В.И. Ленин. «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса»




 

По настоящему соединить научный социализм с практикой рабочего движения удалось Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину (1870—1924). Его теоретическая и практическая деятельность положила начало новому — ленинскому этапу в развитии марксизма. Как в свое время марксизм, родившийся в Германии, теоретически обобщил ход мировой истории, так и ленинизм, родиной которого является Россия, опирался на глубокое изучение опыта международного пролетарского движения, исторического развития многих народов мира, прежде всего — нашей страны. В частности, многие страницы биографии В. И. Ленина связаны с историей Украины.

С детства В. И. Ленин воспитывался в атмосфере глубокого уважения к истории украинского народа, к творческим достижениям его культуры. Одним из самых любимых литературных героев Володи Ульянова в детские годы был Тарас Бульба из повести Н. В. Гоголя. Знал уже тогда он биографию и произведения Т. Г. Шевченко. Запрещенные царизмом рукописные списки этих произведений распространялись в марксистских кружках Казани, участником которых стал В. И. Ленин.

Несостоятельность либерально-народнических представлений о путях исторического развития России В. И. Ленин доказывал в своих трудах, опираясь на анализ состояния сельского хозяйства и промышленности в украинских губерниях. Написанная В. И. Лениным в 1894 г. работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» в том же году была впервые тайно перепечатана на Украине. А после она много раз перепечатывалась и распространялась в Киеве, Харькове, Херсоне и других городах.

После переезда в Петербург В.И. Ленин сблизился с группой студентов-марксистов. Среди них было немало украинцев, в частности, П.К. Запорожец, братья Радченко и другие. Они стали активными соратниками Ленина в созданном им в 1895 г. петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». По поручению этой марксистской революционной организации, явившейся зачатком будущей Коммунистической партии, для связи с марксистами, работавшими на Украине, специально выезжала член петербургского «Союза борьбы» Н.К. Крупская. В Полтаве она провела совещание с местными и киевскими марксистами и договорилась с ними о созыве первого съезда партии.

Но В.И. Ленина и многих других членов петербургского «Союза борьбы» к тому времени уже арестовали царские власти. При обыске у арестованных нашли социал-демократические прокламации и нелегальную литературу, рукописи, среди них написанные В. И. Лениным статьи для первого номера «Рабочей газеты», готовившегося к печати, а также Рукопись антицаристской поэмы Т. Г. Шевченко «Сон».

Арестованным руководителям, рядовым участникам петербургского «Союза борьбы» охранники царизма запретили проживать в столице и сослали их в разные места Российской империи.

Под влиянием ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» такие союзы создавались и на Украине. Так, сосланный в Екатеринослав рабочий И.В. Бабушкин — участник петербургского «Союза борьбы» — создал и там такую же организацию в 1897 г. В этом ему оказал помощь интеллигент-марксист И.X. Лалаянц, приехавший по совету В.И. Ленина в Екатеринослав для расширения революционного движения рабочих. Под влиянием И. В. Бабушкина на путь революционера стал рабочий-слесарь Брянского завода в Екатеринославе — Г.И. Петровский. В том же 1897 г. объединились в «Союз борьбы» социал-демократические кружки и группы Киева. Возглавили киевский «Союз борьбы» марксисты из интеллигентной среды, активные агитаторы рабочих масс Б. Л. Эйдельман, П.Л. Тучапский, В.Г.Крижановская и другие. Объединенными усилиями рабочих кружков Киева была создана подпольная типография, в которой печатали газету «Вперёд», листовки.

Екатеринославский и киевский «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» установили постоянные революционные связи с петербургским «Союзом борьбы» и социал-демократическими организациями в других городах. По примеру петербургского «Союза борьбы» они организовывали рабочие забастовки, принимали в них активное участие.

Члены «Союза борьбы» сами писали, нелегально печатали и распространяли на заводах и фабриках агитационные прокламации против эксплуатации рабочих и произвола царского режима. Они принимали активное участие в самой организации забастовок. Киевский «Союз борьбы» начал издавать общероссийскую «Рабочую газету». Узнав об этом, В. И. Ленин, находившийся в ссылке, горячо поддержал это мероприятие. Он считал, что печатный орган будет содействовать объединению социал-демократических организаций во всей стране в единую социал-демократическую партию. Создание такой партии провозгласил I съезд РСДРП, состоявшийся в 1898 г. в Минске. Среди его делегатов были и представители «Союзов борьбы» Киева и Екатеринослава.

Таким образом, с середины 90-х годов XIX в. начался пролетарский период революционного движения, в котором главной силой освободительной борьбы стал самый революционный класс — пролетариат.


Развитие культуры

Просвещение и наука

 

На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые народ назвал «церковными духобойнями». Их задача состояла в том, чтобы воспитывать преданность царизму и любовь к церкви.

Даже по официальным данным переписи 1897 г. неграмотность населения Украины была массовым явлением. Из каждых 100 человек от 72 до 85 были совсем неграмотными. Особенной запущенностью просвещения трудящихся отличались западноукраинские земли под властью Австро-Венгрии. В отдельных уездах (особенно горных) господствовала сплошная неграмотность простых людей.

Увеличение количества средних учебных заведений (гимназий, реальных и коммерческих училищ), а также открытие университетов в Одессе и Черновцах, политехнических институтов в Киеве и Львове, ряда других институтов и академий не изменило коренным образом состояния дел в народном образовании, поскольку доступ в них для детей рабочих и крестьян был практически закрыт. Только отдельным лицам из среды трудящихся удавалось поступить в средние и высшие учебные заведения.

На Украине работало много выдающихся ученых. В 1896 г. в Одессе И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея основали первую отечественную бактериологическую станцию и с успехом начали применять предупредительные вакцины и сыворотки для лечения людей и животных от чумы, холеры, тифа и других инфекционных болезней. Вместе с тем из-за общих недостатков в медицинском обслуживании населения (один врач приходился на 8 тыс. человек) от периодических эпидемий умирали десятки тысяч людей. Чтобы разрядить возмущение масс, царские власти в союзе с невеждами от науки развернули травлю одесских новаторов за, будто бы «бактериологический фанатизм». Они даже пошли на провокацию: тайно отравили большое стадо овец, которым накануне сделали предупредительную прививку. И.И. Мечников вынужден был оставить Родину, и переехал в Париж. Работая там, в Пастеровском научно-исследовательском институте, он вскоре удостоился высшей мировой научной награды — Нобелевской премии за выдающиеся достижения в совсем новой области биологии и медицины — иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний).

На развитие химических исследований на Украине значительное влияние имела деятельность великого русского ученого Д.И. Менделеева. С его личной помощью в конце XIX в. был открыт Киевский политехнический институт, который стал одним из ведущих центров подготовки кадров инженеров для разных областей промышленности. Обучать студентов основам физической химии первым в мире начал в Харьковском университете профессор Н.Н. Бекетов.

Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний сыграли самодеятельные научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе. Объединенные в них научные работники занимались изучением проблем естествознания, математики, агрономии, истории и ряда других наук. Многоотраслевую организацию такого же типа — Научное общество им. Т.Г. Шевченко — образовали ученые во Львове. В этом обществе были математическо-естественно-медицинская, филологическая и историко-философская секции.

С конца XIX в. общество возглавил М.С. Грушевский. В это время он начал готовить и периодически том за томом выпускать в свет свой труд «История Украины-Руси». Она и до сих пор остается самым подробным изложением истории Украины с древнейших времен до середины XVII в. Вместе с тем автор не избежал односторонности в освещении исторических событий, поскольку основывался на ошибочных националистических убеждениях, будто бы украинский народ всегда был одним целым, не знал разделения на классы, не имел своей национальной буржуазии, развивался отдельно от русского и других братских народов нашей страны. Единство украинского и русского исторических процессов, борьба народных масс Украины за свое национальное и социальное освобождение, развитие феодально-крепостнических отношений, социальное расслоение среди казачества — все эти вопросы нашли отображение в трудах историков А.М. Лазаревского, А.Я. Ефименко, Д.И. Багалея. В конце XIX в. начал широкие исследования истории запорожского казачества историк Д.И. Яворницкий.

Развитие литературы

 

Украинская литература на рубеже XIX—XX вв. достигла художественной зрелости. Взгляды Т.Г. Шевченко на назначение прогрессивного реалистического искусства, его роль в осуществлении революционно освободительных стремлений трудящихся были развиты дальше в творчестве И.Я. Франко, П.А. Грабовского, М.М. Коцюбинского, Леси Украинки. Герои их произведений стремятся изменить социальные условия, ищут пути к революционному преобразованию в стране.

И.Я. Франко — писатель широкого творческого диапазона, автор стихов и поэм, рассказов и повестей, драматургических произведений. Он первый в украинской литературе в своих прозаических произведениях «Борислав смеется», «Бориславские рассказы» и других показал капиталистическую эксплуатацию рабочих и их классовую борьбу. Все творчество Франко проникнуто непреклонной верой в грядущую социальную революцию, которая покончит с эксплуататорским строем. В стихотворении «Гимн» («Вечный революционер») поэт пламенно призывал трудящихся

Не ридать, а добувати

Хоч синам, як не собі,

Кращу долю в боротьбі.

Много сделал Франко и для популяризации классической русской и западноевропейской литератур. Из славянских литератур наиболее пропагандировал в своих статьях творчество современных ему демократов, польских писателей М. Конопницкой, Э. Ожешко, Б. Пруса. Критически отнесясь к поэме А. Мицкевича «Конрад Валленрод» за восхваление польской шляхты, Франко вместе с тем очень высоко ценил творческое наследие великого польского поэта, перевел на украинский язык много его произведений.

Тяжелое положение трудящихся — основная тема поэзии П.А. Грабовского. Поэт прямо призывал к свержению власти эксплуататоров:

Уперед до звершення замірів, Скиньмо владу катів – бузувірів

Що поклав дев'ятнадцятий вік, Щоб людиною став чоловік!

Поэта-революционера не сломила и ссылка в Сибирь. Он и там продолжал писать произведения с призывами развернуть борьбу за свержение власти самодержавия и эксплуататорского строя. Публикации на русском языке Грабовский печатал в периодических изданиях России, сборники стихов на украинском языке посылал в Галицию и издавал во Львове. Он отстаивал мысль о том, что украинский язык следует выводить «на широкий путь», добиваться права печатать им любые произведения: художественные, публицистические, научные. Правомерность этого суждения он сам утверждал на практике своими переводами на украинский язык: с русского — произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, с армянского — О. Туманяна и А. Исаакяна, с грузинского — И. Чавчавадзе, с польского — М. Конопницкой, с болгарского — X. Ботева, с венгерского — Ш. Петефи, с шотландского — Р. Бернса, с английского — Дж. Байрона, с немецкого — Г. Гейне и И.-В. Гете.

Из сборника переводов Грабовского «Песни Украины» (1898)русский читатель мог ознакомиться с украинской поэзией. Революционер-демократ умер в 1902 г. в ссылке в Тобольске и по завещанию похоронен там же, рядом с могилами ссыльных-декабристов. За два года до смерти Грабовский правильно отметил основную тенденцию развития революционного общественно-политического процесса, отметив: «Теперь все, что только есть в России живого, движимого и работающего, идет под лозунгом марксизма».

Под влиянием освободительной борьбы трудящихся масс, трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, позже — В.И. Ленина формировалось мировоззрение М.М. Коцюбинского от революционного демократизма в направлении научного социализма. В русской прессе украинский писатель напечатал серию публицистических очерков «Свет и тени русской жизни», в которых критиковал самодержавный строй. Во Львове в 1899—1903 гг. вышел в свет трехтомник его рассказов, некоторые из них печатались за границей в русских социал-демократических изданиях.

Очень увлекался Коцюбинский украинским фольклором, в частности записывал песни и легенды о Кармалюке. Его произведение на историческую тему «Дорогой ценой», которое доказывало непримиримость украинского народа со всяким угнетением, сразу же после опубликования было переведено на ряд иностранных языков. Глубокие симпатии проявил украинский писатель в своих сочинениях к жизни трудящихся других национальностей, в частности молдаван («Для общего добра»), крымских татар («В путах шайтана», «На камне» и др.).

Ненавистью к угнетателям проникнуты произведения Леси Украинки. Поэтесса с одинаковым сочувствием относилась к бедам угнетенных эксплуататорским классом трудящихся разных национальностей. Ее поэма «Давняя сказка» развенчивала реакционную теорию «искусства для искусства» и утверждала идею служения поэта интересам, потребностям и запросам народных масс:

Не поет, хто забуває Щоб собі на вільні руки

Про страшні народні рани, Золоті надіть кайдани!

Уже первые два сборника стихов Леси Украинки «На крыльях песен» и «Думы и мечты», изданные в 90-х годах XIX в., утверждали идеи борьбы против самодержавия, призывали к единству революционных борцов разных национальностей. Революционную поэзию Леси Украинки горячо приветствовал И.Я. Франко. Он писал в 1898 г.: «Со времени Шевченкового «Поховайте та вставайте, кайдани порвите» Украина не слыхала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосилой, больной девушки...» Леся Украинка не только изучала сочинения основоположников и популяризаторов научного социализма, но и переводила некоторые из них на украинский язык, в русской социал-демократической прессе печатала свои публицистические и литературно-критические статьи, в которых доказывала, что рабочий класс — самая передовая сила в борьбе против эксплуататорского строя, отстаивала идею интернационального единения пролетариев.

Творцами украинской драматургической литературы стали М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий и И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич).

Каждый из них написал по нескольку десятков пьес разного жанра и содержания: драмы, трагедии, комедии, водевили, либретто (словесный текст) оперетт и опер из жизни украинского народа. Наибольшее общественное значение имели пьесы, которые касались проблем классового расслоения, антинародной сущности эксплуататорского строя, моральных изъянов, принесенных развитием капитализма. Это пьесы: «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед или Паук» Кропивницкого; «Цыганка Аза», «Не судьба», «Удел»- Старицкого; «Сто тысяч», «Хозяин», «Несчастная» Карпенко-Карого. Спектакли по этим пьесам не сходят со сцены и теперь. Они стали классикой украинской драматургии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: