В конце урока ещё раз подводим учащихся к следующим выводам:
1) окончания служат для образования форм слова, а приставки и суффиксы являются словообразующими морфемами;
2) окончания выражают грамматические значения, а приставки и суффиксы – словообразовательные;
3) употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также ряда слов с одинаковыми приставками способствует созданию особой выразительности текста.
Д. з.: 1) повторить содержание текста на стр. 32-33;
2) упр. 99; по желанию – упр. 101, 97.
Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 10-15 мин., III этап –10 мин., IV этап – 10-15 мин., V этап – 3-5 мин.
Урок 19.
Тема. Корень слова.
Цели урока: 1) формировать способность определять лексические и грамматические особенности слова на основе словообразовательной модели;
2) вырабатывать умение записывать слова приёмом поморфемного письма;
3) закреплять представление о корне как о морфеме, заключающей общее лексическое значение всех однокоренных слов.
I. Закрепление представления о словообразующих морфемах как значимых частях слова и о стилистических функциях суффиксов (проверка домашнего задания).
{ф} Чтобы проверить, как сформировано умение пользоваться словариком морфем, после проверки выполнения упр. 99 можем также попросить учащихся определить значение приставок и суффиксов в словах циркач, выскочить, гонщик, присвистывать, глазастый, взбежать, сыроватый и др.
Выслушаем сообщение тех учащихся, которые выполнили упр. 101.
Учебная игра. В слабом классе при проверке выполнения задания 2 упр. 101 можем предложить игру «Продолжи название»: произносим первое слово названия сказки, а класс продолжает хором.
|
«Крошечка-Хаврошечка», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Заинькина избушка» и т. д.
II. Формирование представления о морфемной модели слова и выработка умения определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова (внимательное чтение текста на стр. 38, упр. 103).
Работая с текстом, учащиеся могут обратиться к толковому словарю, чтобы выяснить значение, в котором употребляется в сочетании «морфемная модель слова» слово «модель». Модель – это образец какого-либо изделия, а также образец для изготовления чего-либо. В результате работы с текстом учащиеся осознают, что морфемная модель – это образец для построения слов, объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.
Чтобы проверить, как усвоена информация, которую содержит текст, предложим учащимся вопросы и задания:
-- Перечислите морфемы, которые могут составлять морфемную модель слов.
-- Какие значения объединяют слова, которые построены по одной словообразовательной модели?
-- Почему слова, скрытые за одной морфемной моделью, имеют сходство в лексическом значении?
-- Почему соответствующие одной модели слова имеют общие грамматические признаки?
Чтобы закрепить представление об информации, которую содержит суффикс (упр. 103), ещё раз обратим внимание пятиклассников на построение словарика значения морфем: рядом с каждым суффиксом даётся не только его значение, но и указание на часть речи, которая образуется с помощью этого суффикса.
|
III. Формирование представления о приёме поморфемного письма и тренировка в поморфемной записи слов (упр. 104).
IV. Закрепление представления о корне как о морфеме, заключающей общее вещественное значение всех родственных слов (упр. {ф} 107, 108).
Учебная игра. Работу с упр. 107 можно провести в форме игры «Кто больше?»: учитель называет слово, ученики записывают к нему однокоренные слова. Побеждает тот, кто за выделенное учителем время запишет большее количество однокоренных слов. Другой вариант выполнения этого задания – игра «Аукцион» (побеждает тот, кто последним назвал слово с заданным корнем).
Например: вода – водяной, водный, водянистый, подводный, заводь, водолаз, водопад, водица, водичка, водовоз, водоворот, водоём, водозабор, водокачка, водоканал, водолей, водомерка, водонапорный, водонепроницаемый, водолечение, водопровод, водоросль, водопой, водосточный, водохлёб и др.
В целях экономии учебного времени можно распределить работу со скороговорками (упр. 108) по вариантам: 1 вариант работает с 1, 3, 5 скороговорками; 2 вариант – с 2, 4, 5. После этого проводится совместная проверка.
Задание 3 нам видится целесообразным предложить только в сильном классе. Учащиеся выпишут слова луноход, подходят.
V. Наблюдение за выразительными возможностями однокоренных слов ( упр. 109).
Чтобы учащиеся справились с заданием 1 упр. 109, подведём их мысли о том, что поэт в стихотворении создаёт образ зимы, а основная примета зимы – снег. Поэт использует слова с корнем – снег- (-снеж-) для создания атмосферы белоснежного праздника зимы. С помощью однокоренных слов С. Погореловскому удалось передать читателю ощущение, что всё вокруг живёт и дышит зимой, всё наполнено её приметами.