Право на единовременное пособие согласно п.12.3 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, имеет жена военнослужащего по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.
Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют беременные жены граждан, призванных на военную службу начиная с 1 января 2008 года.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.[18]
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 20725,60 рублей.[19]
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Приведем пример из практики применения законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. И.И. Иванова, проживающая с двумя детьми, 1997 и 1999 годов рождения, в Александрово-Гайском районе Саратовской области, является получателем ежемесячного пособия на этих детей. У И.И. Ивановой имеется еще один ребенок, 1994 года рождения, который живет и учится в школе-интернате г. Саратова. При этом он находится на полном государственном обеспечении. На третьего ребенка пособие ранее не назначалось. Следовательно, И.И. Иванова права на ежемесячное пособие в повышенном размере на двоих детей многодетной матери не имеет, так как в число детей, учитываемых для признания женщины многодетной матерью, не входят дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
|
1 июня 2005 года И.И. Иванова обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия в повышенном размере на детей многодетной матери, представив справку из школы-интерната г. Саратова о том, что ее сын, 1994 года рождения, снят с полного государственного обеспечения на период летних каникул с 27 мая по 31 августа 2005 года и отпущен на каникулы домой. А также справку с места жительства о составе семьи, согласно которой совместно с ней проживают трое ее детей, в том числе и сын, 1994 года рождения.
Управление социальной защиты населения в данной ситуации может назначить И.И. Ивановой ежемесячное пособие в повышенном размере на детей многодетной матери на всех троих детей. При этом на двоих детей на период с 1 июня 2005 года по 31 августа 2005 года, а на третьего ребенка с 1 мая 2005 года (с месяца обращения за назначением пособия) по 31 августа 2005 года. С 1 сентября 2005 года на двоих детей, проживающих совместно с матерью, ежемесячное пособие устанавливается в обычном размере, а на ребенка, обучающегося и живущего на полном государственном обеспечении в школе-интернате г. Саратова, выплата пособия приостанавливается.
|
Приведем пример из практики Конституционного суда Российской Федерации. В военный суд поступила жалоба от гражданки Российской Федерации А.И. Леухиной, проходящей военную службу по контракту в воинском формировании Российской Федерации, дислоцированном на территории Азербайджанской Республики, которой было отказано в выплате ей ежемесячного пособия на проживающих с нею двух несовершеннолетних детей. Отказ был мотивирован невозможностью применения статьи 1 комментируемого Закона из-за отсутствия международного договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, регламентирующего выплату ежемесячных пособий на детей военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу на территории Азербайджанской Республики.
Согласно ч. 2 ст. 3 Соглашения социальные пособия семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований. Однако, поскольку Азербайджанская Республика не сдала депозитарию уведомление, подтверждающее согласно ст. 12 названного Соглашения выполнение ею необходимых внутригосударственных процедур, между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой это Соглашение не действует.
8 июня 2000 года было вынесено Определение Конституционного Суда РФ N 134-О "По запросу военного суда - войсковая часть 63028 о проверке конституционности абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 21 июля 1998 года). Согласно Определению военному суду - войсковой части 63028 надлежит разрешить дело гражданки А.И. Леухиной с учетом конституционно-правового смысла абз. 3 ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона.
|
Конституционно-правовой смысл абз. 3 ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона определяется исходя из требований ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом. Поскольку международные обязательства, зафиксированные в Соглашении о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, в отношениях между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не действуют, то применительно к соответствующей категории военнослужащих действуют правила, установленные комментируемым Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются:
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о браке;
- справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет;
- справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока военной службы); после окончания военной службы по призыву – из военного комиссариата по месту призыва.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, а также опекун ребенка, либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним. Названное пособие выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения им возраста 3-х лет, но не ранее начала отцом ребенка военной службы по призыву и не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву[20].
Ежемесячное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий в связи с наличием детей.
Право на ежемесячное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения.
Матери ребенка ежемесячное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала военной службы по призыву. Опекуну ребенка пособие выплачивается со дня смерти матери либо со дня вступления в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения.[21]
Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву согласно ст. 4.2 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, подлежит индексации и перерасчету в размере и в сроки, которые предусмотрены законом С 1 января 2013 года ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву составляет 8882,40 рублей.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в уполномоченный орган по месту жительства ребенка предоставляют:
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
- справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием срока военной службы);
- в случае наличия соответствующих оснований – копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения учреждения здравоохранения.[22]
Данный вид пособия назначается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов и выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Заключение
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, формирует устойчивую систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами благополучных семей.
Социальные пособия на детей следует признать самостоятельным видом социальных пособий и определить как единовременные, ежемесячные, периодические денежные выплаты, сохраняющие в определенных случаях алиментарный характер, установленные законом и выплачиваемые семье с детьми с целью компенсации заработка, временно утраченного одним из родителей, дополнительных расходов семье или вреда, причиненного при социально значимых обстоятельствах здоровью одного из родителей, назначаемые за счет средств обязательного социального страхования или государственных ассигнований в размерах, соотносимых с заработком одного из родителей, прожиточным минимумом в регионе или в твердо установленных денежных суммах.
2. Основаниями классификации социальных пособий на детей являются: целевое назначение (компенсация заработка; дополнение доходов семьи; частичная компенсация вреда, причиненного здоровью родителей; обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка); продолжительность выплаты (единовременные, ежемесячные и периодические пособия); финансовые источники (средства ФСС РФ, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции1); круг лиц (пособия, получателем которых может быть любой гражданин как член общества, независимо от его участия в производстве, и пособия для работающих граждан, в том числе определенных категорий занятого
Субъектом социально-обеспечительных отношений по поводу пособий является семья с детьми, под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а другим - лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью, - либо являются его фактическими воспитателями.
Обеспечение материального благополучия граждан, имеющих детей, расценивается как одна из мер демографической политики, обеспечивающей наряду с другими мерами, повышение рождаемости, что крайне актуально в условиях демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми.
В то же время, эффективность принимаемых мер социальной поддержки ведет, в свою очередь, к нарастанию потока мигрантов не только из стран бывшего СССР, но и дальнего зарубежья (страны Юго-восточной Азии, Ближнего Востока). Названное обстоятельство, в свою очередь, ведет к росту уровня социальной напряженности.
Список использованной литературы
I. Нормативные акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Система КонсультантПлюс, 2013.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Система КонсультантПлюс, 2013.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Система КонсультантПлюс, 2013.
4. Конституция Российской Федерации (с изменениями) // Рид групп–М. М.: 2011.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ // Система КонсультантПлюс, 2013.
6. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Система КонсультантПлюс, 2013.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» // Система КонсультантПлюс, 2013.
8. Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Система КонсультантПлюс, 2013.
9. Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Система КонсультантПлюс, 2013.
10. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Система КонсультантПлюс, 2013.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Система КонсультантПлюс, 2013.
12. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Система КонсультантПлюс, 2013.
13. Федеральный закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» таблица 22 приложение 30 // Система КонсультантПлюс 2013.
14. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Система КонсультантПлюс, 2013.
15. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Система КонсультантПлюс, 2013.
16. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Система КонсультантПлюс, 2013.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Система КонсультантПлюс, 2013.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 821 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Система КонсультантПлюс, 2013.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» // Система КонсультантПлюс, 2013.
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // Система КонсультантПлюс, 2013.
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года №375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Система КонсультантПлюс, 2013.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан» // Система КонсультантПлюс, 2013.
23. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 года N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." // Система КонсультантП-люс,2013.
24. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 года №74 // Система КонсультантПлюс, 2013.
25. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года №1012-н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Система КонсультантПлюс, 2013.
II. Комментарии к нормативным актам:
26. Справочная информация: "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" // система КонсультантПлюс 2013.
27. Справочная информация по районным коэффициентам и надбавкам // Система КонсультантПлюс 2013.
III. Научная и учебная литература:
28. Пособия на детей: порядок оформления, учета и выплаты: практ. Руководство / О.В. Кузнецова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Издательство Омега-Л, 2012.
29. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / Григорьев И.В. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
30. Право социального обеспечения / Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. - М.: издательство Книжный мир, 2009.
31. Право социального обеспечения / Белоусов М.К. - М.: Издательство Норма; 2008.
32. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ студентами юридического факультета Специальности: 030501.65 Юриспруденция 080115.65 Таможенное дело // Н.: МГЭИ, 2011.
IV. Материалы интернета:
33. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года // www.kremlin.ru / news/17118
34. Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2013 года" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Информационный портал «КонсультантПлюс», http: // www.consultant.ru/
35. МРОТ в РФ с 1 января составит 5,2 тыс. руб. // РИА Новости // https://ria.ru/economy/20130101/ 916921804.html
[1] Конституция Российской Федерации (с изменениями) // Рид групп–М. М.: 2011.
[2]. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ студентами юридического факультета Специальности: 030501.65 Юриспруденция 080115.65 Таможенное дело // МГЭИ, Н., 2011г.
[3] Право социального обеспечения / Белоусов М.К. - М.: Издательство Норма; 2008г. с.25
[4] Пособия на детей: порядок оформления, учета и выплаты: практ. Руководство / О.В. Кузнецова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012, с.6-7
[5] Федеральный закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» таблица 22 приложение 30 // Система КонсультантПлюс 2013 г.
[6] Право социального обеспечения / Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. - М.: издательство Книжный мир, 2009г. с.280-282
[7] Право социального обеспечения / Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. - М.: издательство Книжный мир, 2009г. с.280
[8] Справочная информация: "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" // система КонсультантПлюс 2013г.
[9] Справочная информация: "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" // система КонсультантПлюс 2013г.
[10] Пособия на детей: порядок оформления, учета и выплаты: практ. Руководство / О.В. Кузнецова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012, с.13
[11] Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, п.5
[12] Справочная информация по районным коэффициентам и надбавкам // Система КонсультантПлюс 2013г.
[13] Справочная информация: "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" // система КонсультантПлюс 2013г.
[14] МРОТ в РФ с 1 января составит 5,2 тыс руб // РИА Новости // https://ria.ru/economy/20130101/ 916921804.html
[15] Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 года N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." // Система КонсультантПлюс,2013г.
[16] Пособия на детей: порядок оформления, учета и выплаты: практ. Руководство / О.В. Кузнецова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012, с.13
[17] Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2013 года" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Информационный портал «КонсультантПлюс», http: // www.consultant.ru/
[18] Право социального обеспечения: краткий курс лекций / Григорьев И.В. – 2 изд., перераб. И доп. – М. Издательство Юрайт, 2012, с.136
[19] Справочная информация: "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" // система КонсультантПлюс 2013г.
[20] Право социального обеспечения: краткий курс лекций / Григорьев И.В. – 2 изд., перераб. И доп. – М. Издательство Юрайт, 2012, с.137
[21] Право социального обеспечения / Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. - М.: издательство Книжный мир, 2009г. стр. 287
[22] Пособия на детей: порядок оформления, учета и выплаты: практ. Руководство / О.В. Кузнецова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012, с.76-77.