I. Самостоятельная работа по теме «Способы объяснения лексического значения слов».




 

Цели самостоятельной работы – проверка умения использовать все способы объяснения лексического значения слова и умения пользоваться толковым и этимологическим словариками, словариками синонимов и антонимов.

 

1. Пользуясь толковым словарём, определите переносное значение слов жаворонок (1 вариант), корень (2 вариант). Составьте два предложения, употребив в одном из них это слово в прямом, в другом – в переносном значении.

2. Используя данные в словаре значения слов парча и тюль, дайте толкование слов парчовый (1 вариант) и тюлевый (2 вариант).

3. Упр. 162. Со словом злопамятный работают учащиеся 1-го варианта, со словом добросердечный – учащиеся 2-го варианта.

{ф} 5. Упр. 164 учащиеся выполняют по желанию, если быстро справились с заданиями 1-4.

 

II. Создание представления о родовых и видовых понятиях и формирование умения соотносить эти понятия (внимательное чтение текста на стр. 60-61, упр. 165, 166, 167).


Учебная игра. Выполнение упр. 165 можем организовать в форме игры «Кто больше?». Варианты проведения: 1) предлагаем время (минуту) на выполнение работы с каждым предложением и проводим проверку после выполнения каждой из семи частей работы; 2) даём время на выполнение всего упражнения. Победители выявляются после проверки каждой части работы.

Перед тем как учащиеся приступят к выполнению упр. 166, нацеливаем их на запоминание этих слов, предупредив о том, что они обязательно встретятся в одной из письменных работ. После выполнения задания попробуем организовать совместную работу по запоминанию данных слов: 1) ребята отыскивают в своей записи названное учителем слово, внимательно смотрят, запоминая графический облик; 2) учащиеся хором отчётливо проговаривают это слово первый раз громко, второй раз – тише, третий раз – шёпотом, четвёртый раз – про себя.

 

III. Тренировка в умении использовать слова одной тематической группы в речи с учётом индивидуального лексического значения каждого слова (упр. 170).

 

Предложим пятиклассникам при соотнесении слов с фотографиями использовать слова, помогающие понять, о какой из фотографий фотоколлажа идёт речь: в левом верхнем углу, слева внизу, рядом с гитарой, в центре, справа (с правого края), в левом нижнем углу (внизу слева).

 

В слабом классе постараемся развести в сознании учащихся понятия «однокоренные слова», «синонимы» и «слова одной тематической группы»: попросим пятиклассников подобрать каждому из данных слов однокоренные, а затем назвать то слово из данной группы, которое имеет синоним (фортепиано – пианино).

IV. Подведение итогов урока (повторение сведений из текста на стр. 60-61) и определение домашнего задания.

 

Д. з.: 1) упр. 171 (устное высказывание);

2)проверить по орфографическому словарю правильность написания слов из упр. 165;

3) упр. 174.

 

Предложим отдельным учащимся и всем желающим сделать сообщение по заданию упр. 168.

Готовя учащихся к выполнению упр. 171, напоминаем им, что название тематической группы слов может состоять из словосочетания.

Нам видится целесообразным распределить работу со словами различных тематических групп (устное высказывание) по вариантам: учащиеся первого варианта работают с 1-ой и 3-ей группами, учащиеся второго варианта – со 2-ой и 4-ой.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 20 мин., III этап – 7 мин., IV этап – 3 мин.

 

Урок 28.

Тема. Типы речи. Описание (§ 34).

Цели урока: 1) восстановить в памяти учащихся сведения о типе речи описание;

2) сформировать умение дифференцировать тексты-описания (описание природы, интерьера, характера человека, его внешности и т. д.).

 

I. Анализ самостоятельных работ.

 

II. Проверка и отработка умения соотносить родовые понятия с видовыми и составлять тематические группы слов (проверка домашнего задания).

 

III. Закрепление умения опознавать тексты-описания (упр. 526).

 

Прежде чем выполнять задание упр. 526, учащиеся вспоминают признаки текста-описания. После того как пятиклассники перечислят детали, которые авторы используют для описания предмета или внешности, подведём их к выводу, что предметом описания может быть природа, отдельный предмет, внешность человека (его одежда).

Необходимо также обратить внимание учащихся на то, что для обозначения деталей описываемого предмета, явления часто используются существительные определённых тематических групп (например, черты лица, одежда), для выражения признаков этих предметов и явлений -- прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика.

 

IV. Закрепление умения использовать слова определенной тематической группы для описания предмета, специального помещения, окружающей среды (упр. 169 – сочинение-миниатюра).

 

Помимо тех тем, которые предлагаются в упражнении, можем предложить учащимся дополнительные: свои темы: «В библиотеке», «Витрина магазина игрушек», «Школьный сад», «На уроке изобразительного искусства» и т. д.

Дополнительное задание может быть следующим: использовать языковые средства, выражающие признаки предметов и явлений. В этом случае при чтении готовых работ обратим внимание класса на удачное их использование отдельными учениками.

В слабом классе, прежде чем предложить учащимся это задание, будет полезно поработать совместно над заданием упр. 173.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: