Социально ориентированная экономика Германии




После окончания Второй мировой войны разрушенная экономика Западной Германии требовала срочных действий по нормализации хозяйственной жиз­ни. Инициатором и руководителем широкомасштабных социально-экономических преобразований стад Людвиг Эрхард (1897-1977), ученый и политик, с сентября 1949 года министр экономики в правительстве Аденау­эра. Помимо всего прочего сложность состояла в том, что предстояло отка­заться от чрезмерного государственного администрирования и дать простор свободе рынка. За основу экономической программы реформ была взята тео­рия «социального рыночного хозяйства», поскольку Л. Эрхард был ее привер­женцем. Сама реформа была тщательно продумана и подготовлена, проводи­лась последовательно и решительно.

Первым мероприятием, явившимся своеобразной предпосылкой для об­щей реформы германского экономического механизма, стала денежная ре­форма 1948 года. Новая немецкая марка обменивалась в соотношении 1:10, старая марка изымалась из обращения. Часть денежных средств, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах. Для сдерживания темпов ин­фляции фактический курс обмена новых денег на старые составил 1:15. По­этому размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, а рост цен остановился через полгода. Достигнутый успех в финансовой и денежно-кредитной системах был использован в других сферах.

Исключительная заслуга Л. Эрхарда в том, что была поставлена главная задача – развитие собственного производства. Государственной поддержкой пользовались такие жизненно важные отрасли, как угольная промышлен­ность, металлургия, электроэнергетика. Выдвигался принцип повышения за­работной платы трудящимся в соответствии с ростом производительности труда. Экономика Германии в ходе реформ получала серьезную внешнюю помощь в виде поставок топлива, продовольствия, семян, удобрений, транспорта и имущества американской армии.

Сбалансированность государственного бюджета достигалась посредст­вом систематического сокращения расходов, смягчения налоговой нагрузки, контроля за деятельностью госслужащих, запрещения их дополнительного набора, повышения окладов, ненужных служебных поездок. Одновременно увеличение доходов предусматривалось за счет улучшения качества товаров, низких налогов, антимонопольного регулирования, защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов, льготного инвестирования. Жесткому регу­лированию подвергались цены, запрещалось их произвольное повышение, периодически публиковались каталоги умеренных цен.

Особое место отводилось проведению социальной политики. По мне­нию Л. Эрхарда, социальная политика – это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. Соответственно для повышения уровня жизни на­селения малообеспеченные его слои освобождались от налогообложения, не увеличивались косвенные налоги, финансирование общественных программ осуществлялось путем высокого налогообложения и лишения некоторых льгот наиболее богатых граждан. Политика занятости обеспечивала переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, организацию общественных работ. Результаты не заставили себя ждать, и к началу 1950 года был превзой­ден довоенный уровень производства. Выбранная модель социальной рыноч­ной экономики оправдала себя и в последующие годы. Реформа, приведшая к возрождению экономики Западной Германии, является образцом разумного оп­ределения последовательности шагов, средств и методов преобразований.

Научная обоснованность государственных решений потребовала созда­ния специального научно-консультационного центра. В 1963 году был орга­низован Совет экономических экспертов, который вносит в правительство рекомендации по четырем ключевым экономическим проблемам, получив­шие название «магического четырехугольника», а именно стабилизация де­нежного обращения и цен, решение проблем занятости, обеспечение внешне­экономического равновесия, стабильный и равномерный экономический рост. Начиная с 1970-х годов правительство ФРГ определяет количественные параметры «магического четырехугольника»: рост цен на товары внутреннего спроса от 3 до 3,5%, средняя квота допустимой безработицы 0,7-1,2%, тем­пы роста ВНП от 4 до 4,5 %. Исполнение намеченного в отдельные периоды осложнялось кризисами 1970-1980-х годов, но по мере их преодоления прави­тельство стремилось к обозначенным целям.

Перемены в экономике ФРГ образца 1990-х годов были связаны с объе­динением Германии. С 1992 года объемы ВВП неизменно возрастали, хотя и разными темпами. До 1997 года показатели экономического роста в новых Федеральных землях значительно превосходили показатели Западной Герма­нии, например, в 1992 году в Восточной Германии они составляли 7,8%, в Западной 1,6%, в 1994 году 9,9 и 2,2% соответственно. В 1997 году темпы роста ВВП в западных землях оказались выше, чем в восточных (2,4 и 2% со­ответственно). Примечательно то, что в Восточной Германии наблюдался значительный рост производительности труда. Сопутствующим явлением этому стал высокий уровень безработицы, до 10 % трудоспособного населения. Сокращение занятости в обрабатывающей промышленности не компенсиро­валось медленным созданием новых рабочих мест в сфере услуг и совмести­лось по времени с сокращением объемов государственного финансирования создания новых рабочих мест и переобучения безработных.

Успешной можно назвать борьбу с ростом цен в объединенной Герма­нии. Всплеск инфляции, наблюдавшейся в восточных землях в начале 1990-х годов, удалось погасить уже в 1994 году. Благоприятствовало этому то, что спрос оставался весьма ограниченным, цены на нефть и сырье на мировых рынках сильно упали, а доля заработной платы в себестоимости готовой про­дукции снижалась. На фоне положительной экономической динамики внедряется режим экономии государственных расходов и одновременно он затрагивает частный сектор.

Типичной для Германии является государственно-корпоративная сис­тема регулирований. Многоотраслевые крупные корпорации и примыкающие к ним на подрядных основах малые и средние предприятия избегают внутри­отраслевой конкуренции, определяя свои доли рынка, и преимущественно ведут внешнеотраслевую конкуренцию. Государство закрепляет за собой функции согласования общей экономической политики с союзом предпри­нимателей и профсоюзов. Государственное индикативное планирование ох­ватывает пятилетний период и ежегодно корректируется. Контрольные инди­каторы определяют прирост национального продукта, параметры занятости, реальную заработную плату, инфляцию или дефляцию, производительность труда, объемы и структуру экспорта продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: