Экономические реформы 1960-1970-х гг.




В 1960-70-е годы были предприняты попытки проведения крупных экономических реформ. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств.

Важное значение для хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года «Об улучшении управления промышленностью» и от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Инициатором хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Комплексные меры предусматривали усиление экономических рычагов, расширение самостоятельности хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствование централизованного планирования.

Укреплялся хозрасчет предприятий, большая часть прибыли должна была оставаться в их распоряжении. Это потребовало перестройки системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета. Расширялась хозяйственная самостоятельность колхозов, за колхозниками сохранялось право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу. Был восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Оставлялось пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Первые годы реформы дали положительные результаты. Среднегодовые темпы прироста национального дохода и валового общественного продукта выросли с 6,5 процентов в 1961-1965 гг. до 7,8 процента в 1966-1970 гг. В тоже время стали проявляться и недостатки предложенных мер. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма страны. Руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 1970-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

Несмотря на половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали снижаться. Прирост национального дохода в 1971-1975 годах составлял в среднем за год 6,3%, 1976-1980 гг. – 4,2, 1981-1985 гг. – 3,5%.

В 1970-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы выросли более чем в три раза, численность научных работников увеличилась вдвое, были созданы научно-производственные объединения (НПО). Ведущую роль играли разработки для обороны. По производству и использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования значительно отставали от США.

В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

Во-первых, было предложено измерять экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоемкости продукции. Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда. В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда. В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, поставляемые, по договорам и нарядам-заказам. В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях, и распространялась на все отрасли хозяйства.Но эта реформа осталась нереализованной. Господство затратной системы управления экономикой продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации.

XXV съезд КПСС определил десятую пятилетку (1976-1980 гг.) как «пятилетку эффективности и качества». Однако, в действительности, пятилетка таковой не стала. Промышленность, сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте социально-экономическое положение России в начале XX века.

2. Что предусматривала новая экономическая политика?

3.Каковы основные направления экономической реформы 1965 г.

4. В чем проявилось нарастание негативных тенденций в экономике страны в 1970-1980 гг.?

5. Назовите основные положения экономической реформы 1979 г.

Тесты к теме:

1. Российские промышленные предприятия начала XX века отличались:

а) слабой технической оснащенностью

б) высокой технической оснащенностью

в) использованием исключительно отечественного оборудования

2. В начале XX века России входила в военно-политический блок, направленный против:

а) Англии

б) Австро-Венгрии

в) Франции

3. Важнейшей чертой столыпинской аграрной реформы было:

а) сохранение и укрепление крестьянской общины

б) разрушение крестьянской общины

в) запрет выхода крестьян из общины

4. Политику военного коммунизма характеризует:

а) свобода торговли

б) карточная система распределения

в) свобода торговли

5. Основные положения реформ сельского хозяйства 1965 г.:

а) обеспечение всех колхозов техникой за счет государства

б) расширялась хозяйственная самостоятельность колхозов

в) освобождение колхозов от налогов

6. Основные положения реформы в сфере управления промышленностью (1965 г.):

а) восстановление отраслевого принципа управления

б) территориальный принцип управления

в) сокращение плановых заданий

7. В реформе 1979 г. было предложено:

а) использовать показатели чистой продукции

б) отказаться от отраслевого принципа управления

в) не учитывать рост производительности труда

8. Что произошло со среднегодовыми темпами прироста национального дохода и валового общественного продукта в 1961-1970 годах.

а) выросли с 6,5 процентов до 7,8 процента

б) снизились на 15%

в) возросли в два раза

9. В каком году был начато проведение политики, направленной против личных подсобных хозяйств?

а) в 1953 г.

б) в 1958 г.

в) в 1960 г.

10. Инициатором хозяйственных реформ в СССР был:

а) Л.И. Брежнев

б) Н.С. Хрущев

в) А.Н. Косыгин

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!