Экономика США традиционно ориентируется на либеральные принципы рыночного устройства. По-прежнему американцы уповают на рыночные силы, свободу конкуренции, индивидуальный успех. Экономическая деятельность государства ограничивается налогообложением, надзором над финансовыми учреждениями, регулированием естественных монополий.
Современное положение США в мировом экономическом сообществе можно оценить как положение экономического и политического лидера. Тому способствовали продолжительная социально-политическая стабильность, удобное географическое положение, выгодные природно-климатические условия, богатство полезных ископаемых, удаленность от центров военных конфликтов, миграция экономически активного населения. Одновременно нельзя не обратить внимание на те проблемы, которые предстоит преодолеть США, а именно, сохраняется угроза локальных войн и терроризма на территории США, сохраняется расовая дискриминация, преступность и распространение наркотиков на порядок выше, чем в других развитых странах, растет социальная напряженность, вызванная образованием устойчивого общественного слоя, живущего за счет государственных пособий разного рода.
За прошедшие полвека экономика США развивалась неравномерно. В первые послевоенные десятилетия США по темпам роста уступали Японии и ФРГ, затем ситуация изменилась. Серьезные испытания для экономики США пришлись на 1970 годы и были связаны со спадом 1974-1975 годов. Стагнация экономики продолжалась и в последующие десятилетия. Только с началом 1990-х гг. состояние национальной экономики начало улучшаться. Экономический рост выражается не только в изменении объемов ВВП, но и в сбалансированности внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, низких темпах инфляции, относительно дешевом кредите, относительно низком уровне безработицы.
|
Сторонники дерегулирования экономики положительную динамику 1990-х годов объясняют структурными преобразованиями 1980-1990-х годов, бурным развертыванием в стране информационной революции, увеличением доходов ТНК. Напротив, достигнутые успехи можно также объяснить проведением целенаправленной государственной политики.
Государство, придерживаясь точки зрения о необходимости сохранения конкурентной среды, содействует развитию малого предпринимательства, в частности, в форме льготного кредитования. Отработанные механизмы реализации антитрестовских законов обеспечивают в большей степени ограничительный и превентивный характер антимонопольной политики. Случаи принудительного раздробления монополий и формального запрещения слияний достаточно редки.
В США развитию науки и техники придают огромное значение, и поэтому доля затрат на НИОКР неизменно возрастает и составляет около 2,7-3 % ВВП. Лидерство США в научных разработках принадлежит в таких ведущих отраслях, как телекоммуникации, компьютеры, аэрокосмическая техника, ядерная и другие нетрадиционные виды энергетики, биотехнология. Частный сектор и государство в равной степени принимают участие в осуществлении и финансировании исследований. Основной формой участия государства является проектно-целевой контракт, выдаваемый на конкурентной основе. При активной поддержке федерального правительства и органов управления местного уровня формируются территориальные научно-производственные комплексы, так называемые технопарки, технополисы.
|
Высокие темпы научно-технического прогресса влияют на технологическую структуру инвестиций. В обрабатывающей промышленности доля вложений в активные элементы основного капитала (машины и оборудование) возросли к 1990-м годам до 80-85%, прямо связаны с информационной технологией не менее половины капитальных затрат, внедрение электронной техники происходит во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, сферу услуг. Структурные сдвиги в характере инвестиций находятся под влиянием государственной промышленной политики, предусматривающей финансирование и проведение НИОКР, федеральную контрактную систему, исполнителями заказов которой являются частные фирмы; инновационную политику, использующую налоговые и таможенные механизмы; амортизационную политику, обеспечивающую ускоренные сроки списания оборудования.
Усиление позиций государства в современной экономике США выразилось в том, что доля расходов бюджетов всех уровней ВВП возросла с 23% в 1959 году до 32% в 1994 году и практически не изменилась в последующие годы. Доходную часть бюджетов всех уровней определяют налоговые поступления.
Налоговая система США строится на принципах федерализма и ориентируется на прямое обложение личных доходов. Степень прогрессивности налогов на личные доходы и на прибыли относительно невелика по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Для сравнения ставка налога на доходы, превышающие 30 тысяч долларов в год, имеет вилку между 18% и 23%, для годового дохода менее 20 тысяч долларов в год ставка налога приближается к 10%. Налоговая система отличается обилием льгот, компенсаций, что требует значительных ресурсов для контроля за соблюдением правил уплаты налогов и создает лазейки для уклонения или снижения налогов.
|
На протяжении периода 1982-1992 гг. серьезную трудность для правительства представлял дефицит федерального бюджета, который достиг своего пика в 1984 году – 15,3% ВВП при среднегодовом дефиците 4,5% ВВП. Только во второй половине 1990-х гг. рост бюджетных поступлений стал возможным благодаря общему экономическому росту. Одновременно сократился прирост расходов на чистые процентные выплаты по государственному долгу. В итоге дефицит федерального бюджета уменьшился в 1997 году до 40 миллиардов долларов, или 0,4% ВВП - наименьшего уровня с 1974 года.
Государственная политика перераспределения доходов, появившись в 1930-е годы, переживала периоды оживления в 1960-е годы и 1990-e годы. Восьмидесятые годы были отмечены некоторой либерализацией социальной сферы, проводившейся администрациями Р. Рейгана и Дж. Буша. Тем не менее, социальные программы составляют важный элемент государственных финансов.
В США бремя финансирования социальных программ распределяется между федеральным правительством, штатами и частными структурами. Американские пенсионеры часть средств получают по общегосударственной системе, а часть, причем значительную, выплачивают частные (корпоративные) пенсионные фонды. Медицинское обслуживание социально уязвимых слоев населения осуществляется через государственные медицинские программы. «Медикэйр» (оплата услуг для неработоспособных, главным образом, пенсионеров) и «Медикейд» (медицинская помощь бедным). Работающие американцы вынуждены, однако, покупать медицинскую страховку, стоимость которой велика. Десятки миллионов американцев получают разные формы бесплатного питания, квартирные дотации, пособия на детей.
В корпоративном секторе продолжаются процессы, инициированные проведением жестких антикоррупционных мер в соответствии с законом Сарбанеса–Оксли. Усиление корпоративной и индивидуальной ответственности за нарушение правил делового поведения повышает доверие к американскому бизнесу. Получают всеобщее распространение новые критерии конкурентоспособности, ставящие на первое место углубленное изучение перспективных потребностей потребителей. Дальнейший стимул к развитию в виде снижения налогов и мер по рационализации бюрократических процессов ведения бизнеса получил сектор мелких и средних предприятий, обеспечивающий 70% занятости в стране.