Экономика США: состояние и перспективы развития либеральной модели




Экономика США традиционно ориентируется на либеральные принци­пы рыночного устройства. По-прежнему американцы уповают на рыночные силы, свободу конкуренции, индивидуальный успех. Экономическая дея­тельность государства ограничивается налогообложением, надзором над фи­нансовыми учреждениями, регулированием естественных монополий.

Современное положение США в мировом экономическом сообществе можно оценить как положение экономического и политического лидера. То­му способствовали продолжительная социально-политическая стабильность, удобное географическое положение, выгодные природно-климатические ус­ловия, богатство полезных ископаемых, удаленность от центров военных конфликтов, миграция экономически активного населения. Одновременно нельзя не обратить внимание на те проблемы, которые предстоит преодолеть США, а именно, сохраняется угроза локальных войн и терроризма на территории США, сохраняется расовая дискриминация, преступность и распространение наркотиков на порядок выше, чем в других развитых странах, растет социальная напряженность, вызванная образовани­ем устойчивого общественного слоя, живущего за счет государственных по­собий разного рода.

За прошедшие полвека экономика США развивалась неравномерно. В первые послевоенные десятилетия США по темпам роста уступали Японии и ФРГ, затем ситуация изменилась. Серьезные испытания для экономики США пришлись на 1970 годы и были связаны со спадом 1974-1975 годов. Стагна­ция экономики продолжалась и в последующие десятилетия. Только с началом 1990-х гг. состояние национальной экономики начало улучшаться. Экономический рост выражается не только в изменении объемов ВВП, но и в сбалансированности внутреннего потребительского и инвестиционно­го спроса, низких темпах инфляции, относительно дешевом кредите, относи­тельно низком уровне безработицы.

Сторонники дерегулирования экономики положительную динамику 1990-х годов объясняют структурными преобразованиями 1980-1990-х годов, бурным развертыванием в стране информационной революции, увеличением доходов ТНК. Напротив, достигнутые успехи можно также объяснить прове­дением целенаправленной государственной политики.

Государство, придерживаясь точки зрения о необходимости сохранения конкурентной среды, содействует развитию малого предпринимательства, в частности, в форме льготного кредитования. Отработанные механизмы реа­лизации антитрестовских законов обеспечивают в большей степени ограни­чительный и превентивный характер антимонопольной политики. Случаи принудительного раздробления монополий и формального запрещения слия­ний достаточно редки.

В США развитию науки и техники придают огромное значение, и по­этому доля затрат на НИОКР неизменно возрастает и составляет около 2,7-3 % ВВП. Лидерство США в научных разработках принадлежит в таких ве­дущих отраслях, как телекоммуникации, компьютеры, аэрокосмическая тех­ника, ядерная и другие нетрадиционные виды энергетики, биотехнология. Частный сектор и государство в равной степени принимают участие в осуще­ствлении и финансировании исследований. Основной формой участия госу­дарства является проектно-целевой контракт, выдаваемый на конкурентной основе. При активной поддержке федерального правительства и органов управления местного уровня формируются территориальные научно-производственные комплексы, так называемые технопарки, технополисы.

Высокие темпы научно-технического прогресса влияют на технологиче­скую структуру инвестиций. В обрабатывающей промышленности доля вло­жений в активные элементы основного капитала (машины и оборудование) возросли к 1990-м годам до 80-85%, прямо связаны с информационной техно­логией не менее половины капитальных затрат, внедрение электронной техни­ки происходит во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, сфе­ру услуг. Структурные сдвиги в характере инвестиций находятся под влияни­ем государственной промышленной политики, предусматривающей финансирование и проведение НИОКР, федеральную контрактную систему, исполнителями заказов которой являются частные фирмы; инновационную политику, использующую налоговые и таможенные механизмы; амортизационную поли­тику, обеспечивающую ускоренные сроки списания оборудования.

Усиление позиций государства в современной экономике США выразилось в том, что доля расходов бюджетов всех уровней ВВП возросла с 23% в 1959 году до 32% в 1994 году и практически не изменилась в последующие годы. Доходную часть бюджетов всех уровней определяют налоговые поступления.

Налоговая система США строится на принципах федерализма и ориен­тируется на прямое обложение личных доходов. Степень прогрессивности на­логов на личные доходы и на прибыли относительно невелика по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Для сравнения ставка налога на доходы, превышающие 30 тысяч долларов в год, имеет вилку между 18% и 23%, для годового дохода менее 20 тысяч долларов в год ставка налога прибли­жается к 10%. Налоговая система отличается обилием льгот, компенсаций, что требует значительных ресурсов для контроля за соблюдением правил уп­латы налогов и создает лазейки для уклонения или снижения налогов.

На протяжении периода 1982-1992 гг. серьезную трудность для пра­вительства представлял дефицит федерального бюджета, который достиг своего пика в 1984 году – 15,3% ВВП при среднегодовом дефиците 4,5% ВВП. Только во второй половине 1990-х гг. рост бюджет­ных поступлений стал возможным благодаря общему экономическому росту. Одновременно сократился прирост расходов на чистые процентные выплаты по государственному долгу. В итоге дефицит федерального бюджета умень­шился в 1997 году до 40 миллиардов долларов, или 0,4% ВВП - наименьшего уровня с 1974 года.

Государственная политика перераспределения доходов, появившись в 1930-е годы, переживала периоды оживления в 1960-е годы и 1990-e годы. Восьмидесятые годы были отмечены некоторой либерализацией социальной сферы, проводившейся администрациями Р. Рейгана и Дж. Буша. Тем не ме­нее, социальные программы составляют важный элемент государственных финансов.

В США бремя финансирования социальных программ распределяется между федеральным правительством, штатами и частными структурами. Американские пенсионеры часть средств получают по общегосударственной системе, а часть, причем значительную, выплачивают частные (корпоратив­ные) пенсионные фонды. Медицинское обслуживание социально уязвимых слоев населения осуществляется через государственные медицинские про­граммы. «Медикэйр» (оплата услуг для неработоспособных, главным обра­зом, пенсионеров) и «Медикейд» (медицинская помощь бедным). Работающие американцы вынуждены, однако, покупать медицинскую страховку, стои­мость которой велика. Десятки миллионов американцев получают разные формы бесплатного питания, квартирные дотации, пособия на детей.

В корпоративном секторе продолжаются процессы, инициированные проведением жестких антикоррупционных мер в соответствии с законом Сарбанеса–Оксли. Усиление корпоративной и индивидуальной ответственности за нарушение правил делового поведения повышает доверие к американскому бизнесу. Получают всеобщее распространение новые критерии конкурентоспособности, ставящие на первое место углубленное изучение перспективных потребностей потребителей. Дальнейший стимул к развитию в виде снижения налогов и мер по рационализации бюрократических процессов ведения бизнеса получил сектор мелких и средних предприятий, обеспечивающий 70% занятости в стране.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!