студента во время обучения (балльная система), более дифференцированной оценки каждого студента.
Расширение прав студента эта основное концептуальное достижение кредитной системы обучения. Здесь реализуется основной принцип современной доктрины достижения качества – интересы потребителя самые главные, все действия системы направлены, чтобы потребитель был доволен.
|
Что хочет современный потребитель сферы образования – студент и его близкие: он хочет после окончания учебы получить интересную стабильную работу, материальное благополучие хороший коллектив коллег по работе и т.п. Что хотят фирмы и организации - получить грамотного энергичного работника. Кредитная система в значительной мере позволяет реализовать эти требования.
В первую очередь она обладает гибкостью выбора получаемой информации и знаний в ВУЗе, что дает возможность студент)' изучать интересные для него дисциплины, самому формировать свой информационный багаж специалиста, также в будущем это поможет получать разносторонних специалистов, что позволит им нс толкаться на рынке труда, а занимать каждый свою нишу. Проявление самостоятельности уже на первых курсах обучения вырабатывает в учащихся самостоятельность, ответственность за свои действия, понимание, что он уже взрослый человек, который сам может формировать свою жизнь по своему усмотрению. Для оказания помощи студенту в выборе траектории обучения, ориентации в учебном процессе создана служба эдвайзеров- консультантов, которые должны давать им советы, разъяснятъ непонятные вопросы организации его учебы. В данном вопросе находится основное отличие новой системы обучения от старой. Старая система нацелена на максимальную информатизацию студента, он должен обладать большим объемом знаний, но какие знания, в каком объеме решает не он, решает руководство ВУЗа, министерства. Молодой специалист, выходя из ВУЗа, имел значительные профессиональные знания, но не имел навыков принятия самостоятельных решений, ответственности за свои действия. Кредитная система на первое место ставит развитие самое самостоятельности, смелости принятия собственных решений, но по уровню получения информации она не уступает старой системе.
В современном мире необходимы в первую очередь самостоятельность, смелость в мышлении, быстрая адаптация к новым условиям, которые меняются достаточно часто, отсюда способность спкциалиста к самостоятельному мышлению становится основополагающим качеством, которое требует нынешнее производство и бизнес.
Второе, что реализуется в кредитной системе, это влияние потреобтеля-студента на процесс оибучения. Мнение студента значительно влияет на положение преподавателя. Студент может выбирать преподавателя, откатываясь от услуг того, который по его мнению дает не качественные знания, имеет плохие педагогические навыки, не может найти контакта с аудиторией и т.п Такая постановка вопроса будет заставлять преподавателя постоянно держать себя в форме, повышать свой уровень как педагога, постоянно повышать свои профессиональные знания. Не надо бояться, что такая система приведет к расцвету слабых малотребовательных преподавателей, которые ничего не будут требовать с учащихся, будут подходить к ним с заниженными требованиями, потакать их капризам. Основная масса студентов люди не тупые, они понимают, что качественное образование залог их будущей успешной жизни, и они всегда отличат и выделят настоящего педагога, общение с которым принесет нм огромную пользу. Также мнение студентов является не единственным для формирования мнения о преподавателе, здесь учитываются его научные достижения мнение руководства, коллег по работе и т.д. то есть критерий опенки должен быть комплексным. Правда следует отметить, что по положение кредитной системы пока внедряется не везде, не все ВУЗы пока могут себе позволить иметь двух параллельных преподавателей или быстро заменять преподавателя.
Третьим несомненным достоинством кредитной системы является деление процесса обучения от процесса оценки результата обучения. Пре подаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию. Такая система более объективная и честная, здесь отсутствует фактор субъективной симпатии или наоборот антипатии преподавателя, его настроения во время экзамена. желания искусственно завысить или наоборот занизить оценки и т.д.