II. Повторение сведений о чередовании гласных в корнях слов (проверка домашнего задания).
Можно организовать взаимопроверку домашнего задания. 1-ый вариант проведения взаимопроверки: к доске приглашаются два учащихся, один из них называет корень с чередованием, другой приводит примеры; 2-ой вариант: один из учащихся называет корни с чередованием о//а, другой – корни с чередованием е//и, остальные учащиеся приводят примеры.
III. Повторение и систематизация сведений о чередовании согласных в корнях слов (упр. 125, 126, 127; чтение текста на стр. 47, упр. 128).
Выполнение упр. 110 факультативно в том случае, если учитель видит, что материал усвоен.
IV. Формирование представления о чередовании о, е с нулём звука в разных морфемах (чтение текста на стр. 48, упр. 131).
V. Д. з.: 1) работа над ошибками;
2) упр. 129 (устное высказывание);
3) упр. 134 (орфографический минимум); дополнительное задание к орфографическому минимуму: записать все слова, используя способ поморфемной письма.
Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 5 мин., III этап – 15-20 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 2 мин.
Резерв – упр. 130.
Урок 23.
Тема. Типы речи. Повествование (§ 34).
Цели урока: 1) обобщить и углубить известные учащимся сведения о типах речи, добиваться понимания особенностей повествования, описания, рассуждения;
2) сформировать умение опознавать и создавать текст-повествование.
I. Проверка домашнего задания (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа.
Задание 1. Изложить план ответа «Чередование гласных в корнях слов» (1 вариант) и «Чередование согласных в корнях слов» (2 вариант), указать в плане основные виды чередований гласных и согласных в корнях, в скобках записать пример, иллюстрирующий каждый вид чередований.
|
Задание 2. Используя приём поморфемной записи слов, записать под диктовку слова из орфографического минимума.
Примечание. Запись слов из орфографического минимума в слабом классе можно предложить в сокращённом виде, например, по вариантам: прочитывать слова или словосочетания парами, причём первое слово (словосочетание) записывают поморфемно учащиеся первого варианта, второе слово (словосочетание) пары – учащиеся второго варианта.
II. Обобщение и углубление сведений о типах речи (вдумчивое чтение текста § 34).
При работе с текстом параграфа постараемся добиться от учащихся уяснения способа определения типа речи текста (способа постановки вопроса). Обратим их особое внимание на то, что в текстах чаще всего совмещаются разные типы речи.
Возможно, учащимся не были известны в начальной школе понятия «тезис» и «аргумент». В этом случае проведём специальную работу по осмыслению этих понятий.
Можно предложить пятиклассникам задание передать основное содержание текста в виде схемы:
Типы речи.
Повествование что произошло? | Описание каков предмет? | Рассуждение почему? |
{ф}III. Формирование умения различать типы речи.
Задание. Определите, какие типы речи используются в записанном на доске тексте. Объясните, почему автор их использовал.
У меня дома живёт попугайчик Кеша. Перья у Кеши пёстрые и блестящие, хвост длинный, клювик загнутый. Мой попугайчик очень общительный.
|
Однажды к нам в гости пришла соседка с котёнком Мурзиком. Кеша долго присматривался к Мурзику. Потом попугай подлетел к столу, взял в клювик дольку мандарина и принёс её котёнку.
Характер домашних животных и птиц зависит от воспитания. Я забочусь о моём попугайчике и всегда ласково с ним разговариваю, поэтому он добрый и весёлый. Любите своих домашних питомцев!
Чтобы помочь пятиклассникам безошибочно определить значение текста, можно, как предлагает В. И. Капинос, воспользоваться приёмом «фотографирования» (Развитие речи: теории и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – с. 51).
Следуя рекомендациям В. И. Капинос, познавательную задачу можно сформулировать так: «Представьте, что вам нужно передать содержание этого текста с помощью фотоснимков. Содержание какого абзаца вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придётся сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого абзаца вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?»
В ходе решения задачи учащиеся делают выводы о том, что содержание текста-описания можно передать на одном фотоснимке, потому что в нём говорится об одновременных признаках; для того чтобы передать содержание текста-повествования, нужно сделать несколько кадров, потому что в нём передаётся последовательность действий; содержание рассуждения увидеть нельзя, его можно только понять.
После проведённой работы учащимся можно задать вопрос, каким типом речи они пользовались, когда давали свои ответы.
|
IV. Наблюдение за используемыми в повествовании языковыми средствами (упр. 529, чтение задания к упр. 523).
Пятиклассники вспомнят, что для определения темы текста нужно задать вопрос, о ком или о чём говорит автор. Примерные ответы:
-- В первом тексте рассказывается, как Алёша ухаживал за чувствующими цветами. Заголовок – «Алёша и цветы».
-- Во втором тексте повествуется о том, как волчица определяла путь к посёлку. Заголовок – «Волчица идёт в посёлок».
-- Третий текст о том, как кукушка снесла яйцо и подложила его в гнездо мухоловки. Озаглавим его «Кукушка
Выполнив упр. 529, учащиеся ещё раз делают вывод о том, что последовательность действий передаётся с помощью глаголов-сказуемых.
Прочитав задание к упр. 523, пятиклассники принимают к сведению, что для создания текста-повествования нам часто нужны наречия со значением времени, местоимения с предлогами, имеющими такое же значение. Эти языковые средства необходимы, для того чтобы передавать последовательность каких-либо событий, действий.
Ориентируем ребят на выбор и обдумывание сюжета для невыдуманного рассказа о себе, чтобы в дальнейшем не одном из уроков или дома создать текст-повествование.
V. Тренировка в умении строить текст-повествование (упр. 521 (устное высказывание)).
Перед тем как учащиеся приступят к составлению устного высказывания по картинкам упр. 521, можно организовать совместную работу по выбору глаголов, которые наиболее точно и выразительно обозначат действия в их последовательности.
V. Д. з.: 1) пересказ текста § 34;
2) упр. 519 или 524 (по выбору учащихся).
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 5-7 мин., {ф}III этап – 7-10 мин., IV этап – 5-7 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.
Уроки 24-26.
Тема. Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова (§11).
Урок 24.