Рыночная экономика Китая




Еще один интересный пример развития рыночной экономики представляет собой современная экономика Китая. В 1978 году на 3-ем пленуме ЦК КПК 11-го созыва основной целью реформирования было провозглашено создание социалистической рыночной экономической системы. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер.

Главным недостатком прежней высокоцентрализованной плановой экономической системы Китая являлись жесткие отношения между государством и предприятием. При этом предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.

Произошло разрушение стереотипа, что рыночная экономика является отличительной чертой капитализма, а в плановая главная характеристика социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным производителям Китая.

Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой – рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать. Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Предполагается, что в структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении, прежде всего, следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

Выбранный курс был подтвержден на XIII съезде КПК (1987 г.), утвердивший подробное толкование теории начального этапа социализма, и на XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн. крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

В китайской деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности были выбраны предприятия, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать были самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами, и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города – Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу – были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

За годы реформ экономическая система Китая претерпела глубокие изменения. Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные – 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, – 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной – 27,9, частной – 30,8%.

Вводится система «современных предприятий», требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом «Чжуа Да Фан Сяо» («держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие») многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

В сельском хозяйстве сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 – в ирригационных работах, 66,1 – в защите посевов от вредителей и болезней, 42 – в семенах, 48 – в химических удобрениях, 35% – в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда. Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн. крестьян. Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

Глубокие изменения произошли в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства – 80, сельскохозяйственным продуктам – 85%.

Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу. Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Формируется рыночный механизм и повышается его роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства. Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие мероприятия проводились в ходе рыночных реформ в после­военной экономике Западной Германии?

2.Какие экономические функции выполняет государство в современной Германии?

3. Определите границы государственного вмешательства в экономику США.

4. Назовите главные факторы экономического прогресса Японии.

5. Какие инструменты регулирования применяются в рыночной экономике Китая?

 

Тесты к теме:

1. Кто был инициатором построения в Германии социально ориентированного рыночного хозяйства?

а) Л. Эрхард

б) Дж. М. Кейнс

в) В. Оукен

2. Типичной для Германии является система регулирования:

а) государственная

б) государственно-корпоративная

в) рыночная

3.Экономика США ориентирована на:

а) либеральные принципы

б) государственное регулирование

в) плановую экономику

4. Проблему обеспечения сырьем промышленность Японии решали с помощью:

а) модели проточной экономики

б) модели добывающей экономики

в) модели перерабатывающей экономики

5. Рыночные реформы Китая предусматривают:

а) применение косвенных рычагов регулирования

б) применение прямых рычагов регулирования

в) государственные директивы

6. Какая создана в Китае банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков:

а) двухступенчатая

б) трехступенчатая

в) комбинированная.

7. В сельском хозяйстве в Китае сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе:

а) сочетания коллективной собственности и семейного подряда

б) сочетания частной собственности и семейного подряда

в) сочетания государства и семейного подряда.

8. Реальные темпы ежегодного прироста НД в 1960-е гг. в Японии составили:

а) 29%

б) 11%

в) 90%.

9. В каком году Япония вступила в МВФ и ГАТТ:

а) 1955 г.

б) 1982 г.

в) 1919 г.

10. Какой вид промышленности в 1960-е гг. в Японии стал лидерующим:

а) сталелитейная

б) текстильная

в) деревообрабатывающая.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: