Тема. Способы объяснения лексического значения слова. Объяснение значения путём толкования слов.




Цели урока: 1) дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка и познакомить с основными способами объяснения лексического значения слова;

2) формировать умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре;

3) вырабатывать умение использовать синтаксическую конструкцию сущ. – сущ. для толкования лексического значения существительных.

 

I. Закрепление сведений о типах речи и тренировка в определении типах текста (проверка домашнего задания, работа с текстами).

 

После того как ученики расскажут об особенностях разных типов речи и обсудят сочинения-миниатюры, для закрепления умения различать типы речи можем предложить им следующее задание.

 

Задание. Определите тип речи, использованный в данных текстах.

 

Прежде чем учащиеся приступят к прослушиванию текстов, попросим их определить тип речи, которым они воспользуются, строя ответ на поставленный в задании вопрос.

 

Малыш – это красивая болонка. Шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти.

Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и выразительные тёмные глаза. Чтобы длинная шерсть между ушек малыша не мешала ему видеть, её закалывают брошкой.

Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, она забавно ими семенит.

(По П. Ивченкову)

 

Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать!

Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал её.

Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил ей несколько рож, спел три песни, язык показал.

Она цап его по языку!

Петя сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам.

Лучше поздно, чем никогда!

(По В. Голявкину)

 

3) Анализ домашних сочинений-миниатюр.

 

II. Формирование представления о лексикологии как разделе лингвистики (внимательное чтение текста на стр. 50-51).

 

Отвечая на второй вопрос перед текстом, учащиеся отмечают, что без знания лексического значения слова невозможно употребить его в речи, а следовательно, передать собеседнику свои мысли и чувства.

Повторим этот вопрос после чтения текста. Этот текст поможет пятиклассникам понять, что только изучая лексикологию, можно получить полное представление о словарном составе русского языка: о многообразии значений слов, о различных отношениях между словами (синонимических, антонимических отношениях), об особенностях их сочетания и т. д.

 

III. Знакомство с основными способами толкования лексического значения слова и отработка умения использовать эти способы в речевой практике (внимательное чтение текста на стр. 51-52 и составление на его основе таблицы (задание 3 после текста), {ф} практическое задание).

 

После чтения каждой из частей текста предоставим ученикам возможность приводить примеры слов с толкованием их лексического значения тем способом, о котором шла речь в данной части.

 

{ф} После того как пятиклассники представят информацию, которую содержит текст, в виде таблицы, можем предложить пятиклассникам выполнение следующего задания.

Задание. Попробуйте определить разными способами значение слов мудрец, бледный, веселиться.

 

IV. Знакомство с толковым словариком и формирование навыка его использования при толковании лексического значения слов (упр. 135 (устное высказывание), 136).

 

Знакомя учащихся с толковым словариком (задание упр. 135), обратим их внимание на то, что в нём можно получить информацию не только о лексическом значении слова, но и о количестве этих значений и о том, прямое это значение или переносное; кроме этого, в словарных статьях даются примеры употребления слова в каждом из приводимых значений. Также постараемся заострить внимание учащихся на том, что с помощью специальных помет в толковых словарях даётся информация о сфере употребления слова (помета спец. – об употреблении слова в профессиональной среде, помета высок. и офиц. – об употреблении слова в книжных стилях), о времени употребления (помета устар.).

 

Когда учащиеся ознакомятся с заданием упр. 136 и образцом его выполнения, обратим их внимание на то, что в толковом словаре при определении лексического значения существительного ключевым словом является существительное, при определении значения глагола таким словом является глагол, при определении прилагательного – прилагательное или причастие. Это поможет пятиклассникам преодолеть трудности при толковании слов и предостережёт от использования грамматически неверных конструкций типа «Легенда – это когда…».

Задание упр. 136 требует толкования лексического значения имён существительных и, прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания, попросим их ещё раз рассмотреть схему в рамочке и сформулировать правило постановки тире в предложении, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.

Одна из форм работы с этим упражнением: учащиеся каждого ряда получают задание растолковать значение двух слов из данного списка, при проверке все учащиеся контролируют отвечающего по толковому словарю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: