После окончания Второй мировой войны разрушенная экономика Западной Германии требовала срочных действий по нормализации хозяйственной жизни. Инициатором и руководителем широкомасштабных социально-экономических преобразований стад Людвиг Эрхард (1897-1977), ученый и политик, с сентября 1949 года – министр экономики в правительстве Аденауэра. Помимо всего прочего сложность состояла в том, что предстояло отказаться от чрезмерного государственного администрирования и дать простор свободе рынка. За основу экономической программы реформ была взята теория «социального рыночного хозяйства», поскольку Л. Эрхард был ее приверженцем. Сама реформа была тщательно продумана и подготовлена, проводилась последовательно и решительно.
Первым мероприятием, явившимся своеобразной предпосылкой для общей реформы германского экономического механизма, стала денежная реформа 1948 года. Новая немецкая марка обменивалась в соотношении 1:10, старая марка изымалась из обращения. Часть денежных средств, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах. Для сдерживания темпов инфляции фактический курс обмена новых денег на старые составил 1:15. Поэтому размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, а рост цен остановился через полгода. Достигнутый успех в финансовой и денежно-кредитной системах был использован в других сферах.
Исключительная заслуга Л. Эрхарда в том, что была поставлена главная задача – развитие собственного производства. Государственной поддержкой пользовались такие жизненно важные отрасли, как угольная промышленность, металлургия, электроэнергетика. Выдвигался принцип повышения заработной платы трудящимся в соответствии с ростом производительности труда. Экономика Германии в ходе реформ получала серьезную внешнюю помощь в виде поставок топлива, продовольствия, семян, удобрений, транспорта и имущества американской армии.
|
Сбалансированность государственного бюджета достигалась посредством систематического сокращения расходов, смягчения налоговой нагрузки, контроля за деятельностью госслужащих, запрещения их дополнительного набора, повышения окладов, ненужных служебных поездок. Одновременно увеличение доходов предусматривалось за счет улучшения качества товаров, низких налогов, антимонопольного регулирования, защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов, льготного инвестирования. Жесткому регулированию подвергались цены, запрещалось их произвольное повышение, периодически публиковались каталоги умеренных цен.
Особое место отводилось проведению социальной политики. По мнению Л. Эрхарда, социальная политика – это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. Соответственно для повышения уровня жизни населения малообеспеченные его слои освобождались от налогообложения, не увеличивались косвенные налоги, финансирование общественных программ осуществлялось путем высокого налогообложения и лишения некоторых льгот наиболее богатых граждан. Политика занятости обеспечивала переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, организацию общественных работ. Результаты не заставили себя ждать, и к началу 1950 года был превзойден довоенный уровень производства. Выбранная модель социальной рыночной экономики оправдала себя и в последующие годы. Реформа, приведшая к возрождению экономики Западной Германии, является образцом разумного определения последовательности шагов, средств и методов преобразований.
|
Научная обоснованность государственных решений потребовала создания специального научно-консультационного центра. В 1963 году был организован Совет экономических экспертов, который вносит в правительство рекомендации по четырем ключевым экономическим проблемам, получившие название «магического четырехугольника», а именно стабилизация денежного обращения и цен, решение проблем занятости, обеспечение внешнеэкономического равновесия, стабильный и равномерный экономический рост. Начиная с 1970-х годов правительство ФРГ определяет количественные параметры «магического четырехугольника»: рост цен на товары внутреннего спроса от 3 до 3,5%, средняя квота допустимой безработицы 0,7-1,2%, темпы роста ВНП от 4 до 4,5 %. Исполнение намеченного в отдельные периоды осложнялось кризисами 1970-1980-х годов, но по мере их преодоления правительство стремилось к обозначенным целям.
Перемены в экономике ФРГ образца 1990-х годов были связаны с объединением Германии. С 1992 года объемы ВВП неизменно возрастали, хотя и разными темпами. До 1997 года показатели экономического роста в новых Федеральных землях значительно превосходили показатели Западной Германии, например, в 1992 году в Восточной Германии они составляли 7,8%, в Западной – 1,6%, в 1994 году 9,9 и 2,2% соответственно. В 1997 году темпы роста ВВП в западных землях оказались выше, чем в восточных (2,4 и 2% соответственно). Примечательно то, что в Восточной Германии наблюдался значительный рост производительности труда. Сопутствующим явлением этому стал высокий уровень безработицы, до 10 % трудоспособного населения. Сокращение занятости в обрабатывающей промышленности не компенсировалось медленным созданием новых рабочих мест в сфере услуг и совместилось по времени с сокращением объемов государственного финансирования создания новых рабочих мест и переобучения безработных.
|
Успешной можно назвать борьбу с ростом цен в объединенной Германии. Всплеск инфляции, наблюдавшейся в восточных землях в начале 1990-х годов, удалось погасить уже в 1994 году. Благоприятствовало этому то, что спрос оставался весьма ограниченным, цены на нефть и сырье на мировых рынках сильно упали, а доля заработной платы в себестоимости готовой продукции снижалась. На фоне положительной экономической динамики внедряется режим экономии государственных расходов и одновременно он затрагивает частный сектор.
Типичной для Германии является государственно-корпоративная система регулирований. Многоотраслевые крупные корпорации и примыкающие к ним на подрядных основах малые и средние предприятия избегают внутриотраслевой конкуренции, определяя свои доли рынка, и преимущественно ведут внешнеотраслевую конкуренцию. Государство закрепляет за собой функции согласования общей экономической политики с союзом предпринимателей и профсоюзов. Государственное индикативное планирование охватывает пятилетний период и ежегодно корректируется. Контрольные индикаторы определяют прирост национального продукта, параметры занятости, реальную заработную плату, инфляцию или дефляцию, производительность труда, объемы и структуру экспорта продукции.