Пейзаж – изображение природы; жанр изобразительного искусства, а также отдельное его произведение, в котором отображаются природа, города, села и т. п.
Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его важнейших элементов, от которой зависит его смысл.
Планы произведения живописи – части изображения, находящиеся в различной отдалённости от зрителя. Обычно различают первый, или передний, и задний, или дальний, план. На самом деле количество этих планов может быть больше, и тогда говорят о первом, втором, третьем (переднем, среднем, дальнем) планах.
Работа с лексикой.
Мир красоты и гармонии, образы вечно торжествующей жизни, весеннее шумное празднество берёз, неизмеримое небесное пространство.
Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, рай-цветок, красноватые зонтики, жёлто-красные кисти рябинника, атмосфера летнего праздника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, медно-красный отсвет на листве деревьев, просторы полей, пышные розовеющие облака, привычный взгляду уголок природы, пышное праздничное цветение природы; молодое, радостное чувство, необозримая небесная даль, трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.
III. Определение домашнего задания.
Д. з.: сочинение по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» (упр. 154).
Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап: 1 – 7-10 мин., 2 – 7-10 мин., 3 – 7-10 мин., 4 – 10 мин.; III этап – 2 мин.
Уроки 30-31.
Тема. Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии.
Урок 30.
Тема. Разделы русской орфографии. Правописание морфем (§13).
Цели урока: 1) дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов;
2) добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора;
3) сформировать представление об основном законе русской орфографии – требовании единообразного написания морфем
I. Определение целей изучения орфографии и формирование представления об орфографии как системе правил (работа с текстом на стр. 67-68 и обсуждение эпиграфа к разделу, внимательное чтение текста на стр. 68-69, упр. 181).
Очень важно, чтобы в процессе работы с первым текстом (стр. 67-68) учащиеся поняли необходимость изучения орфографии. Анализ эпиграфа целесообразно провести после ответа на вопросы к тексту.
Важно, чтобы в ходе чтения текста § 13 (стр. 68-69) ребята осознали, что они сейчас изучают в основном правила из первого раздела («Правописание морфем») и что эти правила подчинены главному закону русской орфографии – «пиши морфему одинаково» (исключение составляют лишь некоторые написания).
II. Углубление представления о первом разделе орфографии («Правописание морфем») и тренировка в умении видеть орфограмму (написание, требующее осмысленного выбора) (вдумчивое чтение текста на стр. 70, упр. 183, 185).
В слабом классе целесообразно ограничить задание упр. 183 работой с первым предложением. Подготовку устного пересказа можно предложить в качестве задания на дом.
III. Отработка навыка использования словообразовательных моделей для правильного написания суффиксов прилагательных (упр. 186).
Учащиеся анализируют свои текущие или самостоятельные работы и делают выводы о том, правила какого раздела русской орфографии ими не усвоены. Пятиклассники с помощью учителя пытаются определить причины возникших трудностей и намечают пути их преодоления.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся перечисляют разделы русской орфографии, сопровождая ответ примерами, а затем рассказывают о четырёх основных группах орфограмм, которые включает в себя первый раздел орфографии «Правописание морфем».
Д. з.: 1) подробный пересказ теоретических сведений § 13;
2) подготовиться к словарному диктанту (упр. 156, 166 (повторение), упр. 178 (орфографический минимум)).
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 20 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 5 мин.
Резерв – упр. 179, 180.
Урок 31.
Тема. Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ.
Цели урока: повторить и закрепить правила написания буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;сочетаний чн, нч, чк, рщ, нщ, щн.
I. Проверка домашнего задания (словарный диктант).
Словарный диктант проводится на материале упр. 156, 166, 178.
В зависимости от качества выполнения самостоятельных работ по темам «Морфемный состав слов», «Способы объяснения лексического значения слова» предлагаем дополнительные задания, связанные с проверкой усвоения определённой темы: указать морфемный состав указанных слов, записать поморфемно названные слова, объяснить лексическое значение отдельных слов определённым способом и т. д.
II. Закрепление правила единообразного написания морфем в словах (упр. 187).
III. Формирование умения различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Правописание букв и, у, а после шипящих» (чтение текста на стр. 72, упр. 188).
IV. Повторение сведений о написании буквенных сочетаний чн, нч, чк, рщ, нщ, щн и отработка навыка правильного написания слов с этими сочетаниями (упр. 190).