Первую работу по подготовке для записи слов и словосочетаний орфографического минимума необходимо провести в классе, чтобы помочь учащимся организовать самостоятельную работу в дальнейшем.
На этот тип упражнений учитель обращает внимание учащихся ещё на первом уроке (уроке ознакомления с учебником) и нацеливает их на систематическую работу с упражнениями этого типа.
В течение последующих уроков целесообразно периодически обращаться к содержанию минимума, заострять внимание учащихся на написании отдельного словосочетания, слова и предлагать следующие формы работы:
ü запоминание графического облика слова (словосочетания): в этом случае слова для запоминания крупно записываются на доске или учащимся рекомендуется внимательно рассмотреть их графическое изображение в учебнике;
ü использование возможностей механической памяти: слово (словосочетание) записывается учащимися несколько раз;
ü запоминание написания путём восприятия отчётливого произношения: слово (словосочетание) отчётливо произносится по слогам хором или отдельным учеником сначала громко, затем тише, ещё тише, шёпотом и про себя;
ü использование приёма поморфемного письма: учащиеся записывают слово (словосочетание), отделяя морфемы чёрточками, при этом объясняя вслух написание каждой морфемы;
ü запись слова (словосочетания) с подробными графическими объяснениями написания орфограмм и приведением провероч-ных слов.
Слова или словосочетания из орфографического минимума могут включаться учителем в дидактический материал, в предложения или тексты, предлагаемые для анализа.
Подготовленная таким образом работа с орфографическим минимумом не займёт много места на данном уроке, если же работа не проводилась, необходимо уделить ей больше времени.
|
Провести первую самостоятельную работу с записью по диктовку слов орфографического минимума можно как сразу после совместной работы, так и на следующем уроке после самостоятельного закрепления правильного написания дома.
На усмотрение учителя орфографический минимум может предлагаться полностью, частично или с определёнными дополнениями, включающими те слова и словосочетания, в написании которых учащиеся испытывали трудности, в связи с чем с ними проводилась дополнительная работа.
Рекомендуется читать словосочетания не в той последовательности, в которой они были даны в упражнении.
В сильном классе и в классах средней успеваемости в целях развития умения учащихся концентрировать внимание можно предложить такую форму диктовки: слова или словосочетания читаются учителем парами: первое слово (словосочетание) пары – для учащихся, выполняющих задание первого варианта, второе слово (словосочетание) – для учащихся, выполняющих задание второго варианта. Каждую пару слов или словосочетаний при использовании этой формы работы необходимо прочитывать дважды.
Можно предложить следующие варианты проверки орфографического минимума:
ü самопроверка (учащиеся проверяют, как они справились с выполнением задания, сверяя записи с записями в учебнике, и анализируют ошибки);
ü взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и указывают друг другу на допущенные ошибки);
ü совместная проверка (учитель ещё раз читает орфографический минимум, указывая на написание или задавая вопросы классу, а учащиеся проверяют свои записи);
|
ü традиционная проверка учителем.
III. Выразительное чтение и анализ содержания эпиграфа к разделу «Орфоэпия» (стр. 19).
Учащиеся вдумчиво прочитывают высказывание Р. И. Аванесова и определяют его главную мысль – мысль о необходимости следить за правильностью произношения, чтобы общение было успешным.
IV. Вдумчивое чтение и анализ содержания текста об орфоэпии (стр. 19).
Выполняя задание перед текстом, учащиеся опираются и на справку, данную в рамочке, и на содержание эпиграфа.
Выясняя общее в значениях терминов орфография и орфоэпия, учащиеся обращаются к словарику лингвистических терминов.
V. Чтение текста § 5.
Учащиеся вдумчиво читают текст, выясняют непонятные моменты и объясняют особенности его структуры, опираясь на знание содержания.
Пересказ текста предлагаем в качестве домашнего задания.