III. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Д. з.: упр. 231: в сильном классе – полностью, в слабом – задания 1,2.

Примерное распределение времени урока: I этап – 7 мин., II этап – 35 мин., III этап – 3 мин.


Молодому учителю.

Предупредительный диктант предполагает объяснение орфограмм (пунктограмм) до записи слов (текста).

Уроки 41-43.

Тема. Правописание слов с ь и ъ (§16).

Урок 41.

 

Тема. Употребление ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

 

Цель урока: повторить, расширить и обобщить сведения о написании ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

I. Проверка усвоения темы «Правописание личных окончаний глаголов».

 

Задание 1. Словарный диктант.

Цель словарного диктанта – проверить сформированность умения учащихся правильно выбирать личные окончания глаголов.

 

Если учитель чувствует необходимость, предлагается дополнительное задание: объяснить выбор личных окончаний глаголов.

 

Выходит на улицу, оглянешься вокруг, вынете из кармана, посмотришь в глаза, малыши затеют игру, постелем ковёр, увидишься с друзьями, запишете в блокнот, украсим комнату, ребята построят снежную крепость, развеешь по ветру, пересилите волнение.

 

Задание 2. Проспрягайте глаголы построиться, развеять (I вариант) и раскаяться, начертить (II вариант). Выделите личные окончания.

 

II. Систематизация сведений о функциях ь и ъ (внимательное чтение текста на стр. 88, работа с вопросами).

 

Назначение 2-го и 3-его вопросов после параграфа – привить пятиклассникам навык составления плана предстоящей работы по изучению отдельных тем, определения её границ и перспективы.

 

III. Восстановление в памяти учащихся сведений о способах обозначения мягкости согласных (упр. 233, 234, 235).

 

Выполняя упр. 233, учащиеся приводят примеры слов, в которых мягкость согласных обозначается с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь.

 

Основная цель работы с заданием упр. 234 – учить пятиклассников отличать ь для обозначения мягкости согласного от ь в роли знака разделительного.

 

IV. Углубление и систематизация сведений о написании ь после шипящих (упр. 236 (устное высказывание), чтение текста на стр. 89-90 и {ф} изложение информации текста в виде таблицы).

 

Восстановить в памяти учащихся и обобщить сведения о написании ь после шипящих поможет работа по составлению устного текста на основе схемы в упр. 236. При составлении устного высказывания обращаем особое внимание учащихся на последовательность изложения теоретического материала и сопровождение не только данными в схеме, но и собственными примерами. Проверить точность своих высказываний учащиеся могут по следующему за упражнением тексту.

{ф} Работу по систематизации сведений о написании ь пятиклассники продолжат переработкой информации, которую содержит текст: на основе текста составляется таблица (см. задание после текста). Обратим внимание учеников, что одна и та же информация оказалась представленной в трёх разных формах.

 

{ф}V. Тренировка в умении использовать правило о написании ь после шипящих (упр. 239).

 

VI. Д. з.: 1) выучить наизусть текст на стр. 89-90;

2) упр. 237.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 5-7 мин., {ф}V этап – 5 мин., VI этап – 2 мин.

 

Урок 42.

Тема. Правописание –тся и –ться в глаголах.

Цель урока: формировать навык правильного выбора написания –тся и –ться в глаголах.

 

I. Совершенствование умения определять гласную в безударном личном окончании глагола и отработка навыка написания ь в форме 2-го л. ед. ч. глагола (анализ самостоятельных работ, проверка домашнего задания, упр. 238, {ф} упр.240).

 

После проведения анализа словарных диктантов учащимся будет полезно поработать с упр. 238, которое позволит ещё повторить не только правило об употреблении ь в форме 2-го лица ед. ч. глаголов, но и ещё раз вернуться к правилу о выборе безударного личного окончания глагола.

Учебная игра. Этой же цели можно достичь при выполнении упр. 240, которое лучше всего провести в форме игры «Аукцион» или «Кто больше?» (по командам или рядам). Балл засчитывается команде или отдельному участнику при соблюдении обязательного условия – объяснения написания безударного личного окончания.

 

II. Повторение правила о правописании –тся и –ться в глаголе (упр. 241, чтение текста на стр. 91).

 

Работа с упр. 241 носит исследовательский характер, но выводы, которые нужно сделать, подготовлены изучением раздела «Фонетика». Задание приучает пятиклассников задумываться над причинами возникновения орфографических трудностей и самостоятельно их отыскивать.

 

III. Отработка умения применять правило о написании –тся и –ться в глаголе (упр. 242, 244).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: