I. Анализ самостоятельной работы по разделу «Морфемика».




 

II. Повторение сведений о чередовании гласных в корнях слов (проверка домашнего задания).

 

Можно организовать взаимопроверку домашнего задания. 1-ый вариант проведения взаимопроверки: к доске приглашаются два учащихся, один из них называет корень с чередованием, другой приводит примеры; 2-ой вариант: один из учащихся называет корни с чередованием о//а, другой – корни с чередованием е//и, остальные учащиеся приводят примеры.

 

III. Повторение и систематизация сведений о чередовании согласных в корнях слов (упр. 125, 126, 127; чтение текста на стр. 47, упр. 128).

 

Выполнение упр. 110 факультативно в том случае, если учитель видит, что материал усвоен.

 

IV. Формирование представления о чередовании о, е с нулём звука в разных морфемах (чтение текста на стр. 48, упр. 131).

 

V. Д. з.: 1) работа над ошибками;

2) упр. 129 (устное высказывание);

3) упр. 134 (орфографический минимум); дополнительное задание к орфографическому минимуму: записать все слова, используя способ поморфемной письма.

 

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 5 мин., III этап – 15-20 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 130.

 

Урок 23.

Тема. Типы речи. Повествование (§ 34).

Цели урока: 1) обобщить и углубить известные учащимся сведения о типах речи, добиваться понимания особенностей повествования, описания, рассуждения;

2) сформировать умение опознавать и создавать текст-повествование.

 

I. Проверка домашнего задания (самостоятельная работа).

 

Самостоятельная работа.

 

Задание 1. Изложить план ответа «Чередование гласных в корнях слов» (1 вариант) и «Чередование согласных в корнях слов» (2 вариант), указать в плане основные виды чередований гласных и согласных в корнях, в скобках записать пример, иллюстрирующий каждый вид чередований.

 

Задание 2. Используя приём поморфемной записи слов, записать под диктовку слова из орфографического минимума.

 

Примечание. Запись слов из орфографического минимума в слабом классе можно предложить в сокращённом виде, например, по вариантам: прочитывать слова или словосочетания парами, причём первое слово (словосочетание) записывают поморфемно учащиеся первого варианта, второе слово (словосочетание) пары – учащиеся второго варианта.

 

II. Обобщение и углубление сведений о типах речи (вдумчивое чтение текста § 34).

 

При работе с текстом параграфа постараемся добиться от учащихся уяснения способа определения типа речи текста (способа постановки вопроса). Обратим их особое внимание на то, что в текстах чаще всего совмещаются разные типы речи.

Возможно, учащимся не были известны в начальной школе понятия «тезис» и «аргумент». В этом случае проведём специальную работу по осмыслению этих понятий.

Можно предложить пятиклассникам задание передать основное содержание текста в виде схемы:

 

Типы речи.

Повествование что произошло? Описание каков предмет? Рассуждение почему?

 

 

{ф}III. Формирование умения различать типы речи.

 

Задание. Определите, какие типы речи используются в записанном на доске тексте. Объясните, почему автор их использовал.

 

У меня дома живёт попугайчик Кеша. Перья у Кеши пёстрые и блестящие, хвост длинный, клювик загнутый. Мой попугайчик очень общительный.

Однажды к нам в гости пришла соседка с котёнком Мурзиком. Кеша долго присматривался к Мурзику. Потом попугай подлетел к столу, взял в клювик дольку мандарина и принёс её котёнку.

Характер домашних животных и птиц зависит от воспитания. Я забочусь о моём попугайчике и всегда ласково с ним разговариваю, поэтому он добрый и весёлый. Любите своих домашних питомцев!

 

Чтобы помочь пятиклассникам безошибочно определить значение текста, можно, как предлагает В. И. Капинос, воспользоваться приёмом «фотографирования» (Развитие речи: теории и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – с. 51).

Следуя рекомендациям В. И. Капинос, познавательную задачу можно сформулировать так: «Представьте, что вам нужно передать содержание этого текста с помощью фотоснимков. Содержание какого абзаца вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придётся сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого абзаца вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?»

В ходе решения задачи учащиеся делают выводы о том, что содержание текста-описания можно передать на одном фотоснимке, потому что в нём говорится об одновременных признаках; для того чтобы передать содержание текста-повествования, нужно сделать несколько кадров, потому что в нём передаётся последовательность действий; содержание рассуждения увидеть нельзя, его можно только понять.

После проведённой работы учащимся можно задать вопрос, каким типом речи они пользовались, когда давали свои ответы.

 

IV. Наблюдение за используемыми в повествовании языковыми средствами (упр. 529, чтение задания к упр. 523).

 

Пятиклассники вспомнят, что для определения темы текста нужно задать вопрос, о ком или о чём говорит автор. Примерные ответы:

-- В первом тексте рассказывается, как Алёша ухаживал за чувствующими цветами. Заголовок – «Алёша и цветы».

-- Во втором тексте повествуется о том, как волчица определяла путь к посёлку. Заголовок – «Волчица идёт в посёлок».

-- Третий текст о том, как кукушка снесла яйцо и подложила его в гнездо мухоловки. Озаглавим его «Кукушка

 

Выполнив упр. 529, учащиеся ещё раз делают вывод о том, что последовательность действий передаётся с помощью глаголов-сказуемых.

Прочитав задание к упр. 523, пятиклассники принимают к сведению, что для создания текста-повествования нам часто нужны наречия со значением времени, местоимения с предлогами, имеющими такое же значение. Эти языковые средства необходимы, для того чтобы передавать последовательность каких-либо событий, действий.

Ориентируем ребят на выбор и обдумывание сюжета для невыдуманного рассказа о себе, чтобы в дальнейшем не одном из уроков или дома создать текст-повествование.

 

V. Тренировка в умении строить текст-повествование (упр. 521 (устное высказывание)).

 

Перед тем как учащиеся приступят к составлению устного высказывания по картинкам упр. 521, можно организовать совместную работу по выбору глаголов, которые наиболее точно и выразительно обозначат действия в их последовательности.

 

V. Д. з.: 1) пересказ текста § 34;

2) упр. 519 или 524 (по выбору учащихся).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 5-7 мин., {ф}III этап – 7-10 мин., IV этап – 5-7 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.

 

Уроки 24-26.

Тема. Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова (§11).

Урок 24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: